Человек так устроен, что, как только вы начали наглядно
фиксировать некоторый количественный показатель, он сам
начнет изменяться в лучшую сторону. Время на поглотители
начнет снижаться, время на приоритетное — повышаться.
Наглядность изменения показателя на графике будет под
талкивать вас к тому, чтобы этот показатель улучшался.
В одном из банков, с которыми мы работали, заседания правления
длились от 2 часов и выше (обычно 3 - 4 часа). Это была «черная ды
ра» - работа банка стопорится, подписи получить невозможно, ес
ли заходишь за подписью, экстравертный председатель правления
сразу говорит «Иван Иванович! Вот именно Вас-то нам и не хватало
для обсуждения этого вопроса, ну-ка подключайтесь».
Сработало простое решение. На стену повесили лист ватмана, на
котором после каждого заседания секретари отмечали его дли
тельность. В членах правления проснулся спортивный азарт, и уже
через неделю два часа из нижней превратились в верхнюю грани
цу длительности заседаний.
|
|
При желании можно применить более тонкий метод - фиксиро
вать не длительность совещания, а общее количество человеко-ча
сов (т.е. длительность умножить на количество участников) или при
мерную «стоимость» совещания, исходя из среднего размера поча
сового дохода присутствующих.
Мы говорили о показателях, для получения которых необ
ходим сплошной учет времени. Сплошной хронометраж на
начальном этапе может вызывать трудности. В таком случае
рекомендую воспользоваться показателями, для отслежива
ния которых не нужна полная картина дня. Например:
— Количество времени, ежедневно выделяемого на при
оритетный для вас проект.
— Количество времени на «ресурсное занятие» — хобби,
спорт, прогулки, общение с близкими людьми и т.п.
— Длительность ежедневной задержки на работе после
формального окончания рабочего дня.
— Длительность общения с неприятными для вас людьми
и
Нетрудно заметить, что первые два показатели фиксируются с целью
их увеличения; последние два - с целью уменьшения. Для фиксации
такого рода показателей не нужен сплошной хронометраж. Достаточ
но в течение дня записывать только время работы, например, над
приоритетным проектом. В конце дня это время суммируется и изоб
ражается на диаграмме точно так же, как показано выше.
Рекомендую использовать единовременно не больше 2 - 3 показа
телей. Когда показатель доведен до нужного вам значения («не ме
нее часа в день на «ресурсное занятие», «не более получаса в день на
общение с неприятными людьми» и т.п.), можно переставать его от
|
|
слеживать и намечать какой-либо другой показатель. Формирование
показателей - дело творческое, перечисленные выше - только при
мер. Поймите, чего вам хочется от своего времени, какой аспект нуж
но улучшить, и - придумайте, как выразить это количественно, какой
показатель будет для вас отражать эти улучшения.
Когда я только начинал задумываться об организации личного
времени - это было на старших курсах вуза, после прочтения книги
о Любищеве, - одним из основных поглотителей времени была доро
га, расходы на которую составляли в среднем около 4 часов в день
(университет, курсы водительские, курсы английские, курсы экскур
соводов). В течение нескольких недель я вел детальный учет дорож
ного времени, разбив его на несколько категорий: «высокое качест
во» (можно читать и писать, например, в электричке, перед началом
курсов), «среднее» (можно читать, но умную книгу, например, в тряс
ком автобусе), «низкое» (можно читать только простую книгу), «нуле
вое» (ходьба, час пик, зашел-вышел-оделся-разделся).
Выводы при анализе времени по разным категориям оказались
неожиданными: например, раньше при дороге, например, из
университета на курсы я заезжал домой. Теперь перестал заезжать,
общее время на дорогу увеличилось, но значительно улучшилась его
структура: например, час спокойной работы перед началом курсов
вместо этого же часа, потраченного на пешую ходьбу, сборы и т.п.
И самое главное, в голове выработался «персональный отдел ло
гистики», при планировании любых встреч и перемещений безоши
бочно расчитывающий оптимальные маршруты. Сколько лет уже про
шло, я с тех пор никогда не вел учета дорожного времени, но навыки,
выработанные в ходе того хронометража, до сих пор помогают.