Понятие об общем недоразвитии речи

Впервые научное объяснение общего недоразвития речи (ОНР) было дано профессором Р.Е. Левиной в работе «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Она выделила и описала такую категорию детей, у которых нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом все дети имели нормальный слух и первично сохранный интеллект.

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, в многочисленных вербальных парафазиях.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, правила изменения слов многообразны. Нарушения формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи.

Фонетическая и фонематическая стороны речи у детей с общим недоразвитием характеризуются наличием множества искажений, замен, смешений. И как следствие этого – речь смазанная, малопонятная для окружающих.

Связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, постоянно повторяющиеся слова делают речь детей бедной и невыразительной. При пересказе текстов нарушается логическая последовательность, пропускаются отдельные части, «теряются» действующие лица. Составление рассказов – описаний дается с большим трудом. Творческое рассказывание практически недоступно для детей данной категории.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее её начало. У детей наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения ещё более снижается.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р.Е. Левиной: первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи; второй уровень – начатки общеупотребительной речи; третий уровень – развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Четвертый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т.Б. Филичевой).

Однако в теории и практике логопедии прочно утвердилось мнение о том, что общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста соответствуют трем уровням речевого развития (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).

Первый уровень речевого развития

Полное или почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь в зачаточном состоянии. Речь детей состоит из звукоподражаний, звуков, звуковых комплексов (лепетных слов). Дети более старшего возраста в пассивном и активном словаре имеют небольшое количество общеупотребительных слов. Однако эти слова ещё недостаточно сформированы по слоговой структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях (например, слово «биби» обозначает машину, автобус, велосипед, коляску, качели и т.п.). Ориентируясь на внешнее сходство, дети часто один и тот же предмет называют разными словами (например, жук - то «муха» («мух»), то «паук» («ук»), то «пчела» («теля»). Для детей характерно многоцелевое использование звукоподражаний, лепетных слов (например, «ту-ту» - это машина, едет, сигналит). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (например, играть в мяч – «мя»).

Пассивный словарь детей, находящихся на первом уровне речевого развития, значительно шире активного. Это создает впечатление, что дети все понимают, но сами сказать не могут. Однако современные исследования подтверждают выводы Р.Е. Левиной: у детей имеют место грубые нарушения понимания грамматических изменений слов, понимание некоторых из них основывается на подсказывающей ситуации. При этом уровне речевого развития у детей нет стойкого пользования морфологическими элементами для выражения грамматических значений. В их речи преобладают неизменяемые звукоподражания, звуковые комплексы, «корневые» слова, лишенные флексий.

Бедность словарного запаса вынуждает ребенка прибегать к активному использованию парадигматических средств: жестов, мимики, интонации.

Развитие фонематических процессов находится в зачаточном состоянии; возможности слухового распознания звуков низкие.

Звукопроизношение характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произношения многих звуков.

У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры. Чаще всего они воспроизводят односложные звуковые комплексы (вода – «во», кубики – «ку») либо повторяющиеся слоги («ма-ма», «би-би»), либо слова в виде сочетаний слогов, состоящих из гласных и смягченных вариантов согласных звуков (киска – «кити»).

Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу. Дети не способны овладеть навыками чтения и письма.

У детей с первым уровнем речевого развития отсутствует фразовая и связная речь. Они используют однословные слова – предложения. Лишь у некоторых из этих детей наблюдаются попытки высказать свои мысли полными лепетными предложениями (Мяч упал. – «Мя бух»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: