double arrow

Классификация типов темперамента и их взаимосвязь с типом нервной системы

Успехов в работе может добиться человек с любым темпераментом, ибо темперамент проявляется не напрямую, а через характер. Характер же можно воспитывать, формировать.

Задача менеджера состоит в том, чтобы, учитывая особенности темперамент работников, поручать им такую работу, так строить с ними взаимоотношения, чтобы раскрылись их лучшие черты, в максимальной степени использовался их потенциал.

Дадим краткую характеристику людям с разными типами темперамента.

Сангвиник – энергичен, работоспособен, общителен, активен, контактен, полон инициативы; хорошо осваивается в новой обстановке, легко привыкает к новым требованиям; продумывает и хорошо организовывает деятельность, рационально мыслит, четко ставит задачи, склонен к творчеству, не любит однообразной работы, ему лучше не поручать рутинную работу. Для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целеустремленно, подчинять работе всего себя, не ставитьб работу в зависимость от своего настроения создают предпосылки для выполнения организаторской деятельности. Сангвиника можно критиковать – он малочувствителен (Из известных личностей В.И. Ленин и А.И. Герцен были сангвиниками)

Холерик,как и сангвиник, отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям, он возбудим и неуравновешен. У него очень большая устойчивость интересов, стремлений; настойчив. Ему лучше не поручать монотонных однообразных видов работ: они его раздражают. Поскольку эмоциональные проявления у холерика непредсказуемы и он легко нарывается на конфликты, то желательно не давать ему поручений, где требуется выдержка. Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в спорах и дискуссиях; к новым условиям быстро адаптируется. Специалисты считают, что человека с таким темпераментом хорошо использовать в маркетинговой деятельности (Холериками были Петр Первый, А.В. Суворов.)




Флегматик– человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный; трудно переключается с одного вида деятельности на другой, к новой обстановке и людям привыкает медленно; исключительно настойчив; не слишком находчив, но очень исполнителен. Флегматик неэмоционален, но если его вывести из равновесия, то он может действовать напористо и агрессивно. Такого работника хорошо использовать на участках работы, где имеются конфликты, и там, где требуется длительное напряжение сил. Задания ему лучше давать в письменной форме; он усваивает новое долго, но хто очень основательно. Считается, что лучшие конструкторы, экономисты, бухгалтеры – флегматики. (Флегматиками были М.И. Кутузов, И.А. Крылов)



Меланхоликотличается высокой эмоциональной чувствительностью, глубиной эмоций при слабом их внешнем выражений; может быть раним, обидчив. Длительное и сильное напряжение вызывает у него замедление деятельности. Он быстро утомляется. Проявляет настойчивость в преодолении трудностей. Его труд наиболее продуктивен там, где нужны высокая чувствительность, вдумчивость, осторожность. Заниженная самооценка как бы блокирует реализацию имеющихся у меланхолика способностей и часто служит причиной его внутреннего дискомфорта. В отношении к другим людям меланхолики, как правило, мягки, тактичны, чутки, отзывчивы. В благоприятной привычной обстановке, особенно в хорошем дружном коллективе, меланхолики прекрасно выполняют порученное им дело. (Меланхоликами были Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский.)

Источник активности личности – ее потребности.

Потребность – это переживание (осознавание) человеком нужды в чем-либо (в пище, тепле, общении, власти и .д.), вызывающее необходимость действовать определенным образом.

Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления. Человек стремится удовлетворить свои потребности. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряженности или спокойствия, эмоции радости или горя, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребности человека многообразны, но для каждой личности характерна определенная система потребностей, он включает доминирующие потребности и подчиненные им потребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения. Например, человек испытывает сильно. Потребность в успехе. Он все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д. Менеджеры должны стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации целей организации.

Большое значение для руководителя имеют и такие аспекты индивидуального поведения работник как:

· Способности;

· Одаренность, предрасположенность;

· Ожидания;

· Восприятие.

Эти факторы оказывают сильное воздействие на поведение личности.

Способности частично объясняются наследственностью (например, интеллектуальные способности и некоторые физические данные) Но обычно способности, в том числе интеллектуальные, приобретаются с опытом. При решении вопроса, на какую должность принять человека, какую работу ему поручить, большую роль играют способности, которым этот человека обладает.

Одаренность – талант в определенной области. Предрасположенность – потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Эти характеристики имеют значение при решении вопроса развития кадров в организации. Так, время и расходы на обучение работника будут потрачены зря, если руководитель не сумел оценить предрасположенность к определенной работе.

Ожидания. Люди формулируют ожидания относительно результатов своего поведения, основываясь на своем прошлом опыте и оценивая текущую ситуацию. Эти ожидания оказывают влияние на сегодняшнее поведение. Люди будут работать эффективно, если они ожидают, что необходимое для организации поведение приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей. Например, если торговый агент ожидает, что езе 9 сделок неделю увеличат объем реализации продукции на 15% и тем самым ему будет гарантирована премия, то, вероятно, он сделает еще несколько звонков потенциальным покупателям.

Восприятие. Наука психология утверждает, что мир – это не то, что он есть, а то, как мы его воспринимаем. В связи с этим люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Это последнее и будет определять поведение людей. Очень важным является восприятие работниками руководства, а также всего, что руководство делает. Если работники не воспринимают руководителя серьезно, то его решения, возможно, будут часто игнорироваться.

Итак, даже рассмотрение отдельных элементов структуры личности показывает, сколь сложна эта внутренняя переменная организации. Конечно, соответствующие черты личности – это сильный фактор успеха в работе, но на характер поведения конкретных людей значительно влияют группы и управленческое лидерство.

О них мы будем говорить отдельно в последующих главах. Сейчас же сделаем вывод.

Совокупность всех внутренних переменных образует рабочую среду, которая с помощью процесса управления приспособлена к потребностям организации. Взаимосвязанность и многофакторность среды делают ее очень сложной. Рабочая среда влияет на работников и их поведение. Задача менеджеров в том, чтобы формировать обстановку, поддерживающую тип поведения, выгодный для организации.

Цели, задачи, структура, технология, люди – все внутренние переменные взаимосвязаны. Поскольку они состоят из социального (люди) и технологического компонентов, то их называют социотехническими подсистемами. Изменения одной из них влияют на все другие, поэтому важно уделять внимание именно взаимодействию переменных.

3.1.3. САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ДЕЛОВОГО УСПЕХА

Для того чтобы добиться успеха, каждому из нас необходимо работать над развитием своей личности. Это предполагает самовоздействие - сознательное стремление к изменению нежелательного или к формированию желательного состояния собственной личности (желать плюс прилагать определенные усилия).

Работая над развитием своей личности, мы работаем, прежде всего, над сознанием. При этом следует обращать внимание на следующие элементы сознания:

1. Речь. Она должна быть информативной, понятней, выразительной. Под информативностью понимается ценность сообщаемых фактов и способность к обобщению. Под понятностью - взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся. Выразительность -- это ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

2. Внимание. Характеристиками его являются:

- концентрация - качество, определяющее его высокую интенсивность и направленное на какой-либо объект;

- направленность - избирательный характер (преднамеренный или непреднамеренный) выбора объекта;

- устойчивость - длительность сохранения концентрированного внимания.

3. Память. Запоминание - это процесс закрепления нового путем связывания его с приобретенным ранее. Задача - осмысленное запоминание.

4. Мышление. Оно характеризуется:

- широтой, т.е. способностью охватить весь процесс в целом, не упуская необходимых частностей. Основывается на всесторонних и глубоких знаниях, проявляется в кругозоре;

- глубиной, т.е. умением проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему:

- самостоятельностью, т.е. умением выдвигать новые задачи и находить их решения, не прибегая к помощи других людей;

- гибкостью, т.е. свободой мысли от влияния стереотипных способов решения проблем, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;

- быстротой, т.е. способностью быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение;

- критичностью, т.е. умением объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы,

5. Воображение - создание новых образов без опоры на готовое описание или чертеж, схему.

6. Воля. Характеризуется такими категориями:

- решительность, т.е. быстрый и обдуманный выбор цели и определение способов ее достижения;

- целеустремленность, т.е. подчинение поведения устойчивой цели, готовность отдавать силы и способности для ее достижения;

- смелость, т.е. способность преодолевать чувство страха и растерянность;

- настойчивость, т.е. способность доводить до конца принятое решение, достигать цели, преодолевая препятствия на пути к ней;

- выдержка, самообладание, т.е. способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели;

- мужество, т.е. способность идти к цели, преодолевая невзгоды, страдания и лишения;

- инициативность, т.е. качество, благодаря которому человек действует творчески;

- самостоятельность, т.е. способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения;

- дисциплинированность, т.е. сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам.

Психологи выявила общие правила, которыми можно воспользоваться для развития своей памяти:

1. Только загружая к используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.

2. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность человека, тем лучше развивается память.

3. Быстрее и прочнее запоминается то, что непосредственно связано с потребностями личности.

4. Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое.

5, Умение осуществлять смысловую группировку материала (разделение его на части с выявлением главного и существенного в каждой части) -- важное условие полного и точного запоминания.

Приведем еще пожелания психологов тем, кто стремится развивать свои дарования.

1. Отдавайте себе отчет и осознавайте свои положительные качества, таланты и достижения.

2. Утвердитесь в мысли, что вы обладаете качествами, которые хотите развить, и все время подтверждайте это, работая над развитием желательных качеств.

3. Почаще представляйте, что вы преуспели в своем деле и ваши усилия признаны другими людьми.

4. Постоянно укрепляйте уверенность в своих силах и владении ситуацией. Развивая свою личность, помните и о тех факторах, которые сдерживают развитие талантов:

1. Перекладывание ответственности за себя и свою жизнь на других вместо того, чтобы нести ее самому.

2. Большая вера другим, чем себе, в решающие моменты самоопределения.

3. Деградация чувств, вызванная привычкой лицемерить и лебезить.

4. Недостаток готовности защитить свое право на счастье и самореализацию.

5. Подавление в себе силы, дающей ощущение независимости, фантазии.

6. Неспособность обратиться к важному и отказаться от несущественного.

3.2. Внешняя среда и ее воздействие на организацию

Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой.

В экономической литературе в качестве внешней среды приводятся обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати - факторная модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:

1.Поставщики материальных ресурсов.

3.Поставщики персонала.

4. Поставщики финансов.

5.Профсоюзы.

6.Общеэкономические факторы.

7.Политические факторы.

8.Международные факторы.

9. Государственные органы управления.

10. Налоговая система.

11. Социальные факторы.

12. Факторы образования.

13. Национальные факторы.

14. Региональные факторы.

15. Конкуренты.

16. Конкурентная среда.

17.Научно - технический прогресс.

18. Культурные факторы.

19. Барьеры входа в рынок.

20. Покупатель.

Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выжить и достигать поставленных целей.

Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия - факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Это поставщики экономических ресурсов фирмы, клиенты - потребители продукции фирмы, посредники - финансовые, торговые, маркетинговые, государственные, экономические структуры (например, налоговая инспекция), конкуренты, законы и государственные учреждения

Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на её деятельности, и фирма их учитывает, планируя своё будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и др.

Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.

Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также вариантностью фактора. Например, организация, использующая всего несколько исходных материалов и ведущая дела с несколькими фирмами своей страны, находиться в менее сложных условиях, чем та, у которой технологии требуют множества самых разнообразных ресурсов, получаемых от многочисленных поставщиков, а сама фирма имеет филиалы за границей.

Скорость происходящих в окружающей среде изменений определяет ее подвижность. С развитием рыночной экономике подвижность нарастает. Наиболее быстрые изменения наблюдаются в электронике, фармацевтике, химической промышленности, производстве компьютеров, в сфере коммуникаций. В этих отраслях за счет частых научных открытий происходит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров, что обостряет конкурентную борьбу.

Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения.

Если информация недостаточная или менеджер сомневается в ее достоверности или точности, то в этом случае среда становиться более неопределенной, чем когда имеется высоконадежная информация в достаточном объеме.

Таким образом, неопределенность внешней среды зависит от качества информации и ее достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопределенности.

Остановимся на некоторых факторах внешней среды.

Поставщики. Работа поставщиков, выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объема выпуска, прибыль, и следовательно, улучшение позиций в конкурентной борьбе.

В России агрессивным фактором являются «поставщики материальных ресурсов». Распад СССР сопровождался ликвидацией поставщиков для целых отраслей промышленности России. Сегодня эти проблемы преодолены, но каждый менеджер должен осознавать необходимость ведения картотеки поставщиков материальных ресурсов. Нужно постоянно анализировать цены, условия поставки, возможности поставщиков и использовать эту информацию при принятии решений о поставщиках материальных ресурсов.

Важный фактор – «поставщики технологий, техники». Отсутствие финансовых ресурсов у российских предприятий, неблагоприятное положение в машиностроительном комплексе часто приводят к тому, что российские фирмы вынуждены закупать не самое передовое оборудование, что снижает конкурентоспособность фирм.

Фактор «поставщики персонала» может оказать существенное влияние на состав кадров на фирме и уровень их подготовки. Необходимых работников можно набрать по объявлению, можно воспользоваться услугами службы занятости и специализированных компаний, возможен вариант привлечения на более выгоднях условиях квалифицированных кадров. Реально можно использовать деньги службы занятости для подготовки и переподготовки кадров. Все это требует хорошего знания состояния рынка труда и прогнозов его развития.

Потребители. Фактор наиболее подвижный. Фирмы должны хорошо знать своих потребителей, анализировать причины, вызывающие те или иные изменения их поведения (изменения в доходах, семейном положении). Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Факторы «образовательный», «культурный» - важнейшие в формировании стратегии фирм по отношению к покупателю.

Часто продукция-новинка появляется на рынке и сталкивается с неподготовленным покупателем. Барьеры входа серьезно тормозили продвижение таких товаров, как очистители воздуха, новейшие виды бытовой техники. В фирме IBM наблюдалась следующая проблема. Долгое время в России фирма не имела, по политическим мотивам, возможность поставлять мощные компьютеры. Сегодня эта проблема решена. Однако, экономические структуры СНГ к такой акции не готовы. Филиал фирмы «IBM: Европа-Азия» использует важнейшую стратегию:

•создает учебно-консультационные центры IBM

•использует широкий спектр презентаций;

•проводит развернутую работу с вузами - поставщиками будущих

пользователей, покупателей продукции IBM;

•проводит агрессивную рекламу.

Скажем еще о важнейшем факторе – «государственные органы управления». Сегодня не знать законов и норм государственного регулирования, действующих и готовящихся законов, системы налогов, акцизов, пошлин и пр. – равносильно проигрышу, финансовым потерям, потере рынка.

В международном бизнесе среда наиболее сложна. Организации приходится считаться с социокультурными, экономическими, политическими факторами, законодательством, государственным регулированием. Анализ факторов международной среды – трудная задача. Вот пример, показывающий как важно изучать и учитывать культурные различия потребителей разных стран. В свое время американская фирма «Кэмпбелл суп», пытаясь проникнуть на бразильский рынок, столкнулась с проблемами. Когда выяснилось, что реальный сбыт растворимых супов сильно отличается от прогнозируемого, собрала дополнительную информацию. Углубленное интервьюирование показало, что бразильские хозяйки теряют ощущение хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке супа, - налить воды в кастрюлю.

Итак, организация – это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. Руководитель должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде.

Внешняя среда организации представлена на схеме 4.

Схема 4






Сейчас читают про: