Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное её решение. Для современного управления исследование - важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.
Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.
Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.
Понятие «функциональная роль исследования СУ» следует воспринимать как меру результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении СУ (т.е. не столько как степень, сколько как меру результата), зависящего от их научного и практического целевого использования.
Особенно важную функциональную роль играют исследования СУ в развитии автоматизации управленческих процессов, что объективно необходимо для повышения эффективности, как управляющей, так и управляемой подсистем. При этом одно из направлений развития современных СУ - создание интегрированных систем, обеспечивающих комплексную автоматизацию работ по управлению.
Для усиления функциональной роли исследований в целом и СУ в частности органы управления различных уровней, в том числе государственного, в той или иной мере стремятся финансировать научную деятельность. Например, развитые страны (Япония, США и др.) на финансирование научно - исследовательских работ выделяют примерно 2,5 - 3% ВВП.
Россия в настоящее время при относительно небольшом ВВП из-за недостаточности средств на другие статьи расходов столько тратить на научные исследования не может. В абсолютном исчислении наши финансовые затраты на указанные цели примерно в 30 - 60 раз меньше. Для устранения сложившегося дисбаланса следует увеличивать расходы на нужды исследований не только из государственного и региональных бюджетов, но также использовать для проведения исследовательских работ финансовые возможности независимых организаций.
Функциональная роль исследования системы управления и их классификация зависят от целого ряда факторов:
1) в зависимости от вида практического целевого использования результатов исследования:
- информационное использование (например, результатов прогнозирования),
- мониторинг (наблюдение) или
- использование при разработке и принятии решений (планирование, бухгалтерский учет, аудит);
2) в зависимости от вида исследуемого управления: стратегического, перспективного, текущего, оперативного управления;
3) в зависимости от места исследований в процессе управления могут быть выделены исследования: целеполагания, маркетинга, менеджмента;
4) в зависимости от признака использования их результатов в принятии управленческих решений могут быть выделены прогнозные и плановые испытания; испытания в реальном масштабе времени; последующие исследования;
5) в зависимости от типа взаимодействия субъекта и объекта управления можно выделить исследования традиционного (основанного на аналогии) управления, системного, ситуационного, социально-этического управления;
6) в зависимости от этапа жизненного цикла (разработка, производство, испытания или пуско-наладка, эксплуатация, модернизация, утилизация), рыночного цикла (выход на рынок, рост продаж, зрелость товара, спад, уход с рынка) и цикла разработки АСУ, товаров, услуг (научные исследования или аванпроект, эскизный проект, технический проект, этап опытных образцов);
7) по принадлежности к одному из циклов организации могут быть выделены исследования управления производственным, инвестиционным, денежным циклами;
8) по необходимости установления областей вида реагирования: рефлекторное, нерефлекторное и др.
Однако функциональная роль исследования систем управления зависит, прежде всего, от предполагаемого и реального практического целевого использования результатов исследования.
Информационное использование результатов исследования, прогнозирования не обязывает принимать решения.
Наоборот, использование результатов исследования при разработке и принятии решений (планирование, управленческий бухгалтерский учет, аудит) делает принятие такого решения обязательным.
Автоматизация прогнозирования и планирования при разработке управленческих решений является самостоятельной, достаточно сложной, ресурсо - и трудоемкой задачей в деятельности любой организации. Но без этого осуществлять мониторинг, прогноз, планирование, а, следовательно, и надеяться на успех управления проблематично.
Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить:
- обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и
- какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.
Система обследований, понимаемая как одна из функций деятельности менеджера, не может быть не основана на конкретной практике. Но при этом она должна состоять из определенных стандартных шагов, улучшающих работу. Система разделяется на четыре блока операций:
-сбор информации,
-её документирование,
-анализ и
-использование.
Эти действия требуют знания традиционных и современных теорий управления (общего менеджмента, управления человеческими ресурсами, теории коммуникации, лидерства и стратегического планирования). Подчеркнем, что система обследования не является их заменителем, а лишь помогает менеджерам в управлении.
Традиционные теории менеджмента выступают основой обследования. Так, научное управление направлено на стандартизацию работы организации, а в функции менеджеров входит наблюдение за деятельностью подчиненных, чтобы гарантировать соответствие стандартам. Управление человеческими ресурсами сосредоточено на мотивации служащих, а менеджеры должны постоянно быть в курсе пожеланий последних, чтобы знать, что делать для совершенствования организационной культуры.
Итак, первый вопрос, который менеджеру приходится решать при обследовании: что я должен знать (другими словами, какую информацию я должен собирать)?
Чтобы правильно собирать информацию, нужно сначала определить объекты исследования. Они подразделяются на пять категорий, связанных с рынком, организацией в целом, отделом, в котором работает данный менеджер, служащими и собственной деятельностью. Обычно на уровне организации отслеживают лишь часть информации по этим направлениям. Естественно, менеджеры в соответствии с полномочиями могут воспользоваться такой информацией, но при этом каждый из них имеет свой список объектов обследования.
Факторы, связанные с рынком, включают валовой внутренний продукт (ВВП), конкуренцию, спрос и предложение в области интересов организации, технико-технологические новшества производства и т. д. (см. Табл.1).
Среди факторов, касающихся организации в целом, отметим изделия, историю, репутацию, рыночное положение, финансы, процедуры и цели. При подготовке на должность менеджера кандидаты нередко проводят интервью, в ходе которого они должны исследовать те или иные факторы рынка и организации, чтобы выяснить свою компетентность в выбранной области. Одни элементы (например, ВВП, финансы, спрос и предложение) для более точного представления о положении дел требуют постоянного измерения. Полнота картины по другим (история компании) обеспечивается однократным сбором информации.
Для менеджеров среднего уровня важны данные, связанные с отделом, - производительность, прибыль, доход, затраты, качество процессов, достижения и трудности. Кроме того, он должен хорошо знать работу подчиненных.
Особое направление составляют характеристики личной деятельности - навыки, знания, способности, предложения, ожидания, достижения и трудности. Обычно менеджеры оценивают только труд служащих, оставляя в стороне собственные усилия, но если они хотят улучшить результаты, то должны стремиться и к самосовершенствованию.
Для этого необходимо проанализировать требования должности, свою нагрузку, производительность, сервисные затруднения, предложения, достижения и трудности, а также оценку его деятельности служащими и высшим руководством.
Скажем несколько слов о каждом факторе работы непосредственно менеджеров.
Нагрузка определяется количеством решаемых задач. Если менеджеры отслеживают занятость каждый день, то начинают осознавать тенденции в данном направлении.
Измерение производительности помогает им оценить методы своей работы. Кроме того, они должны записывать личные достижения и трудности, чтобы потом, подвергнув разбору, понять сильные и слабые стороны собственной деятельности.
Достижения включают обучение и успехи в работе.
Все трудные ситуации необходимо подробно описывать для того, чтобы найти лучшие методы.
Сервисные затруднения происходят, когда менеджер не приходит в назначенное время или не выполняет обязательства. Важно выявить причины этого, чтобы скорректировать поведение данного сотрудника.
Иногда менеджеры думают о новых методах, но не фиксируют идеи, что в корне неверно, так как стратегические изменения в организации, а также инновации очень часто зависят от их предложений. Оценки служащих и высшего руководства иллюстрируют объективные взгляды на эффективность работы того или иного менеджера.
Руководитель (лидер) - человек, который не только управляет, но и помогает, направляет и поддерживает коллег. Он должен быть терпеливым и понимающим и в то же время решительным и компетентным. Конечно, руководство трудно учить, но менеджеры это делают посредством опыта. Оценка руководства всегда очень субъективна, однако очень важна. Только со временем (накопив опыта) менеджер может научиться понимать, как верно оценивать свое руководство. Но это требует смелости, честности и дипломатии.
Чтобы правильно осуществить сбор информации, менеджеры должны решить не только какая информация необходима, но, как и когда её собирать.
Средства сбора информации включают:
• наблюдение, т. е. непосредственное восприятие предметов и явлений;
• использование банка данных фирмы, а также журналов, газет и Интернета;
• опрос - специальную анкету, распространенную среди определенной группы сотрудников или клиентов, чтобы выявить их мнение;
• интервью. Этот метод сбора данных заключается в том, что интервьюер в большинстве случаев устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.
Для каждого объекта сбора информации менеджерам нужно выбрать самые эффективные средства.
Для фиксации количественных данных в целях выявления тенденции применяют контрольную карту.
Когда обследуют качественные характеристики, используют журнал или файл.
Таким образом, менеджеры имеют официальную и точную документацию. Она должна объективно отражать наблюдаемые процессы (за счет правильного выбора объектов обследования и примененного для их описания синтаксиса). Ответ на вопрос, кто виноват, не выступает, как правило, центром исследования менеджера. Отметим также, что документация важна не только для анализа, но и для эффективного разговора со служащими, коллегами и руководителями.
При статистическом анализе информации, собранной при помощи контрольных карт, менеджеры чаще всего подсчитывают среднее значение той или иной характеристики обследуемого явления (фактора), стандартное и квадратичное отклонения, тенденции изменения. Сегодня эта работа значительно облегчилась и ускорилась благодаря применению персональных компьютеров. Для показа и объяснения трендов наиболее эффективны графики. Хорошим подспорьем выступает такое программное средство, как Microsoft excel, имеющее мощные инструменты для создания различных графиков, но менеджеры могут заниматься этим и вручную.
Важным элементом на этапе анализа является метод сравнения. Его проводят по отношению к предыдущим периодам, конкурентам, средней ситуации на рынке. Сравнение позволяет точнее оценить полученные результаты. Так, если компания увеличивает продажи на 10% в год, это считается хорошим показателем. Но если у конкурентов продажи выросли на 20%, то результат 10% представляется не таким уж хорошим.
Анализ качественных измерений более субъективен. Лидерам, менеджерам и служащим рекомендуется заниматься им вместе. Естественно, если имеет место личная проблема, то лучше говорить со служащим конфиденциально. В обычных же ситуациях целесообразнее анализировать информацию в группе (применяя так называемый метод командной работы).
Диалог между лидерами, менеджерами и служащими важен не только для анализа, но и для поддержания и улучшения внутрифирменных отношений. Однако по-настоящему продуктивными подобные собрания могут стать только с практикой.
Групповой анализ информации является сложным процессом, поэтому при его использовании необходимо придерживаться некоторых правил. Прежде всего, нужно определить цели и задачи. Фокусирование на улучшении параметров - основной принцип анализа.
Если существует проблема, то следует выяснить, каким образом обеспечивается её эффективное решение. Кроме того, метод управления качеством рекомендует найти причину возникновения проблемы. В рамках командной работы это может принять форму поэтапной постановки вопросов (когда ответ выводит на следующий вопрос).
Например, если данные говорят, что качество продуктов ухудшилось, первый вопрос «почему?» может обнаружить, что это было вызвано технической проблемой.
Второй уточняющий вопрос «почему?» может показать, что ремонтная команда не придерживалась расписания технического обслуживания.
С третьим вопросом «почему?» менеджер может выяснить, что она была занята в данный момент в другом отделе и т. д. В конце концов, менеджеры могут узнать, что не существует системы пересмотра и улучшения процедур, поэтому самым продуктивным решением является её разработка и дальнейшее применение.
Как уже говорилось выше, цель исследования заключается в улучшении процессов. Если фирма более или менее успешна, то обследования различных параметров её деятельности будут чаще показывать хорошие результаты, чем проблемы. Естественно, информация о хороших результатах улучшает мотивацию служащих и корпоративную культуру. Кроме того, когда сотрудники знают о ключевых факторах успеха, они лучше понимают свою роль в организации.
Еще одна существенная функция таких обследований - обеспечение непрерывной обратной связи. Важные характеристики эффективной обратной связи включают в себя точность, быстроту, доходчивость и применимость. Менеджеры должны использовать полученную в ходе обследований информацию не только в системе ежемесячного и (или) ежегодного стратегического планирования, но и в ежедневном менеджменте.
Обычно менеджеры не рассматриваются в качестве исследователей, но они должны знать, как собирать, документировать, анализировать и использовать информацию для выполнения стратегического плана организации. Первым шагом в этом деле является определение объектов обследования. Основной вопрос в том, что менеджер должен знать.
В табл. 1 предложен фундаментальный список объектов исследования, но, очевидно, каждый менеджер должен откорректировать его в соответствии с особенностями собственной работы.
Таблица 1