ТМ-идеология — это основные положения дисциплины «ор
ганизация времени» на ее третьем уровне, философско-ми-
ровоззренческом. Эти положения вытекают из ТМ-фактов,
сформулированных в предыдущей главе.
Кратко я бы выразил ТМ-идеологию следующим образом:
«Вдумчиво и осмысленно использовать невосполнимое время
жизни в соответствии с осознанными личными ценностями
и приоритетами». Все остальное приложится — и техники,
и их грамотное применение без перекосов и «вредных по
бочных эффектов».
Если развернуть ТМ-идеологию более подробно, я могу
выделить в ней несколько основных ценностей, или принци
пов. Это аксиомы, которые могут быть либо приняты, либо
не приняты, но не могут быть доказаны или опровергнуты.
Без принятия этих аксиом на мировоззренческом уровне я
считаю мало осмысленным и мало полезным освоение тайм-
менеджмента на уровне технологическом.
Аксиомы таковы:
— 1. Свобода выбора. Человек свободен. Наши поступки,
конечно, зависят от начальных условий — наследс
|
|
твенность, ограничения, доступные ресурсы и т.п. Мы
также зависим от внешних воздействий и обстоятельств.
Однако ни начальные условия, ни внешние обстоятельс
тва не определяют нашу жизнь на 100%. Решающее зна
чение все равно имеет наш собственный выбор и наша
готовность что-то менять в своей жизни. На семинарах
часто спрашивают: «Как я могу ставить цели — с моей
зарплатой... в моем городе... в нашем государстве...».
На это можно ответить: «Сколько великих государс
твенных деятелей, и великих предпринимателей, и вели
ких ученых родились в совершенно неблагоприятных
начальных условиях?» Свобода начинается внутри, в
сознании, в нашей картине мира — и дает нам свободу
действовать, свободу изменять мир.
Далее, если человек поверил, что он может изменять
мир, что он свободен, — этот мировоззренческий прин
цип проецируется на уровень технологий в форме,
во-первых, постановки «дерзких», «недостижимых»
целей; во-вторых — в форме отсева внешних воздейс
твий, пытающихся выстроить жизнь человека по своим
штампам. Будь то воздействия ближайшего окружения,
общества, системы образования, рекламы и т.п.
— 2. Ответственность. Человек отвечает за то, как он
строит свою жизнь и на что он тратит свое время. Веру
ющий отвечает перед Богом и собой, неверующий —
перед собой и кем-нибудь еще (в зависимости от базо
вых ценностей — перед своей семьей, потомками, чело
вечеством и т.п.). «Амебой», а не «Человеком», я назову
человека, неосмысленно и безответственно плывущего
по течению, реагирующего на внешние воздействия, но
|
|
не применяющего свою свободу к построению своей
жизни и не берущего на себя ответственность за то,
что с его жизнью и его временем происходит.
К сожалению, именно на постсоветском пространстве
эта болезнь особенно сильна. Сколько наш человек
может придумать причин, почему он не несет ответс
твенности за то, что с ним происходит. Виноваты
всегда правительство, президент, жидомасоны, оли
гархи, демократы, коммунисты, ЖЭК, работодатель
и т.д. Знакомо? Кто как, а я считаю, что этот рабский
подход к жизни нужно «выдавливать по капле» из себя
и окружающих и что тайм-менеджмент в этом — неза
менимое средство.
— 3. Развитие. Я считаю, что достойно, праведно, кра
сиво, соответствует великолепной гармонии мирозда
ния — развиваться. Развиваться на разных уровнях и
в разных смыслах. Это тоже аксиома, ее невозможно
обсуждать, можно лишь принять или не принять.
Время жизни — это время развития, время совер
шенствования, время пути.
Для меня эти ценности являются проекцией на ряд тайм-
менеджерских вопросов христианской картины мира, кото
рую я считаю наиболее мировоззренчески убедительной и
практически действенной. Но ТМ-ценности ценны и вне
христианской картины мира, как некое общее поле согласия
в вопросе о том, чем человек отличается от амебы.
Эти же принципы лежат в основе
совокупнос
ти принципов, вытекающих из ТМ-фактов и ТМ-идеологии.
Эти принципы-заповеди еще предстоит сформулировать.
Например, «не укради время ближнего твоего» — поскольку,
похищая время, из которого сделана жизнь, ты нарушаешь
заповедь «не убий». Или, скажем: «не замусоривай гармонию
мироздания ворами времени» — игровыми автоматами или
графоманскими романами, например. Проще говоря: «помни,
что тайм-менеджмент — это не только защита своего вре
мени, но и бережное отношение к времени других».
Итак, я изложил ТМ-идеологию — аксиомы, лежащие в
основе моей теории и методологии организации времени.
Осознанное принятие и применение этих принципов, про
никновение их духом я считаю выходом на «уровень мастерс
тва» в этой предметной области. Но все сказанное касалось
пока только лично человека. А что значит ТМ-идеология для
взаимоотношений человека с окружающим миром?
«ТМ-бацилла»
Занявшись тайм-менеджментом, я первым делом стал смот
реть, что есть на эту тему в Интернете. Было на тот момент,
2000 год, очень мало — западники не любят делиться иде
ями в бесплатном режиме, а в отечественном Интернете
ТМ-тема вообще почти не была представлена. Одним из
первых найденных мною материалов, во многом опреде
ливших дальнейшую стратегию, был «Хронометраж, или
Алгебра любви-3» Алексея Бабия. В этой работе, насколько
мне известно, впервые была озвучена способность органи
зации времени менять ценности человека.
Механизм этого изменения таков. Начав, как правило, с
техники экономии времени, задавшись вопросом «На что
тратится мое время и как тратить его более рационально»,
человек приходит к вопросу о целях своей деятельности.
Без понимания целей невозможно выяснить, что более эф
фективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на
что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое
главное — с приоритетами.
Но вопросы целей и приоритетов неотделимы от воп
роса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня
важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня
важно вообще, в принципе?». Таким образом, благодаря
тайм-менеджменту всего за несколько логических ходов
происходит переключение внимания с технологических воп
росов организации времени на мировоззренческие. Человек
|
|
задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или
иных результатов, проще говоря — зачем и ради чего он
живет в этом мире.
Именно эту последовательность «технология — страте
гия — философия» я выше назвал «ТМ-лестницей». В целом
же такое «развитие благодаря тайм-менеджменту», в силу его
нелинейности и специфических закономерностей распро
странения, я называю «ТМ-бациллой». Термин восходит к
классику научной организации труда и поэту Алексею Гас-
теву, который писал: «Форд и Тейлор дали рабочему инс
трукционную карточку, но не создали методики, которая
заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерыв
ную инициативу, прививала определенную организационно-
трудовую бациллу».
Теперь такая методика, «тайм-менеджмент как инстру
мент развития», существует, она разработана в моей первой
монографии «Организация времени: от личной эффектив
ности к развитию фирмы». Необходим «тайм-менеджмент
как инструмент развития общества», к чему и сделан один
из шагов в этом ТМ-манифесте.
Что самое главное, описанное внимание к собственным
целям и ценностям, как правило, делает человека лучше.
Снижается доля «амебы», повышается доля свободной и
ответственной личности, способной делать самостоятельный
выбор и совершать поступки, не на 100% детерминирован
ные внешними обстоятельствами. Благодаря вниманию к
себе, своей деятельности, своему времени благодаря осо
знанию необратимости и конечности этого времени человек
достаточно заметно и существенно изменяется. Отцы-аскеты
открыли этот механизм самосовершенствования много веков
назад, рекомендуя своим ученикам два простых правила:
«внимать себе» и «помнить о смерти» (в контексте ТМ —
о конечности времени жизни), чтобы удерживаться от не
подобающих поступков и настраиваться на подобающие.
Тайм-менеджмент, таким образом, работает как инстру
мент своеобразного «прогрессорства», в терминологии бра
тьев Стругацких. Прогрессоры, напомню, пытались влиять
|
|
на отсталые цивилизации, стимулируя их развитие различ
ными научными и политическими методами. Но, в отличие
от прогрессоров, «засеивая» «ТМ-бациллу», вы не навязы
ваете человеку свои ценности. Вы «всего лишь» помогаете
ему найти свои собственные — очистить их от внешних
наслоений, вырастить и развить. Таким образом, тайм-ме
неджмент решает задачу, непосильную для сотен книжек
про «что такое хорошо и что такое плохо».
Этот результат применения тайм-менеджмента я считаю
гораздо более важным, чем собственно повышение эффек
тивности и результативности. Они, конечно, приятны, но по
большому счету — суета сует и всяческая суета. Настоящее
счастье и удовлетворенность жизнью крайне нелинейно за
висят от чисто материальных результатов. Для меня созда
вать и видеть изменения в ценностях людей, их установках,
отношении к жизни — гораздо интереснее, чем создавать
прирост бездушных цифр и кривых на графиках.
Суммируя сказанное, я бы сформулировал еще один эле
мент ТМ-идеологии так. Организация времени — уникальный
инструмент, помогающий людям и мирозданию развиваться,
изменяться в лучшую сторону на самом сложном и «неопера
бельном» уровне — на уровне ценностей мировоззрения.
На мой взгляд, это — интересно. Это уникально. Это
помогает эффективнее решать проблемы, над которыми
на протяжении всей истории человечества бились самые
выдающиеся личности. В этой области много Достойных
Целей. В целом — это красивое, достойное и большое Дело.
Желающие — подключайтесь.