Ключевые термины и понятия. Вертикальное разделение труда в организации – отделение управленческой работы от всей остальной (неуправленческой)

Вертикальное разделение труда в организации – отделение управленческой работы от всей остальной (неуправленческой).

Вертикальное разделение труда создает уровни управления

Горизонтальное разделение труда в организации – разделение всей работы на составляющие компоненты

Искусство менеджмента – умение применять теорию менеджмента, использовать накопленный опыт, творчески управлять организацией

Менеджер – наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Менеджмент – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Методы менеджмента – совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Принципы менеджмента – основополагающие идеи или правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Формальная структура организации – система отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами. Предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействия сотрудников.

Контрольные вопросы и задания

1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?

2. В чем отличие управленческого труда от других его видов?

3. Сравните понятия «предприниматель», «менеджер», «бизнесмен».

4. В чем особенности менеджмента как науки?

5. Дайте определение организации и перечислите ее основные характеристики.

6. Какие требования к профессиональной компетенции менеджера вы считаете наиболее важными и почему?

7. Почему наряду с высокой квалификацией менеджер должен обладать особыми личными качествами?

8. Какие виды разделения труда менеджеров вам известны?

9. Что такое принципы и методы управления?

10. Выскажите свое отношение к принципам делового человека, сформулированным предпринимателями России в 1912 году:

• уважай власть;

• будь честен и правдив;

• уважай право частной собственности;

• люби и уважай человека;

• будь верен слову;

• живи по средствам;

• будь целеустремленным.

11. Прочитайте высказывание о менеджменте известного американского теоретика по организационным проблемам Питера Друкера: «Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Менеджмент в сущности является и стимулирующим элементом социальных изменений, и локомотивом значительных перемен. Именно менеджмент в большей степени, чем что-либо другое, дал толчок самому значительному социальному феномену — взрыву образования».

12. Японская система менеджмента — одна из самых эффективных в мире. При этом главное ее достоинство — умение работать с людьми. Здесь используются механизмы коллективной ответственности за порученное дело. Именно так реализуется политика организации и управления производством и людьми на всемирно известной фирме «Сони».

К основным ее направлениям относятся:

— постановка целей и задач, которые понятны всем: и руководителям, и рабочим. Существует мнение, что это сплачивает персонал компании в коллектив единомышленников;

— сознательный отказ от жестких планов и контроля за ходом их выполнения. Принято считать, что менеджер должен действовать по обстановке. В то же время механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу дела;

— антибюрократический стиль руководства. В организационной структуре компании при необходимости могут быть созданы на определенный период подразделения, обладающие практической полной административно-хозяйственной самостоятельностью;

— поручение наиболее важных проектов новаторам. На взгляд администрации фирмы, именно одаренный сотрудник, который «горит на работе», может наиболее эффективно и

быстро выполнить любое самое трудное задание;

— право младшего по должности не соглашаться со старшим. Речь идет не о прямом неподчинении руководству. Этот принцип означает, что интересы дела имеют на фирме высший приоритет и ради них менеджеру следует поступаться не только личными амбициями,- но порой и вековыми традициями уважения старших младшими;

— воспитания у сотрудников чувства принадлежности к одной большой семье под названием «Сони». Для этого, как и на других японских предприятиях, существует эффективно работающая система пожизненного найма, организуются коллективные формы отдыха и др.

Ответьте на вопросы:

1. Какое словосочетание выражает главную идею автора?

2. Каково отношение автора к менеджменту?

3. Как, по вашему мнению, будет развиваться менеджмент в ближайшие десятилетия?

4. В чем особенности подготовки менеджеров в Японии и США?

5. Что общего между японской и американской моделями менеджмента?

6. Сформулируйте ваше отношение к принципам менеджмента фирмы «Сони». Что вам представляется заслуживающим внимание, с чем вы не согласны?

7. С учетом российской специфики можно ли использовать опыт менеджмента фирмы «Сони» в практике работы российских компаний?

8. Какие трудности при работе с людьми могут возникнуть у российского менеджера и как вы рекомендовали бы их преодолеть?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: