Появление в крупных городах мест для торговли книгами и временного их использования. Первые библиотеки. Александрийская библиотека - культурный и научный центр.
Критерии стоимости книги. Кризис и падение рабовладельческого строя – причины «отката цивилизации», гибели культурных ценностей.
Рост потребности в книгах с началом Крестовых походов
Книги религиозного содержания, несущие истину «неверным». Влияние литературного наследия античности на развитие книжной культуры Средневековья. Героические эпосы, сказания, правила поведения, песни.
Расцвет арабской культуры, успехи арабских ученых в математике, истории, философии, медицине, астрономии и их влияние на европейскую культуру.
Подъем книгописания и распространение христианства
Монастырские скриптории - неотъемлемая часть монастыря. Церковь как строгий цензор - оценка книг, контроль за содержанием богословских трактатов и светских книг.
Книжное дело в Европе в преддверии книгопечатания
|
|
Преимущества книгопечатания перед прежними способами передачи информации. Применение отдельных компонентов печатного станка до изобретения И.Гуттенберга. Новая технология изготовления бумаги. Филигрань, ксилография. Потребность общества в церковной, военной, бытовой литературе. Издание Библии «для бедных».
Предшественники И.Гуттенберга в создании книгопечатания
Прокоп Вальдфогель и его литеры. Блаженный Иероним и его идея набора. Жан Брито, Памфилио Кастальди, Никола Жансон, Лауренс Костер. Памятники первым книгопечатникам в разных городах Европы.
Глава 2. КНИГОПЕЧАТАНИЕ В ЕВРОПЕ
Изобретатель книгопечатания Иоганн Гуттенберг
42-строчная Библия Гуттенберга - первая в Европе печатная книга, имевшая конкретную ссылку на место печати, одобренная к изданию государством и церковью. Изобретение Гуттенберга – объединение в единый процесс на одном станке различных компонентов и технологий печати.
Книжное дело в первые века книгопечатания
Всемирно-исторические процессы, требовавшие новых механизмов получения и передачи знаний. Роль книгопечатания в становлении и совершенствовании национальных и международных литератур, грамотности в целом, письменности, а также — всей системы образования и воспитания человека.