Цель работы
Перевод чисел из одной системы счисления в другую, выполнение основных арифметических операций в различных системах счисления.
Варианты заданий
Номер варианта N – номер студента по списку в журнале. Число YZ = N + 32 состоит из двух цифр Y и Z, где Z – количество единиц числа YZ, а Y – количество десятков числа YZ.
Например, номер варианта задания (номер студента по списку в журнале) N = 40, тогда число YZ = 72, Z = 2, Y = 7.
YZ=36. Y=3. Z=6
Задание к лабораторной работе
1) Составить таблицы сложения и умножения для двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления.
Таблица сложения в двоичной системе счисления
Таблица сложения в восьмеричной системе счисления
Таблица сложения в шестнадцатеричной системе счисления
Таблица умножения в двоичной системе счисления
Таблица умножения в восьмеричной системе счисления
Таблица умножения в шестнадцатеричной системе счисления
2) Сложить и вычесть из первого второе число в соответствующей системе счисления:
|
|
• 7YY(8) и YY7(8) 1272
• 7ZY(16) и YZ7(16)
• 7ZY(16) и YZ7(16) – перевести числа сначала в двоичную систему
Решение:
733(8)+337(8)=1272
3) Перемножить числа в соответствующей системе счисления:
• 7YY(8) и YY(8) = 31031
• 7ZY(16) и YZ(16)
• 3YY(8) и 13(8) – перевести числа сначала в двоичную систему
4) Записать в римской системе счисления (формат для года – ГГГГ; для даты – ДД.ММ.ГГГГ): XIV.XI.MMXI
• год крещения Руси
• год Ледового побоища (разгрома Александром Невским немецких рыцарей на льду Чудского озера)
• дату образования г. Челябинска
• дату рождения Л.Н. Толстого
• дату своего рождения
Решение:
XIV.XI.MMXI