Направление и объект обследования | Время | Средства | Документация | |
Рынок | ||||
ВВП | Ежемесячно | Использование данных | Файл | |
Конкуренция | Ежемесячно | Использование данных | Файл | |
Спрос и предложения | Ежемесячно | Использование данных | Файл | |
Новшества | Когда происходят | Использование данных, наблюдение | Файл | |
Организация | ||||
Изделия | Когда происходит | Наблюдение, общение, использование данных | Файл | |
История | Сначала | Интервью, общение, использование данных | Файл | |
Репутация | Сначала, ежегодно | Интервью, общение, использование данных | Файл | |
Рыночное положение | Ежемесячно, ежегодно | Использование данных | Файл | |
Финансы | Ежемесячно, ежегодно | Использование данных | Файл, контрольная карта | |
Процедуры | Сначала, ежегодно | Интервью, наблюдение, общение, использование данных | Файл | |
Цели | Сначала, ежегодно | Интервью, общение, использование данных | Файл | |
Отдел | ||||
Структура | Сначала, ежегодно | Интервью, общение, использование данных | Файл | |
Затраты | Еженедельно, ежемесячно, ежегодно | Наблюдение, общение | Файл, контрольная карта | |
Производительность | Еженедельно, ежемесячно, ежегодно | Использование данных | Файл, контрольная карта | |
Качество процессов | Ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно | Использование данных | Файл, контрольная карта | |
Достижения и трудности | Когда происходят, еженедельно, ежемесячно, ежегодно | Наблюдение, интервью, общение | Журнал, файл | |
Служащие | ||||
Личная информация | Сначала, ежегодно | Интервью | Файл | |
Навыки | Сначала, ежегодно | Наблюдение, опрос, интервью, общение | Файл | |
Знания | Сначала, ежегодно | Наблюдение, опрос, интервью, общение | Файл | |
Способности | Сначала, ежегодно | Наблюдение, опрос, интервью, общение | Файл | |
Итак, метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации.
|
|
Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить следующие функциональные зоны:
-маркетинг;
- финансы (бухгалтерский учет);
- производство;
-персонал;
-организационную культуру;
-имидж организации.
Методика анализа производства (производственной зоны организации) существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие объясняется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа производящих функций акцент делается на следующие вопросы:
|
|
-может ли предприятие производить товары с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?
-имеет ли доступ организация к новым материальным ресурсам?
-каков технический уровень предприятия?
-обладает ли предприятие оптимальной системой контроля качества продукции?
-насколько хорошо организован и спланирован процесс производства?
Финансовое отношение организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.
При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования:
-доля рынка и конкурентоспособность предприятия;
-разнообразие и качество ассортимента товаров;
-рыночная демография;
-рыночные исследования и разработки;
-предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, реклама, продвижение товара.
Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется
-кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;
-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;
-система мотивации работников;
-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.
Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить
-неформальную структуру организации;
-систему общения и поведения работников;
-последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;
-положение предприятия по сравнению с другими организациями;
-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.
Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности.
Анализ внешней среды позволяет
- своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,
- разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,
- разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.
При анализе экономических факторов рассматриваются
-темпы инфляции (дефляции),
-налоговые ставки,
-международный платежный баланс,
-уровень занятости населения,
-платежеспособность предприятий.
Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая:
- соглашения по тарифам и торговле между странами;
-протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран;
-нормативные акты федерального правительства и местных органов власти,
- уровни развития правового регулирования экономики,
-отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству,
-кредитную политику властей и т.д.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:
-демографические условия деятельности предприятия,
-уровень доходов населения и их распределение,
|
|
-жизненные циклы различных товаров и услуг,
-уровень конкуренции,
-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.
При анализе социальных факторов учитывают:
-обостренные национальные чувства,
-отношение основной массы населения к предпринимательству,
-развитие движения в защиту прав потребителей,
-изменение общественных ценностей,
-изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.
Контроль за технологической внешней средойпозволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:
-изменения в технологии производства,
- изменения в конструкционных материалах,
-применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,
- использование компьютеров в управлении,
-изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:
• анализ будущих целей конкурентов;
• оценка их текущей стратегии;
• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.
Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:
- политика правительств других стран в области внешней торговли,
- направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,
- уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.
Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы:
|
|
- какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации;
- какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации;
- какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей.
Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации - это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации.
Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.
Исследования как составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:
1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление).
2. Повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений.
3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах.
4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.
В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией.