Глава 1

Современный менеджмент: Сущность и характерные черты

1.1.Понятие «управление»

Успех в любом деле редко приходит случайно. Для настоящего долговременного успеха люди используют эффективное управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях нашей жизни. Управляют автомобилями, машинами и другими техническими устройствами, страной, учебным процессом в колледже или ином учебном заведении, движением поездов и т.д. Управление многообразно. Можно выделить такие его виды:

· техническое (управление естественными и технологическими процессами, например обработкой деталей на станках)

· государственное (управление жизнью общества через различные институты – правовую систему, органы власти)

· идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий)

· негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например, движение в защиту окружающей среды)

· хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

Между всеми этими видами управления есть нечто общее. Это законы, принципы, правила. Их изучает наука об управлении, т.е. о деятельности людей, с помощью которой они добиваются поставленных целей. Деятельность эта осознанная, целенаправленная и представляет собой упорядочивание и подчинение своим интересам элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Управленческая деятельность предполагает:

· цели

· планирование

· организацию

· контроль

Если же речь идет об управлении в социальных системах, то к этим элементам следует добавить мотивацию и коммуникации, ибо успех во много будет зависеть от того, насколько люди будут заинтересованы в нем и какие отношения сложатся между ними.

Управленческая деятельность предполагает объект и субъект управления. Те элементы, на которые направлена деятельность, образуют объект управления. В социальных системах это отрасли, объединения, предприятия, организации, индивидуальная трудовая деятельность. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления. Им может быть отельный человек или группа людей. Субъект управления организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей. Например, в колледже субъектами управления выступают Совет колледжа, директор, а объектом – дневное и заочное отделения, различные подразделения.

Следует отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности. Субъектами управленческой деятельности могут быть только живые люди. В нашем примере это руководители различных рангов и исполнители. Через субъекты управленческой деятельности реализуются управленческие отношения. Они выражают собой связи людей по организации совместной деятельности и выступают как составная часть одной из форм производственных отношений. Но если производственные отношения опосредуются движением сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., т.е. всего того, что является составной частью продукта, то управленческие отношения опосредуются информацией и основаны на выработке и реализации управленческих решений. Решения эти есть логико-мыслительные, эмоционально-психологические и организационно-правовые акты воздействия на управляемый объект. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений определяются производственными отношениями. Учитывая это, рассмотрим управление в разных типах экономических систем - централизованно планируемой и рыночной.

1.2. Управление в командной и рыночной экономике

1.2.1. управление в командной экономике

В плановой экономике централизованное планирование является директивным, т.е. обязательным для всех участников экономического процесса. Поэтому плановую. Экономику часто называют командной.

В нашей стране эта система действовала на протяжении более 60 лет. Основу этой системы составляла общественная собственность на все природные и производственные ресурсы. Экономика должна была развиваться по единому, обязательному для всех народнохозяйственному плану, а все крупные хозяйственные решения принимались экономическим центром.

Управляющее воздействие центра осуществлялось через решение следующих задач:

-установление всем предприятиям страны заданий по производству. Каждое предприятие получало из центра подробный план с указанием ассортимента и объемов производства продукции.

Планы разрабатывались не только для всеъ предприятий, учебных заведений, больниц и т.д., но и для всех отраслей экономики – промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

-установление хозяйственных связей между поставщиками и потребителями продукции. Центр определяла, кому производитель должен продать свой товар, а у кого купить необходимые для производства ресурсы.

-регулирование потребления товаров. Центр устанавливал цены на товары и услуги, а также размер заработной платы работающих в народном хозяйстве.

Роль экономического центра выполняли в нашей стране два главных экономических органа – Госплан и Госснаб.

Госплан устанавливал всем отраслям задания по производству, а Госснаб контролировал все хозяйственные связи между предприятиями. Конечно, силами одного экономического центра управлять всеми предприятиями страны невозможно. Поэтому к составлении. Планов подключались отраслевые министерства. Они выполняли роль центра для своих отраслей. Также при составлении планов опирались на Госпланы и Госснабы республик, которые выступали в роли центра на своих территориях.

Таким образом, решение всех задач экономического развития в командной экономике было сосредоточено в руках государственных органов. Экономика управлялась централизованно.

Такое управление порождало множество проблем, как у самого центра, так и у производителей и потребителей. Какие же это проблемы?

В экономике производятся товары огромного количества наименований. Центру нужно было знать, сколько и каких товаров производить, чтобы определить плановые задания множеству производителей. Нужно было знать количество ресурсов, имеющихся для производства всех товаров, и количество ресурсов, которое потребуется добыть или купить у другой страны. Все это требовало переработки огромного объема информации, предопределяло ошибки в планировании. Между планами и реальностью образовывался большой «разрыв», который проявлялся во всеобщем дефиците, с одной стороны, и производстве никому не нужной продукции, с другой Планы в централизованной системе были негибкими, не успевали за изменениями в реальной жизни. Планы составлялись на длительные промежутки времени – 5 лет, внести какие либо изменения в план было почти невозможно. Любое изобретение, не «попавшее в план», не могло широко использоваться в экономике.

В плановой экономике отсутствовала экономическая свобода производителей. Как уже было сказано, все показатели хозяйственной деятельности «спускались сверху».

Центр «прикреплял» к предприятию конкретного поставщика, руководству можно было не опасаться за сбыт производственной продукции, ибо получено плановое задание на ее производство. Главное – выполнить план любой ценой, так как невыполнение строго наказывалось центром. В этой борьбе за выполнение напряженным плановых заданий было некогда заниматься качеством товаров и услуг, техническим усовершенствованием производства, его эффективностью. Управление предприятием в условиях отсутствия экономической свободы сводилось, таким образом, к реализации главное цели – выполнению плана; все управленческие решения были направлены на это. Само государство не справлялось с задачей управления экономической, а экономическая система становилась малоэффективной, дефицитной и отсталой.

1.2.2. Управление в рыночной экономике

В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип – принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями. Никто не принуждает их заключать сделки. Субъекты хозяйствования существуют в конкурентной среде, выжить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуг. Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения – возможная потеря собственности. Поскольку фирмы плановых заданий не получают, управление в этих условиях решает следующие проблемы:

· ориентации на спрос и конъюнктуру рынка

· производство тех видов товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли

· обеспечение эффективности деятельности.

Рассмотрим в общих чертах понятие «эффективность» - наиболее важное понятие в экономике. Оно происходит от слова «эффект». В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производственно процесса благодаря новой технологии.

Если величину эффекта сравнить с затратами, вызвавшими этот эффект, то получим формулу эффективности:

Эффективность = эффект/затраты

Эффективное управление фирмой должно вести к эффективности работы фирмы и отдельных сторон ее деятельности.

Все сказанное выше не означает, что государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества. Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству. В государственном секторе имеется определенное число предприятий, и государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок регулируется, называется смешанной. Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих решений и действий. Деятельность по управлению в условиях рынка носит название менеджмента. С ним мы и будем знакомиться в последующих разделах.

1.3. Что такое менеджмент?

Сегодня слово «менеджмент» знают все, ибо оно за короткое время прочно вошло в словарный запас русского языка. В переводе с английского это слово (management) звучит как «управление». Многие из тех, кто раньше занимался производством, теперь объявляют себя специалистами в области менеджмента.

Можно ли считать, что английское понятие «менеджмент» и русское «управление» и соответственно «менеджер и» и «руководитель» - это одно и то же?

Когда американцы или европейцы говорят о менеджменте, то они подразумевают менеджера – человека, субъекта управления, который действует в рыночных структурах. Речь идет о тех организациях, которые заняты бизнесом. Бизнес направлен на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса – это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными корпорациями. Но бизнесмен и менеджер – не одно и то же. Бизнесмен – это человек, которые «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Бизнесмен – деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций. Когда говорят о менеджере, то, как правило, имеют в виду менеджера-профессионала, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпорации.

Менеджеры работают на всех «эшелонах» управления, и по американским понятиям в задачу менеджера входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему.

На западных предприятиях различают:

· Top management, т.е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления)

· middle management – среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов)

· Lover management – низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений)

Имеется в виду, что руководство различного уровня есть и в правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от прочих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и задачей его управления является производство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок.

Следует провести сравнение и таких понятий, как «менеджер» и «предприниматель». Предпринимателем называют человека, предпринимающего что-то по собственной инициативе, действующего под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства. В этом смысле предпринимателями можно назвать И.В. Цветаева – создателя и первого директора Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Тура Хейердала, предпринявшего знаменитые путешествия на «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрисе», П.М. Третьяков – основателя Третьяковской галереи в Москве и многих других известных людей, имена которых в нашем сознании никак не связываются со словом «предпринимательство». В более узком смысле предпринимательство – это частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск.

Если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, то различие между ним и предпринимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, чтобы добиться изменений и совершенствования. Такой стиль управления является предпринимательским, а сам менеджер – предприимчивым.

Менеджмент – понятие очень емкое. Мы его определили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприятием. Широко известно такое определение менеджмента – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. В данном определении №скрыто» содержание этой деятельности. Разберем это определение.

Умение. Чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике. В менеджменте есть свои приемы. Это не что иное, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Этому можно научиться, менеджмент является наукой.

Достигать. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока мы не добились желаемого результата, мы не можем считать, что научились управлять.

Поставленных целей. Цели должны быть выбраны и поставлены верно, иначе все предыдущие теряет смысл. Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял умение ставить и реализовывать цели как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Главное в менеджменте – ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия.

Используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Предприятие – это прежде всего люди. Поэтому менеджмент – это организация работы людей, сотрудников. И она должны быть такой, чтобы в максимальной степени соответствовать потребностям сотрудников, активизировать их работу и повышать эффективность их труда.

Работа с людьми всегда очень сложна. Ведь каждый имеет свои психологические особенности, способности, недостатки, которые в разных конкретных ситуациях проявляются по-разному. Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работу будут получать новое «звучание». Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера. Все это говорит о том, что менеджмент с полным правом можно считать не только наукой, но и искусством.

Поскольку именно менеджеры управляют организацией, то менеджмент нередко идентифицируют с менеджерами – определенной категорией людей. Также менеджментом обозначают аппарат управления или специфический орган функционирующего коммерческого предприятия. Любое предприятие имеет такой орган, т.е. имеет руководство, или менеджмент. Руководство данного предприятия представляет его в обществе; успехи и неудачи предприятия – это прежде всего успехи и неудачи менеджмента.

Таким образом, менеджмент определяется как:

· вид деятельности

· наука и искусство

· категория людей

· орган или аппарат управления.

В дальнейшем термины «управление» и «менеджмент» мы будем употреблять как равнозначные.

1.4. Роль менеджмента, его задачи

1.4.1. Роль менеджмента

Хотя возникновение менеджмента относят к концу 19 века, роль его была осознана лишь в 30-е года 20 века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний – самостоятельной дисциплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу. В связи с возросшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. По своей мощи эти корпорации сопоставимы с целым государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти целых регионов. Крупнейшие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей. Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой рыночной экономике это 95% всех фирм, а для большинства населения – это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента.

Роль менеджмента для работающего в условиях рынка, конкурентной среды предприятия сложно переоценить. Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизмов эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации – результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.

Анализ состояния российского рынка показывает, что в результате острой конкуренции в России ежегодно прекращают деятельность около 250 000 юридических лиц. Работа по схеме «кредит (деньги) – продукт (изготовление или приобретение) – продажа (деньги с приращение)» в режиме жесткой конкуренции без привлечения и участия специалистов по менеджменту перестала «работать». По данным Американского института экономики, до 70% прибыли предприятия получают за счет управления организацией и подготовки (отбора) кадров соответствующей квалификации.

1.4.2. Задачи менеджмента

Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы это было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей; хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они задают те параметры, которые необходимо превзойти. Важно знать, чего ожидают клиенты от фирмы сегодня, чего будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется маркетингом. Рынок очень подвижен, он все время меняется, следовательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагирование фирмы на все рыночные изменения. Следовательно, общая задача менеджмента разворачивается в конкретные задачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга.

Еще одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения в работе предприятия в лучшую сторону.

В современных условиях существования глобальных проблем, одной из которых является экологическая, руководство обязано уделять особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов. Это еще одна конкретная задача менеджмента.

Нельзя забывать, что важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента – организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать профессиональному росту персонала; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положения предприятия на рынке неизбежно ухудшается.

Итак, основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

1.5. Менеджмент как наука

До сих пор мы рассматривали менеджмент как практическую деятельность и даже привели некоторые способы расчёта её экономической эффективности. Между тем менеджмент – это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. Эти научные знания составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Это скорее социально-гуманитарная, нежели технико-экономическая дисциплина, ибо в центре её внимания человек.

Менеджмент – наука, которая входить в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы – получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером - Соединенные Штаты Америки, где насчитываются сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более 70 периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения: в Японии всего 3 школы бизнеса. Но это ни в коей мере не означает, что у японцев плохой менеджмент. Просто он там другой, и о нем речь будет позже.

1.6. Базовое понятие менеджмента – организация

1.6.1. Общая характеристика организации

Мир бизнеса очень сложен. В нем действует множество фирм. Они отличаются друг от друга размерами, разнообразием видов выпускаемой продукции, способами владения собственности; одни из них преуспевают, другие разоряются. Все эти фирмы являются организациями. Организация составляет основу мира менеджеров и является причиной существования менеджмента.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Из этого определения следуют требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:

1) Наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;

2) Наличие у этих людей единой цели;

3) Эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.

Менеджмент в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.

Все многообразные организации характеризуются общими чертами:

1) Они используют ресурсы, основные из них – это люди (человеческие ресурсы), капитал, информация;

2) Они функционируют в определенно внешней среде и зависимы от нее. Эта среда включает экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, общественные взгляды, действующие законы и другие составляющие. Они оказывают влияние на все, что происходит внутри организации;

3) Разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания. Так, образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях тоже сознательно координируется и направляется. Такое разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии является разделение всей деятельности на основные виды – производство, маркетинг, финансы.

Поскольку работа в организации разделена на части, кто-то должен координировать, согласовывать. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделен от остального труда, и такое разделение труда называется вертикальным.

Большие организации имеют громадный объем управленческой работы. Эта работа тоже разделяется как по горизонтали, так и по вертикали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители. В классическом варианте это начальник финансового отдела, начальник производственного отдела, начальник службы маркетинга. Это горизонтальное разделение управленческого труда.

Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. Выделяют руководителей низового звена, среднего звена, высшего звена. Например, мастер смены (низший уровень управления) непосредственно управляет деятельностью рабочих, начальник цеха (средний уровень) координирует и контролирует работу мастеров, а директор завода (высший уровень) руководит непосредственно начальниками цехов.

Интеграция подразделений и уровней управления представляет собой организационную структуру фирмы. Когда организация достигает некоторой величины и сложности или когда в ней чрезмерное количество работающих, взаимное согласование действий становится уже неэффективным. Становится необходимой формальная структура – разделение на отдельные единицы, делающие возможным координирующее управление.

Формальная структура представлена организационной схемой. Она демонстрирует управленческую иерархию: кто отчитывает перед кем и кто за что отвечает. Она показывает, каким образом фирма делится на отделы и другие подразделения, какую работу осуществляет каждое подразделение.

По мере роста фирмы количество элементов в структуре и количество уровней «усиливается»

Пример организационной структуры фирмы показан на схеме 1

Президент
Вице-президент по вопросам маркетинга
Вице-президент по вопросам финансов
Вице-президент по производству
Вице-президент по трудовым ресурсам
Менеджер по контролю за качеством
Менеджер по производству
Менеджер по коммерческим операциям
Начальник по эксплуатации
Начальник 1-й смены по заготовками
Начальник сборки 1-й смены
Начальник 2-й смены по заготовкам
Начальник сборки 1-й смены


1.6.2. Формальные и неформальные организации

Сейчас мы говорили о формальной структуре. Эта структура формально и точно определяет взаимоотношения между членами организации. Квадратики на схеме устанавливают отношения власти и области ответственности за принятые решения и их выполнение, порядок прохождения информационных потоков. Организация с такими официально установленными взаимоотношениями является формальной.

Поскольку на предприятии действуют люди, то между ними возникают, помимо официально установленных взаимоотношений, самые различные неформальные отношения. Таким образом, существует разрыв между тем, что должно быть, и что происходит в действительности. Неформальная организация существует в рамках формальной, она не менее реальна, чем формальная организация. Менеджер должен научиться управлять и ею

1.7. Менеджер, его место и роль в организации.

Менеджер – центральная фигура в фирме. Кончено, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое. Но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди – она может лишиться и того и другого. Рассмотрим подробнее, что собой представляет деятельность менеджера, каковы его ролевые функции, необходимые личностные качества и какие требования к нему сегодня предъявляются.

1.7.1. Сущность деятельности менеджера

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Поскольку организация – это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цель, то функция согласования, координации действий работников организации объективно обусловлена. Эту функции. Руководства работой других людей реализует менеджер. Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана – производственные, экономические, технические, социальные – он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Труд менеджера (чем бы он ни занимался в фирме: производством или рекламой, финансами или кадрами) заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, проверять, все ли идет, как следует, предвидеть последствия своих решений.

Учитывая это, можно определить трудж менеджера кратко – менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных.

Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер. Поэтому правомерно говорить об искусстве управления менеджера. Правила, закономерности работы менеджера существуют лишь как исходный пункт в совершенствовании стиля и организации его труда. Этот стиль вырабатывается каждым самостоятельно.

Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человечески фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивации, воспитания и контроля.

Исследования показывают, что управленческая работа сильно отличается от неуправленческой. Подчеркивается неоднородность работы руководителя, разнообразие осуществляемой деятельности, ее кратковременность и фрагментарность. Мастер (руководитель низового звена управления) выполняет 500-600 различных операций в день, в отличие от станочника, овладевшего техникой изготовления какой-либо детали и занимающегося ее производством длительное время. Указывается еще одна общая черта управленческой работы – выполнение руководителем роли, которая определяется его должностью. Менеджер, занимающий определенную должность в управленческой иерархии организации, не влияет на содержание этой роли, но как личность может влиять на характер ее исполнения. Выделяется 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли были разбиты на 3 группы: межличностные роли, информационные и роли по принятию решений. Они взаимозависимы, взаимодействуют для создания единого целого. Они, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации

Широко распространена точка зрения, согласно которой всякий руководитель, осуществляющий процесс управления, реализует следующие функции: планирования, организации, мотивации, контроля. Подробно эти функции будут рассмотрены в последующих главах.

Как уже было установлено, в большой, сложной организации вся управленческая работа разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (менеджеры отделов). Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. В аппарате управления вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, те в свою очередь координируют работы стоящих ниже их и так далее, пока не опустятся до уровня руководителей, координирующих работу непосредственно производителей (неуправленческого персонала)

Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики конкретной организации и управленческой работы.

Вне зависимости от количества уровней управления руководителей делятся на три категории: руководители низового звена (или операционные управляющие), руководители среднего звена и руководители высшего звена.

Руководители низового звена – младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится очень много общаться со своими подчиненными, и совсем мало – со своим начальством. Типичной должностью на этом уровне является мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями (скажем, по разработке новой продукции). Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме (в виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев. Большая часть времени затрачивается руководителями среднего звена на устное общение с другими руководителями среднего и низового звеньев.

Состав руководителей высшего уровня гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней управления.

Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Среди этих руководителей в сфере бизнеса можно назвать президента, вице-президента корпорации, генерального директора, в государстве – министров, в университете – ректора, проректора.

Руководители высшего уровня выполняют громадный объем работы, которая является органической составной частью их жизни, ибо рабочий день этих людей никогда не заканчивается. До 70% их времени занято запланированными (а также незапланированными) заседаниями и всевозможными встречами, около 22% приходится на работу с бумагами, 6% занимают телефонные разговоры и 3% - поездки и осмотры.

Социологи выделяют три уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. На техническом уровне лица в основном занимаются ежедневными операциями и действиями; на управленческом уровне – согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.

На рис. 1 изображена пирамида уровней управления, демонстрирующая уменьшение числа руководителей на каждом последующем уровне.

1.7.2. Модель современного менеджера

Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен:

· обладать определенными знаниями и умениями;

· иметь соответствующие личные качества;

· руководствоваться этическими нормами;

· иметь навыки и способности эффективно управлять;

· преодолевать ограничения саморазвития.

Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каждую из них в отдельности

Знания и умения менеджера. Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер должен знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.

Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска;

Осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.

Личные качества менеджера. Среди них так:

· широкий кругозор;

· профессионализм и творческий подход к работе;

· инициативность, изобретательность;

· уверенность в себе, целеустремленность;

· коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;

· самообладание, стрессоустойчивость;

· психологическая способность влиять на людей;

· ответственность, моральная надежность;

· внутренняя потребность к саморазвитию;

· вера в свои способности и успех.

Этические нормы менеджера. Слово «этика» в переводе с греческого означает привычку, обычай, правила поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильно и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы менеджера оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодательство), и факторы, связанные с обществом (традиции страны, материальная и духовная культура общества, общественное мнение, чисто человеческие этические нормы).

Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:

· следовать методам честной конкуренции;

· не использовать «грязные деньги»;

· выполнять данные обещания и следовать сказанному слову;

· не манипулировать людьми;

· быть требовательным, но не оскорблять достоинство;

· проявлять воспитанность и хорошие манеры.

Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:

· способность управлять собой;

· упор на постоянный личный рост;

· способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения;

· навыки и упорство в решении проблемы;

· способность влиять на окружающих;

· способность обучать и развивать навыки подчиненных.

Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких недостатков отметим следующие:

· неумение управлять собой;

· нечеткие личные цели и ценности;

· недостаточность навыков в решении проблемы;

· недостаток творческого потенциала;

· неумение влиять на людей, обучать их;

· недопонимание особенностей и процессов управления.

Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

В американских школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях:

· понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;

· четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;

· знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;

· компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;

· знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;

· способность кандидата управлять ресурсами;

· способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;

· способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.

1.8. Типы и виды менеджмента

Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организаций и различные процессы, протекающие внутри них. Это служит для выделения различных типов менеджмента.

Организационный менеджмент. В его рамках решаются задачи создания организации, формирования структуры и системы управления ею, разрабатываются инструкции и т. п. Это создаёт условия для нормального функционирования организации, решения стоящих перед ней задач.

Стратегический менеджмент. В его рамках ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения. Тем самым организации обеспечивается её будущее.

Текущее управление. Оно связанно с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, поощрением и наказанием исполнителей.

Текущее и перспективное управление имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаунтинг). В связи с этим выделяется производственный менеджмент, управление материально-техническим снабжением и сбытом, инновационный менеджмент, менеджмент маркетинга, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, управление эккаутингом (процессом сбора, обработки и анализом данных о работе организации, сравнением их с результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и обеспечения полного использования имеющегося потенциала)

В настоящее время в научный оборот входит термин «стратегический, глобальный менеджмент», обозначающий процессы управления в транснациональных компаниях; интенсивно развиваются инновационный, экологический и антикризисный менеджмент.

Управление предпринимательской фирмой предполагает разграничение функциональных видов менеджмента. Для осуществления деятельности предпринимательской фирмы необходимо:

· организовать процесс производства товара;

· обеспечить финансирование;

· организовать постоянное обеспечение сырьем, материалами, средствами производства;

· управлять персоналом;

· организовать взаимодействие с внешней средой.

Каждый из этих видов менеджмента имеет свое содержание.

Управление производством

Это управление объектами или процессами, которые непосредственно связаны с производством товаров или предоставлением услуг. Управление производством и услугами является ключевой функцией общего управления предприятием. Оно обеспечивает согласованность между операциями (процессами) и осуществляет планирование, координацию, контроль процесса преобразования ресурсов организации в конечный продукт.

Перед управлением производством стоят задачи:

· оптимальная организация производственных процессов;

· выбор для производства в своей фирме максимально востребованной на рынке продукции;

· внедрение инноваций;

· жесткий контроль качества.

При принятии управленческих решений необходимо учитывать, что ключевыми факторами спроса на товары и услуги являются качество, надежность, цена товара, скорость и надежность поставки.

Управление производством осуществляется на основе плана изготовления продукции на период.

Управление финансами (финансовый менеджмент). Это управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли. Цель получения финансовых средств и эффективное их использование может быть достигнута за счет эффективного финансового менеджмента и финансового планирования (бюджетирования). Финансовое планирование предполагает разработку финансового плана, который включает:

· план доходов и расходов;

· расчет точки безубыточности;

· прогноз движения наличности.

Задача плана доходов и расходов — показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. Используя план, можно установить, приносит ли фирме прибыль тот или иной товар, спрогнозировать финансовое положение предприятия на заданный период.

Безубыточность бизнеса — это уровень производства или реализации, при котором финансовые поступления от продажи товаров (услуг) равняются издержкам, понесенным предприятием при производстве и реализации.

Точка безубыточности — это минимальный объем сбыта, при котором нет ни убытка, ни прибыли. Уровень безубыточности — величина подвижная, она зависит от изменения цены изделия и затрат на его изготовление. Для повышения уровня безубыточности необходимо интенсифицировать потребление ресурсов, жестко регламентировать затраты на производство, использование в производстве новой технологии и техники, улучшать и модернизировать производимые товары.

Важным вопросом управления финансами является планирование и управление движением наличности, сущность которого в том, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принять меры.

Для успешного ведения бизнеса большое значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Он включает анализ рентабельности, финансовой устойчивости, скорости оборота капитала, окупаемости вложенных средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

· может погасить все текущие долги после получения денег от покупателей и заказчиков;

· в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

· имеет достаточные средства для вложения в основной капитал;

· имеет средства для покрытия непредвиденных расходов.

Современные требования к менеджменту выдвигают необходимость раскрытия информации о себе для потенциальных инвесторов, для акционеров. Инвесторов интересуют результаты финансовой и операционной деятельности, прогнозируемые факторы риска, сведения об инвестициях в другие компании.

Менеджмент персонала

Это целенаправленная деятельность руководства фирмы, включающая разработку кадровой политики и решений по управлению персоналом на предприятии.

Сущность управления человеческими ресурсами состоит в том, что люди рассматриваются как достояние компании, добытое в конкурентной борьбе, которое нужно развивать и укреплять наравне с другими ресурсами для достижения стратегических целей компании.

Управлять персоналом— значит осуществлять практические мероприятия, с помощью которых руководитель побуждает работников к действию в целях достижения результатов.

От качества решений в системе подбора, обучения, формирования работоспособных групп, оценки результатов работы персонала, мотивации, материального поощрения работников во многом зависят экономические результаты деятельности любой организации.

В любой фирме, даже самой маленькой, есть бухгалтер, секретарь, сотрудники. Поэтому следует формировать коллектив, причем состоящий не просто из набора отдельных специалистов, а из дееспособных слаженных групп. Работа в этом направлении включает в себя:

1. оценку потребностей и определение критериев подбора кадров;

2. подбор кадров и прием на работу;

3. обучение персонала;

4. руководство и оценку качества работы персонала.

К. Мацусита — глава одноименной компании и теоретик менеджмента говорил следующее: «"Мацусито дэнки" производит людей, а заодно и электротовары».

Логистика

В Древнем Риме логистика обозначала правило распределения продовольствия. Сегодня логистика — это наука о планировании, контроле, управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Промышленная логистика обеспечивает производство нужного товара в нужное время при минимальных издержках. Цель управления логистикой — обеспечить выпуск продукции в соответствии с производственным заказом по качеству и времени. При управлении логистикой менеджеры осуществляют управление и контроль точности и срока поставки, готовности к поставке, гибкости предприятия, качества поставки, логистического цикла. Эти термины означают следующее:

1. точность поставки — оценка соблюдения поставщиком согласованных сроков поставки сырья и материалов;

2. готовность к поставке — способность поставщика выполнить заявку в согласованное время;

3. гибкость предприятия — готовность оперативно выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ;

4. качество поставки — доля заказов, выполненных без нарушения согласованных требований заказчика;

5. логистический цикл — интервал между оформлением заказа и поставкой продукции.

Объектом управления в логистике являются материалы (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты).

По этапам производственно-сбытового процесса различают логистику снабжения, производства, транспортную, складскую.

Логистика снабжения обеспечивает оформление, учет и передачу заказа на материалы. При этом решаются задачи уменьшения средств в запасах, минимизирования расходов на доставку, обеспечения своевременности доставки.

Основными параметрами логистики производства являются:

1. время процесса производства (от поступления заказа до вручения готовой продукции покупателю);

2. время изготовления продукции (от поступления материалов в производство до передачи готовой продукции на склад).

1.9. Исходные положения менеджмента

1.9.1 ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Несмотря на большое разнообразие типов и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Итак, принципы менеджмента — основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы — отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Ведущий принцип менеджмента — оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями — оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.

Из этого основного принципа вытекают и другие:

· принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо — управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;

· принцип научной обоснованности управления означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

· принцип плановости означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;

· принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);

· принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

Принципы не есть догма. Вместе с изменением экономической жизни общества и реалий хозяйствования меняются и принципы управления.

Так, на рубеже XIX—XX вв. основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

· научный подход к выполнению каждого элемента работы;

· научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

· кооперация с рабочим;

· разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Основатель классической административной школы управления А, Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., перечислил следующие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда.

2. Власть.

3. Дисциплина.

4. Единство командования.

5. Единство руководства.

6. Подчинение индивидуальных интересов общему интересу.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (линия власти).

10. Порядок.

11. Равенство.

12. Устойчивость должностей личного состава.

13. Инициатива.

14. Честь мундира.

Принципы управления 90-х годов нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. К концу XX века практика выработала свои принципы:

· динамизм формирования и развития инноваций;

· целенаправленная активация деятельности людей, инновационной предприимчивости;

· гуманизация процессов труда;

· ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты;

· самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента;

· качество работы и продукции обеспечивается принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности,

· массового новаторства и творческого поиска;

· эффективность менеджмента обеспечивается соединением воедино факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым

· главным из которых является человек;

· человек не только средство для достижения цели, он сам — цель менеджмента.

1.9.2. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

Все методы менеджмента можно разбить на 4 группы:

· организационно-административные;

· экономические;

· социальные;

· психологические.

К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руково­дителей и специалистов.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание).

Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов менеджмента следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.

Экономические методы в условия рынка играют особую роль. Они, в отличие от административных, предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются:

· хозрасчет,

· ценообразование,

· финансирование,

· предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.

Однако в использовании экономических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как фонды ограничены и распределение премий часто происходит согласно окладу. В настоящее время отсутствует научная и апробированная методика определения стимулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставления стимулов работников различных категорий. Денежные штрафные санкции в виде снижения премий часто не охватывают важнейших кадровых аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата коллектива, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые перемещения.

Экономические методы управления не имеют универсального характера. Особенно это отчетливо проявляется в условиях развитого рынка и высокого экономического благосостояния населения. Социологические исследования показывают, что для многих людей, живущих на Западе, деньги уже не являются главным стимулом работы. Как же тогда пробудить их творческую активность? Через использование

социальных и психологических методов, которые начали формироваться еще в 20-х годах XX столетия.

Рассмотрим подробнее социальные методы. Способности людей наиболее полно могут реализоваться, а производительность их труда резко повысится, если создан производственный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку.

Использование социальных методов означает:

создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зависимости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ;

организацию и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности.

Конкретно это происходит через обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов и т.д.

Наиболее сложны по своему содержанию психологические методы управления. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь без помощи науки руководителю не обойтись, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников, социально-психологические особенности отдельных групп и коллективов.

Важнейшие из психологических методов - это психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения.

Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, в воспитании, персональном психологическом консультировании работников и во многом другом.

В заключение вопроса о методах менеджмента отметим, что в работе менеджера важным является не только эффективное использование того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование всех групп методов.

1.10. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров.

В каждой стране бизнес, а следовательно, и менеджмент имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.

В переходных к рынку условиях модель российского менеджмента только формируется, поэтому изучение опыта управления, его достижений в других странах необходимо и полезно.

Модели национального менеджмента – японского, североамериканского, западноевропейского, латиноамериканского – в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция россии с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при это следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян.

Здесь мы остановимся на различиях японского и североамериканского менеджмента.

Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:

· творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления;

· последовательного сохранения национальных традиций.

Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера:

· трудолюбием;

· эмоциональной сдержанностью;

· дипломатичностью;

· бережливостью;

· восприимчивостью к новому.

«Хороший человек — работающий человек» — эта мысль веками внушалась японцу. В повседневной напряженной работе заключается истинный образ жизни японской нации, а всему миру известно качество японских товаров.

Еще в 60-е годы в Японии были проведены исследования, показавшие, что наличие брака — свидетельство низкого уровня менеджмента.

В эти годы на предприятиях Японии ста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: