Фонетико-фонематических процессов на тему
«Дифференциация звуков [с] – [ш]»
(подготовительная группа)
Цели:
-- закреплять навыки различения на слух и правильного употребления в речи звуков [с] – [ш];
-- закреплять навыки проведения звукового анализа на примере слова «мышка»;
-- закреплять навыки послогового чтения слов;
-- формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже;
-- уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пыш - ка, вышка, мушка;
-- обогащать словарь за счет слов – паронимов;
-- закреплять умение использовать в речи различные типы предложений;
-- воспитывать доброту, отзывчивость, желание участвовать в совместных играх.
Оборудование: магнитофон, кассета с записью музыки, картинный материал (Бабушка – Загадушка, девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок и др.), кузовок, раздаточный материал для составления схем звукового анализа, плакат с кроссвордом, сундук, шкатулка.
|
|
I. Организационный момент
Дети с логопедом рассматривают предметы, которые стоят на столе.
Логопед: Посмотрите на эти два предмета. Справа от меня - сундук, слева – шкатулка. Повторите эти слова за мной. (Дети повторяют.) Скажите, эти предметы отличаются друг от друга? Чем?
Дети: Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок...
Логопед: А в чем их сходство?
Дети: Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.
Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком; шкатулка -- небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).
Логопед: Произнесите слово сундук и выделите первый звук.
Дети: С – с – с.
Логопед: Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.
Дети: Ш – ш – ш.
Логопед: Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то – в шкатулку. Но прежде, чем сесть за столы, расскажите, что вы сделали.
Дети: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку. …
II. Сообщение темы занятия
Логопед: Какие звуки вы выделяли в своих словах? ([с] - [ш]). Сегодня мы будем различать звуки [с] – [ш] на слух и учиться правильно произносить их в речи.