Заключение. Наше обращение к проблематике идеологии в контексте деятельности СМК определяется тем, что акцент здесь делается на анализе взаимосвязи власти и значения

Наше обращение к проблематике идеологии в контексте деятельности СМК определяется тем, что акцент здесь делается на анализе взаимосвязи власти и значения (т.е. ценностей, убеждений, идей). "Носителями" последних являются те или иные символические формы, которые в массовом масштабе распространяются по каналам СМК. Опираясь на знания о феномене идеологии, можно исследовать пути, способы, механизмы посредством которых символические формы используются в качестве средств поддержания властных отношений.

Опора на концепции идеологии и гегемонии расширяет наше понимание того, как индивиды или группы осуществляют свое доминирование над другими. Обыденные представления зачастую не учитывают того, что жизненное пространство людей в значительной мере организовано с помощью мощных информационных институтов — системы образования, средств массо-


62 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


вой информации, разнообразных обществ, партий, ассоциаций политического и социального плана. Все они являются агентами властных отношений в обществе и, поэтому, их анализ может быть весьма плодотворен с привлечением знаний об идеологии.

Было бы упрощением рассматривать деятельность современных СМК, как однонаправленный процесс, в рамках которого производители информации занимаются целенаправленным внедрением идеологий. Феномен идеологии является весьма сложным явлением. Идеология присутствует в самых разных проявлениях повседневной жизни; в частности, в том, что мы определяем как "здравый смысл".

В чем состоит суть основных положений критики в адрес приведенных выше подходов?

Высказывается сомнение в правомерности применения к индустриально развитому капиталистическому обществу посылки о наличии в нем доминирующей идеологии. Утверждается, что стабильность достигается в нем не за счет согласия с ценностями и убеждениями доминирующей идеологии, а в основном за счет таких факторов, как взаимозависимость между различными отраслями экономики, рост материального благополучия наемных работников, потенциальной возможностью применения силы власть имущими38.

Также подвергается сомнению идея о том, что для поддержания существующего социального порядка необходимо не только воспроизводство материальных условий социальной жизни, но и воспроизводство широко разделяемых убеждений и ценностей39. Подчеркивается, что в современном обществе широко распространены и цинизм, и несогласие, и конфликт. Стабильность же достигается за счет устоявшихся, строго определенных норм и практик, вовсе не предполагающих единство базовых ценностей.

Другое направление критики связано с неправомерностью сведения идеологического доминирования к исключительно доминированию классовому. Применительно к современным условиям это оставляет в стороне доминирование по линии таких характеристик как, например, пол или этничность.

38 См.: Abercombie, N., hill, S. and Turner, B.S. The Dominant Ideology Thesis. London: Allen&Unwinn.1980

39 Там же.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: