В работе по преодолению речевых нарушений

Коррекция звукопроизношения
Этапы исправления дефектов произношения   Логопед   Воспитатель
1. Постановка звука. Определяет комплекс артикуляционных упражнений для каждого ребенка с учетом группы нарушенных звуков. Проводит артикуляционную гимнастику: вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков. Для нормализации мышечного тонуса использует логопедический массаж. Осуществляет постановку отсутствующих в речи ребенка звуков общепринятыми в логопедии способами (по подражанию, механическое воздействие на речевые органы, смешанный). При нарушениях в анатомическом строении артикуляционного аппарата (короткая или укороченная подъязычная связка) направляет ребенка к хирургу- стоматологу, при дефектах развития челюстей (неправильный прикус) – к ортодонту. По заданию логопеда выполняет артикуляционные упражнения, т.е. проводит своеобразную артикуляционную гимнастику, строго соблюдая методические рекомендации. Проводит занятия сначала индивидуально, затем с подгруппой детей или группой 2-3 раза в день. При проведении ар-тикуляционной гимнастики максимально использует зрение, осязание и кинестетические ощущения. При проведении артикуляционной гимнастики для создания благоприятного эмоционального фона использует стихотворные тексты, сказки «Веселого Язычка», загадки, потешки и музыку.
2. Автоматизация навыка произношения звука. Автоматизирует звук: -- в слогах (открытых, обратных, закрытых, со стечением согласных); -- в словах; -- в предложениях. Фиксирует внимание ребенка на правильной артикуляции звука, его звучании. По заданию логопеда развивает фонематический слух, фонематическое восприятие, автоматизирует поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, уточняет артикуляцию.
3. Дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков. Дифференцирует звуки на слух и в произношении, последовательно вводит в речь (слово, предложение, потешки, стихи …). По заданию логопеда работает над развитием фонематического слуха, фонематического восприятия, дифференциацией звуков (стихи, игры, лото и т.д.).
4. Автоматизация звука в разговорной речи. Формирует полноценную фонетическую систему языка, развивает фонематические процессы и навыки звукового анализа и синтеза. По заданию логопеда учит правильно употреблять скорректированные звуки в словах, доступной слоговой структуры, не ограничивая при этом свободных высказываний (стихи, рассказы, сказки и т.д.) Осуществляет систематический контроль за поставленными звуками в речи ребенка.
Уточнение и обогащение словарного запаса
Логопед Воспитатель
Определяет порядок изучения лексических тем, словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) к каждой лексической теме, объем и содержание заданий для воспитателя и детей. На занятиях в группе для детей с ФФН выборочно работает над словарем: уточняет наиболее сложные лексические понятия (практическое накопление родственных слов, ознакомление с синонимами...). На занятиях в группе для детей с ОНР обогащает словарный запас по лексическим темам в соответствии с перспективным планом. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (с учетом тематического плана логопеда), пополняет, уточняет словарный запас детей. Выполняет задания логопеда, работает по обогащению словаря детей, по развитию качественной характеристики лексических средств на занятиях и в свободное от занятий время. Примечание. Желательно, чтобы воспитатели проводили предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая тем самым необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
Формирование грамматического строя речи
Логопед Воспитатель
На занятиях в группе для детей с ФФН отрабатывает недостаточно сформированные грамматические категории (выявленные в ходе логопедического обследования). На занятиях в группе для детей с ОНР формирует грамматический строй речи в соответствии с перспективным планированием. По заданию логопеда закрепляет практические навыки употребления и преобразования грамматических форм, синтаксических конструкций, в образовании которых дети затрудняются
Формирование связной речи
Логопед Воспитатель
Уточняет, конкретизирует и систематизирует коррекционные задачи, методы и приемы работы по разделу «Развитие связной речи» с учетом возраста и профиля групп. На занятиях в группе для детей с ФФН совершенствует связную речь – обучает грамотно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. На занятиях в группе для детей с ОНР формирует связную речь в соответствии с перспективным планом. Проводит занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. С учетом уровня речевого развития формирует фразу, диалогическую речь, развивает логическое мышление, помогает ребенку установить смысловую связь между отдельными предложениями и объединить их в связный контекст. По заданию логопеда закрепляет знания, полученные детьми на логопедических занятиях.
Примечание
Логопед Воспитатель
Проводит различные виды занятий. Посещает отдельные занятия воспитателей. В тетради для воспитателей записывает индивидуальные задания для 3-6 детей или задания для всей группы. Развивает мелкую моторику у детей, руководит работой воспитателя по проведению пальчиковых игр. Присутствует по возможности на фронтальных занятиях логопеда. Выполняет задания с ребенком, кратко отмечает результативность работы. В течение всего учебного года в системе проводит работу по развитию мелкой моторики у детей, используя разные виды заданий.
       

Качество проводимой коррекционной работы по заданию логопеда, несомненно, зависит от заинтересованности воспитателя в её результатах, от искреннего желания помочь ребенку, оказать ему необходимую поддержку в случае затруднений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: