ТМ-идеология


ТМ-идеология — это основные положения дисциплины «ор­


ганизация времени» на ее третьем уровне, философско-ми-


ровоззренческом. Эти положения вытекают из ТМ-фактов,


сформулированных в предыдущей главе.


Кратко я бы выразил ТМ-идеологию следующим образом:


«Вдумчиво и осмысленно использовать невосполнимое время


жизни в соответствии с осознанными личными ценностями


и приоритетами». Все остальное приложится — и техники,


и их грамотное применение без перекосов и «вредных по­


бочных эффектов».


Если развернуть ТМ-идеологию более подробно, я могу


выделить в ней несколько основных ценностей, или принци­


пов. Это аксиомы, которые могут быть либо приняты, либо


не приняты, но не могут быть доказаны или опровергнуты.


Без принятия этих аксиом на мировоззренческом уровне я


считаю мало осмысленным и мало полезным освоение тайм-


менеджмента на уровне технологическом.



Аксиомы таковы:


1. Свобода выбора. Человек свободен. Наши поступки,


конечно, зависят от начальных условий — наследс­


твенность, ограничения, доступные ресурсы и т.п. Мы


также зависим от внешних воздействий и обстоятельств.


Однако ни начальные условия, ни внешние обстоятельс­


тва не определяют нашу жизнь на 100%. Решающее зна­


чение все равно имеет наш собственный выбор и наша


готовность что-то менять в своей жизни. На семинарах


часто спрашивают: «Как я могу ставить цели — с моей


зарплатой... в моем городе... в нашем государстве...».


На это можно ответить: «Сколько великих государс­


твенных деятелей, и великих предпринимателей, и вели­


ких ученых родились в совершенно неблагоприятных


начальных условиях?» Свобода начинается внутри, в


сознании, в нашей картине мира — и дает нам свободу


действовать, свободу изменять мир.


Далее, если человек поверил, что он может изменять


мир, что он свободен, — этот мировоззренческий прин­


цип проецируется на уровень технологий в форме,


во-первых, постановки «дерзких», «недостижимых»


целей; во-вторых — в форме отсева внешних воздейс­


твий, пытающихся выстроить жизнь человека по своим


штампам. Будь то воздействия ближайшего окружения,


общества, системы образования, рекламы и т.п.


— 2. Ответственность. Человек отвечает за то, как он


строит свою жизнь и на что он тратит свое время. Веру­


ющий отвечает перед Богом и собой, неверующий —


перед собой и кем-нибудь еще (в зависимости от базо­


вых ценностей — перед своей семьей, потомками, чело­


вечеством и т.п.). «Амебой», а не «Человеком», я назову


человека, неосмысленно и безответственно плывущего


по течению, реагирующего на внешние воздействия, но


не применяющего свою свободу к построению своей



жизни и не берущего на себя ответственность за то,


что с его жизнью и его временем происходит.


К сожалению, именно на постсоветском пространстве


эта болезнь особенно сильна. Сколько наш человек


может придумать причин, почему он не несет ответс­


твенности за то, что с ним происходит. Виноваты


всегда правительство, президент, жидомасоны, оли­


гархи, демократы, коммунисты, ЖЭК, работодатель


и т.д. Знакомо? Кто как, а я считаю, что этот рабский


подход к жизни нужно «выдавливать по капле» из себя


и окружающих и что тайм-менеджмент в этом — неза­


менимое средство.


3. Развитие. Я считаю, что достойно, праведно, кра­


сиво, соответствует великолепной гармонии мирозда­


ния — развиваться. Развиваться на разных уровнях и


в разных смыслах. Это тоже аксиома, ее невозможно


обсуждать, можно лишь принять или не принять.


Время жизни — это время развития, время совер­


шенствования, время пути.


Для меня эти ценности являются проекцией на ряд тайм-


менеджерских вопросов христианской картины мира, кото­


рую я считаю наиболее мировоззренчески убедительной и


практически действенной. Но ТМ-ценности ценны и вне


христианской картины мира, как некое общее поле согласия


в вопросе о том, чем человек отличается от амебы.


Эти же принципы лежат в основе
совокупнос­


ти принципов, вытекающих из ТМ-фактов и ТМ-идеологии.


Эти принципы-заповеди еще предстоит сформулировать.


Например, «не укради время ближнего твоего» — поскольку,


похищая время, из которого сделана жизнь, ты нарушаешь


заповедь «не убий». Или, скажем: «не замусоривай гармонию


мироздания ворами времени» — игровыми автоматами или


графоманскими романами, например. Проще говоря: «помни,



что тайм-менеджмент — это не только защита своего вре­


мени, но и бережное отношение к времени других».


Итак, я изложил ТМ-идеологию — аксиомы, лежащие в


основе моей теории и методологии организации времени.


Осознанное принятие и применение этих принципов, про­


никновение их духом я считаю выходом на «уровень мастерс­


тва» в этой предметной области. Но все сказанное касалось


пока только лично человека. А что значит ТМ-идеология для


взаимоотношений человека с окружающим миром?


«ТМ-бацилла»


Занявшись тайм-менеджментом, я первым делом стал смот­


реть, что есть на эту тему в Интернете. Было на тот момент,


2000 год, очень мало — западники не любят делиться иде­


ями в бесплатном режиме, а в отечественном Интернете


ТМ-тема вообще почти не была представлена. Одним из


первых найденных мною материалов, во многом опреде­


ливших дальнейшую стратегию, был «Хронометраж, или


Алгебра любви-3» Алексея Бабия. В этой работе, насколько


мне известно, впервые была озвучена способность органи­


зации времени менять ценности человека.


Механизм этого изменения таков. Начав, как правило, с


техники экономии времени, задавшись вопросом «На что


тратится мое время и как тратить его более рационально»,


человек приходит к вопросу о целях своей деятельности.


Без понимания целей невозможно выяснить, что более эф­


фективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на


что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое


главное — с приоритетами.


Но вопросы целей и приоритетов неотделимы от воп­


роса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня


важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня


важно вообще, в принципе?». Таким образом, благодаря


тайм-менеджменту всего за несколько логических ходов



происходит переключение внимания с технологических воп­


росов организации времени на мировоззренческие. Человек


задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или


иных результатов, проще говоря — зачем и ради чего он


живет в этом мире.


Именно эту последовательность «технология — страте­


гия — философия» я выше назвал «ТМ-лестницей». В целом


же такое «развитие благодаря тайм-менеджменту», в силу его


нелинейности и специфических закономерностей распро­


странения, я называю «ТМ-бациллой». Термин восходит к


классику научной организации труда и поэту Алексею Гас-


теву, который писал: «Форд и Тейлор дали рабочему инс­


трукционную карточку, но не создали методики, которая


заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерыв­


ную инициативу, прививала определенную организационно-


трудовую бациллу».


Теперь такая методика, «тайм-менеджмент как инстру­


мент развития», существует, она разработана в моей первой


монографии «Организация времени: от личной эффектив­


ности к развитию фирмы». Необходим «тайм-менеджмент


как инструмент развития общества», к чему и сделан один


из шагов в этом ТМ-манифесте.


Что самое главное, описанное внимание к собственным


целям и ценностям, как правило, делает человека лучше.


Снижается доля «амебы», повышается доля свободной и


ответственной личности, способной делать самостоятельный


выбор и совершать поступки, не на 100% детерминирован­


ные внешними обстоятельствами. Благодаря вниманию к


себе, своей деятельности, своему времени благодаря осо­


знанию необратимости и конечности этого времени человек


достаточно заметно и существенно изменяется. Отцы-аскеты


открыли этот механизм самосовершенствования много веков


назад, рекомендуя своим ученикам два простых правила:


«внимать себе» и «помнить о смерти» (в контексте ТМ —



о конечности времени жизни), чтобы удерживаться от не­


подобающих поступков и настраиваться на подобающие.


Тайм-менеджмент, таким образом, работает как инстру­


мент своеобразного «прогрессорства», в терминологии бра­


тьев Стругацких. Прогрессоры, напомню, пытались влиять


на отсталые цивилизации, стимулируя их развитие различ­


ными научными и политическими методами. Но, в отличие


от прогрессоров, «засеивая» «ТМ-бациллу», вы не навязы­


ваете человеку свои ценности. Вы «всего лишь» помогаете


ему найти свои собственные — очистить их от внешних


наслоений, вырастить и развить. Таким образом, тайм-ме­


неджмент решает задачу, непосильную для сотен книжек


про «что такое хорошо и что такое плохо».


Этот результат применения тайм-менеджмента я считаю


гораздо более важным, чем собственно повышение эффек­


тивности и результативности. Они, конечно, приятны, но по


большому счету — суета сует и всяческая суета. Настоящее


счастье и удовлетворенность жизнью крайне нелинейно за­


висят от чисто материальных результатов. Для меня созда­


вать и видеть изменения в ценностях людей, их установках,


отношении к жизни — гораздо интереснее, чем создавать


прирост бездушных цифр и кривых на графиках.


Суммируя сказанное, я бы сформулировал еще один эле­


мент ТМ-идеологии так. Организация времени — уникальный


инструмент, помогающий людям и мирозданию развиваться,


изменяться в лучшую сторону на самом сложном и «неопера­


бельном» уровнена уровне ценностей мировоззрения.


На мой взгляд, это — интересно. Это уникально. Это


помогает эффективнее решать проблемы, над которыми


на протяжении всей истории человечества бились самые


выдающиеся личности. В этой области много Достойных


Целей. В целом — это красивое, достойное и большое Дело.


Желающие — подключайтесь.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: