Научное направление, ориентированное на разрешение слабоструктурированных проблем, получило название системный анализ (СА). Напомним, что слабоструктурированными называют проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные компоненты, причем качественные малоизвестные и неопределенные стороны проблемы имеют тенденцию доминировать (такого рода проблемы все чаще и чаще встречаются сегодня на практике). При этом и прежде всего, он выступает как методология структуризации проблемы, в основе которой находится системный подход. По существу, при помощи системного анализа пытаются слабоструктурированные проблемы превращать в проблемы хорошо структурированные, а затем формулировать соответствующие задачи.
Системный анализ представляет собой научное направление интеграционного типа. Однако почему в этом названии находятся рядом такие, казалось бы, противоположные сущности, как “системный” и “анализ”?
«Системный» потому, что в его основу положен системный подход, это его методологическая база. Анализ [analysis — разложение, расчленение] — процесс расчленения целого на части. В данном случае термин «анализ» используется для характеристики самой процедуры проведения исследования, суть которой состоит в том, что исходную проблему разбивают на составляющие ее части (частные проблемы), как более доступные для изучения, затем каждую из них исследуют соответствующими доступными способами.
|
|
Как исследовательский подход, системный анализ состоит в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на отдельные компоненты (подсистемы, элементы, признаки, свойства, отношения и т.п.). Каждый из них изучается в отдельности, с целью выявления их роли и места в системе, т.е. обнаружения и идентификации структуры системы, поскольку, только поняв структуру объекта, можно сформировать достаточно адекватную ему модель[52]. При этом в центре внимания находится исходная система, ее функционирование в интересах достижения поставленной перед системой цели.
В дальнейшем изученные в процессе анализа компоненты подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы.
В итоге: при анализе вскрывается структура и осознается то, как система работает, синтез же показывает функционирование системы, т.е. то, почему он работает именно так.
Возможен и несколько другой подход, суть которого заключается в том, что рассматривается некая надсистема, для которой изучаемая система является некоторой ее частью. Поведение этой части в процессе функционирования надсистемы позволяет глубже осознать целевое назначение системы и понять требования к ее поведению. Достаточно четко все эти соображения представлены в следующей таблице, приведенной в работе[53].
|
|
Прием | Содержание основных процессов мышления | Результат |
Анализ | 1. Объект исследования, подлежащий пониманию, делится на части. 2. Делается усилие понять поведение каждой части системы по отдельности. 3. Понимание частей структурируется в попытке получить знания об объекте. | Знание |
Синтез | 1. Объект исследования рассматривается как часть объемлющей системы (надсистемы). 2. Объясняется поведение объемлющего целого. 3. Понимание целого дезагрегируется для объяснения поведения части. Эта часть получает объяснение путем определения ее функции в системе. | Понимание |
Системный подход предусматривает органическое сочетание аналитического расчленения проблем на части, исследование связей и отношений между этими частями, при этом рассмотрение целей и задач каждой из них производится с общих для всех частей позиций (с позиции системы). Важно подчеркнуть, что при осуществлении такого рода процедуры постоянно обращается внимание на способы объединения отдельных результатов в единое целое и влияние каждого из элементов на другие части системы. Тем самым в процессе системного анализа взаимно переплетаются методы анализа и синтеза.
Обычно объектами системного исследования являются сложные, как правило, имеющие в своем составе активные элементы – людей. Целью системного анализа является упорядочение последовательности действий при разрешении сложных проблем, основываясь на системном подходе.
Итак, системный анализ, как технология — это взаимосвязанное логико-математическое рассмотрение всех вопросов, относящихся к разрешению слабоструктурированных (часто и неструктурированных) проблем с позиции теории систем. Его можно трактовать и как это учение о структуре, логической организации, методах и средствах исследования слабоструктурированных систем.
Сегодня это междисциплинарная наука, объединяющая как неформальные (эвристические), так и математические методы. Термин «Системный анализ» появился в 1949 году в исследованиях компании RAND в связи с решением задач военного управления. В нашей стране этот подход получил широкую известность после выхода перевода книги «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем» [54]-