Структура исследовательской деятельности менеджера

Направление и объект обследования Время Средства Документация
Рынок
ВВП Ежемесячно Использование данных Файл
Конкуренция Ежемесячно Использование данных Файл
Спрос и предложения Ежемесячно Использование данных Файл
Новшества Когда происходят Использование данных, на­блюдение Файл
Организация
Изделия Когда происходит Наблюдение, общение, ис­пользование данных Файл
История Сначала Интервью, общение, исполь­зование данных Файл
Репутация Сначала, ежегод­но Интервью, общение, исполь­зование данных Файл
Рыночное положение Ежемесячно, ежегодно Использование данных Файл
Финансы Ежемесячно, ежегодно Использование данных Файл, контроль­ная карта
Процедуры Сначала, ежегод­но Интервью, наблюдение, об­щение, использование дан­ных Файл
Цели Сначала, ежегод­но Интервью, общение, исполь­зование данных Файл
Отдел
Структура Сначала, ежегод­но Интервью, общение, исполь­зование данных Файл
Затраты Еженедельно, ежемесячно, еже­годно Наблюдение, общение Файл, контроль­ная карта
Производительность Еженедельно, ежемесячно, еже­годно Использование данных Файл, контроль­ная карта
Качество процессов Ежедневно, еже­недельно, ежеме­сячно, ежегодно Использование данных Файл, контроль­ная карта
Достижения и трудно­сти Когда происхо­дят, еженедельно, ежемесячно, еже­годно Наблюдение, интервью, об­щение Журнал, файл
Служащие
Личная информация Сначала, ежегод­но Интервью Файл
Навыки Сначала, ежегод­но Наблюдение, опрос, интер­вью, общение Файл
Знания Сначала, ежегод­но Наблюдение, опрос, интер­вью, общение Файл
Способности Сначала, ежегод­но Наблюдение, опрос, интер­вью, общение Файл
         

Итак, метод, который используется для ди­агностики внутренних проблем, называют управленче­ским обследованием. Данный метод основан на ком­плексном исследовании различных функциональных зон организации.

Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить следующие функциональные зоны:

-маркетинг;

- финансы (бухгалтерский учет);

- производство;

-персонал;

-организационную культуру;

-имидж организации.

Методика анализа производства (производственной зоны организа­ции) существенно отличается от широко известной мето­дики оценки организационно-технического уровня про­изводства. Это отличие объясняется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа производящих функций акцент делается на следующие вопросы:

-может ли предприятие производить товары с меньшими из­держками по сравнению с конкурентами?

-имеет ли дос­туп организация к новым материальным ресурсам?

-каков технический уровень предприятия?

-обладает ли предпри­ятие оптимальной системой контроля качества продукции?

-насколько хорошо организован и спланирован про­цесс производства?

Финансовое отношение организации во многом оп­ределяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помо­жет выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.

При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования:

-доля рынка и конкурентоспособность предприятия;

-разнообразие и качество ассортимента товаров;

-рыночная демография;

-рыночные исследования и разработки;

-предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, рекла­ма, продвижение товара.

Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и уп­равления квалифицированными кадрами. При исследо­вании кадрового потенциала анализируется

-кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;

-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;

-система мотивации работни­ков;

-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.

Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить

-нефор­мальную структуру организации;

-систему общения и по­ведения работников;

-последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;

-положение предприятия по сравнению с другими организациями;

-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факто­ры внешней среды организации.

Анализ внешней среды служит инструментом, при по­мощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся но­вые возможности.

Анализ внешней среды позволяет

- своевременно спрогнозировать появление угроз и воз­можностей,

- разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,

- разрабо­тать стратегию, которая позволит организации достиг­нуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгод­ные возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.

При анализе экономических факторов рассматривают­ся

-темпы инфляции (дефляции),

-налоговые ставки,

-меж­дународный платежный баланс,

-уровень занятости насе­ления,

-платежеспособность предприятий.

Анализ политических факторов дает возможность на­блюдать современную ситуацию, учитывая:

- соглашения по тарифам и торговле между странами;

-протекционист­скую таможенную политику, направленную против дру­гих стран;

-нормативные акты федерального правительст­ва и местных органов власти,

- уровни развития правового регулирования экономики,

-отношение государства и ве­дущих политиков к антимонопольному законодательст­ву,

-кредитную политику властей и т.д.

Рыночные факторы включают многочисленные харак­теристики, которые оказывают непосредственное влия­ние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стра­тегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:

-демографические условия дея­тельности предприятия,

-уровень доходов населения и их распределение,

-жизненные циклы различных товаров и услуг,

-уровень конкуренции,

-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.

При анализе социальных факторов учитывают:

-обост­ренные национальные чувства,

-отношение основной массы населения к предпринимательству,

-развитие дви­жения в защиту прав потребителей,

-изменение общест­венных ценностей,

-изменение роли управляющих в про­изводстве и их социальных установок.

Контроль за технологической внешней средойпозво­ляет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:

-изменения в технологии производства,

- изменения в конструкционных материалах,

-применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,

- использование компьютеров в управлении,

-изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоян­ный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

• анализ будущих целей конкурентов;

• оценка их текущей стратегии;

• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;

• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Контроль деятельности конкурентов позволяет руко­водству организации постоянно быть готовым к потен­циальным угрозам.

Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:

- политика правительств других стран в области внешней торговли,

- направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,

- уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегча­ет руководству организации получить ответы на инте­ресующие его вопросы:

- какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию орга­низации;

- какие факторы представляют угрозу для те­кущей стратегии организации;

- какие факторы пред­ставляют большие возможности для достижения общефирменных целей.

Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации - это совокупность методов организационного и технико-экономического исследо­вания всех указанных выше факторов и системных ха­рактеристик конкретной организации.

Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.

Исследования как составная часть менеджмента вы­двигают следующие задачи:

1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффектив­ности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление).

2. Повышение производительности труда управлен­ческих работников и рабочих производственных подраз­делений.

3. Улучшение использования материальных, трудо­вых, финансовых ресурсов в управляющей и управляе­мой подсистемах.

4. Снижение затрат на продукцию или услуги и по­вышение их качества.

В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совер­шенствованию системы управления организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: