Коррекция звукопроизношения
|
Этапы
исправления дефектов
произношения
|
Логопед
|
Воспитатель
|
1. Постановка
звука.
| Определяет комплекс артикуляционных упражнений для каждого ребенка с учетом группы нарушенных звуков.
Проводит артикуляционную гимнастику: вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков. Для нормализации мышечного тонуса использует логопедический массаж.
Осуществляет постановку отсутствующих в речи ребенка звуков общепринятыми в логопедии способами (по подражанию, механическое воздействие на речевые органы, смешанный).
При нарушениях в анатомическом строении артикуляционного аппарата (короткая или укороченная подъязычная связка) направляет ребенка к хирургу- стоматологу, при дефектах развития челюстей (неправильный прикус) – к ортодонту.
| По заданию логопеда выполняет артикуляционные упражнения, т.е. проводит своеобразную артикуляционную гимнастику, строго соблюдая методические рекомендации.
Проводит занятия сначала индивидуально, затем с подгруппой детей или группой 2-3 раза в день. При проведении ар-тикуляционной гимнастики максимально использует зрение, осязание и кинестетические ощущения.
При проведении артикуляционной гимнастики для создания благоприятного эмоционального фона использует стихотворные тексты, сказки «Веселого Язычка», загадки, потешки и музыку.
|
2. Автоматизация навыка произношения звука.
| Автоматизирует звук:
-- в слогах (открытых, обратных, закрытых, со стечением согласных);
-- в словах;
-- в предложениях.
Фиксирует внимание ребенка на правильной артикуляции звука, его звучании.
| По заданию логопеда развивает фонематический слух, фонематическое восприятие, автоматизирует поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, уточняет артикуляцию.
|
3. Дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков.
| Дифференцирует звуки на слух и в произношении, последовательно вводит в речь (слово, предложение, потешки, стихи …).
| По заданию логопеда работает над развитием фонематического слуха, фонематического восприятия, дифференциацией звуков (стихи, игры, лото и т.д.).
|
4. Автоматизация звука в разговорной речи.
| Формирует полноценную фонетическую систему языка, развивает фонематические процессы и навыки звукового анализа и синтеза.
| По заданию логопеда учит правильно употреблять скорректированные звуки в словах, доступной слоговой структуры, не ограничивая при этом свободных высказываний (стихи, рассказы, сказки и т.д.)
Осуществляет систематический контроль за поставленными звуками в речи ребенка.
|
Уточнение и обогащение словарного запаса
|
Логопед
| Воспитатель
|
Определяет порядок изучения лексических тем, словарь (предметный,
глагольный, словарь признаков) к каждой лексической теме, объем и содержание заданий для воспитателя и детей.
На занятиях в группе для детей с ФФН выборочно работает над словарем: уточняет наиболее сложные лексические понятия (практическое накопление родственных слов, ознакомление с синонимами...).
На занятиях в группе для детей с ОНР обогащает словарный запас по лексическим темам в соответствии с перспективным планом.
| Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (с учетом тематического плана логопеда), пополняет, уточняет словарный запас детей.
Выполняет задания логопеда, работает по обогащению словаря детей, по развитию качественной характеристики лексических средств на занятиях и в свободное от занятий время.
Примечание. Желательно, чтобы воспитатели проводили предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая тем самым необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
|
Формирование грамматического строя речи
|
Логопед
| Воспитатель
|
На занятиях в группе для детей с ФФН отрабатывает недостаточно сформированные грамматические категории (выявленные в ходе логопедического обследования).
На занятиях в группе для детей с ОНР формирует грамматический строй речи в соответствии с перспективным планированием.
| По заданию логопеда закрепляет практические навыки употребления и преобразования грамматических форм, синтаксических конструкций, в образовании которых дети затрудняются
|
Формирование связной речи
|
Логопед
| Воспитатель
|
Уточняет, конкретизирует и систематизирует коррекционные задачи, методы и приемы работы по разделу «Развитие связной речи» с учетом возраста и профиля групп.
На занятиях в группе для детей с ФФН совершенствует связную речь – обучает грамотно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
На занятиях в группе для детей с ОНР формирует связную речь в соответствии с перспективным планом.
| Проводит занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
С учетом уровня речевого развития формирует фразу, диалогическую речь, развивает логическое мышление, помогает ребенку установить смысловую связь между отдельными предложениями и объединить их в связный контекст.
По заданию логопеда закрепляет знания, полученные детьми на логопедических занятиях.
|
Примечание
|
Логопед
| Воспитатель
|
Проводит различные виды занятий.
Посещает отдельные занятия воспитателей.
В тетради для воспитателей записывает индивидуальные задания для 3-6 детей или задания для всей группы.
Развивает мелкую моторику у детей, руководит работой воспитателя по проведению пальчиковых игр.
| Присутствует по возможности на фронтальных занятиях логопеда.
Выполняет задания с ребенком, кратко отмечает результативность работы.
В течение всего учебного года в системе проводит работу по развитию мелкой моторики у детей, используя разные виды заданий.
|
| | | |
Качество проводимой коррекционной работы по заданию логопеда, несомненно, зависит от заинтересованности воспитателя в её результатах, от искреннего желания помочь ребенку, оказать ему необходимую поддержку в случае затруднений.