Понятие классификации

Системы можно различать по различным признакам, т.е. классифицировать. Характеризуя системы одним или несколькими признаками в зависимости от решаемой задачи, выбирают разные принципы классификации.

Классификация (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека. На практике же под термином классификации обычно понимают процесс разнесения объектов по классам (группам), фиксируя закономерные связи между группами объектов с целью принадлежности объекта к той или иной группе (классу).

Классификация начинается с введения классификационного признака. Согласно словарям, классификационный признак (реквизит классификации) - элемент содержания понятия, который позволяет отнести объект (понятие) к определенному классу: объект относится к данному классу, если он обладает данным классификационным признаком.

В основе всех видов классификации лежит отношение эквивалентности, поскольку после введения на данном множестве такого отношения, это множество разбивается на непересекающиеся классы эквивалентности. Принадлежность объекта к конкретному классу указывает на определенные его свойства, которыми обладают все объекты, относящиеся по данному признаку к определенному классу, что и используется на практике. Все элементы данного класса с точки зрения зафиксированных признаков классификации считаются неразличимыми (эквивалентными). Например, студентов данного университета можно классифицировать по признаку факультета, на котором они учатся. В результате формируются множества, где будут собраны студенты, которые учатся только на определенном факультете. При этом, например, в множестве студентов экономического факультета не окажется студентов физического факультета. Если же этих же студентов классифицировать по факту военной подготовки, то образуются два множества студентов университета: студенты, проходящие военную подготовку, и все остальные.

Наличие классификации – показатель определенного развития той или иной теории. Любая классификация всегда относительна и часто неоднозначна, поскольку она существенно зависит от цели и условий решаемой задачи, объема располагаемых ресурсов, а также субъекта, формирующего данный класс объектов и многих иных причин. В этой связи сложно сформировать строгие и вместе с тем адекватные условия на переходы от одного класса к другому. Поэтому на практике же поступают упрощенно, вводя наиболее удобные признаки отношения объекта к определенному классу. Примером тому является классификационная шкала успеваемости студентов: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. Казалось бы, все исключительно просто, поскольку для выставления каждой из этих оценок имеются весьма обширные инструкции. Однако на практике решать эту задачу весьма трудно.

Среди объектов одного класса всегда можно найти объекты, которые с существенной долей уверенности можно отнести к иному классу. В этой связи при любой классификации желательно, чтобы соблюдались следующие требования:

· полнота охвата объектов рассматриваемой области;

· однозначность интерпретации выбранных реквизитов классификации;

· возможность включения в процесс классификации новых объектов.

Цель любой классификации - ограничить выбор подходов к отображению системы и дать рекомендации по выбору метода их исследования.

Перед началом собственно процедуры классификации следует определить, для чего конкретно она производится и какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. В дальнейшем эти свойства и принимаются за признаки классификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: