Научное познание

Виды знания – научное и вненаучное знание. Вненаучное знание – обыденное, мифологическое, религиозное и др. Научное знание – это знание, полученное в результате специальной теоретической и эмпи­рической деятельности людей.

Критерии научности – наука изучает спе­цифические объекты познания, не сводимые к объектам обыденного опы­та; использует специальные методы познания; специальный язык; харак­терны: системность, обоснованность, проверяемость на практике; ориен­тация на достижение истины.

Уровни научного познания – теоретический и эмпи­рический. На каждом из этих уровней используются свои методы познания и результаты познания фиксируются в определённых формах. Отличия теоретического от эмпирического уровня: 1) по глубине проник­новения в объект исследования (на эмпирическом уровне познаются яв­ления, на теоретическом – сущность); 2) по методам исследования (на эмпирическом: наблюдение, измерение, эксперимент; на теоретическом: восхождение от абстрактного к конкретному, формализации, идеализации и др.) 3) по формам, в которых фиксируется результат познания (на эмпи­рическом уровне – это в основном факт; на теоретическом – гипотеза, теория).

Научные революции – это переход от одной структуры философ­ских оснований к другой, который означает пересмотр ранее сложивше­гося образа науки и типа рациональности, где философские основания – это философские идеи и принципы, которые используются в науке для обос­нования фундаментальных научных положений (например, переход от классической картины мира к релятивистской).

НАУКА И ТЕХНИКА

Техника – это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации науч­ных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено разви­тием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к техни­ке.

Философии техники – фи­лософии, которая занимается осмыслением технической деятельности человека в широкой перспективе, зна­чения и перспектив тех­ники.

Техника и Этика – техническая деятельность человека не явля­ется нейтральной в этическом отношении, мораль­ным идеалом технической деятельности человека яв­ляется этика ответственности; техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека и его ценностей.

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Человек – целостное природное (естественное), духовное и об­щественное существо; он обладает особыми, родовыми признаками и свойствами, отличающими его от всех других существ. Он «наделен» соз­нанием, абстрактным мышлением, развитой системой языка, в виде чле­нораздельной речи, и способностью к преобразовательной, трудовой дея­тельности, направленной на изменение природного мира, условий своей жизни и самого себя. Человек является общественным, социальным суще­ством, реализующим свою человеческую сущность только в обществе, и наделенный для этого необходимыми (в той или иной степени) качества­ми и способностями.

Общество – устойчивая система отношений между людьми, возникающую в процессе необходимой, совместной дея­тельности и становящуюся необходимым условием бытия. Вырабатывае­мые в процессе общественной жизни свойства, навыки и умения позво­ляют человеку утверждать свою индивидуальную и общественную сущ­ность и природу. Для сохранения, воспроизводства и развития своей родовой сущно­сти человек создает культуру.

Культура – устойчивая система ценно­стей (материальных, духовных и социальных), идеалов, норм, традиций и обычаев, регулирующих его отношение с природой, как естественной средой его жизни, с другими людьми и человеческими сообществами. Посредством культуры человек осваивает и преобразует природу, общест­венные отношения для реализации своих человеческих потребностей и интересов.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Структура общества. Общество является сложно организованной и иерархической систе­мой, с присущей структурой. В ней можно выделить материальные, эко­номические отношения, формирующиеся в процессе материального про­изводства, ядром которых является отношение к определенной форме собственности на средства производства.

Социальные отношения. Структурным элементом общества являются духовно-идеологические от­ношения, в которых люди осмысливают и выражают свое отношение к наличным условиям жизни; социально-политические отношения (политическая сфера жизни общества), в кото­рых они формируют и выражают свое отношение к существующей систе­ме власти и государству, его институтам, призванным охранять фунда­ментальные потребности, интересы и права всех членов общества и сис­тему общественных отношений, обеспечивающих возможность их реали­зации.

Гражданское общество – это наиболее оптимальная форма организации общества, соответст­вующей потребностям, интересам, правам и ожиданиям людей является. Гражданским является такое общество, в котором человек является суверенным и свободным существом, сознательно уча­ствующим в общественной жизни, а общество создает для этого гарантии; государство, в лице институтов и учреждений, служит интересам всех граждан общества и отражает их волю на основе законов, в которых за­креплены их права и интересы.

Формирование обществен­ных отношений. Человек является активным субъектом формирования обществен­ных отношений, участником исторического процесса, хотя и не всегда это осознает, а не только объектом воздействия истории. Эта взаимосвязь вы­ражается через диалектику свободы и необходимости. Свобода есть вы­бор путей и средств для достижения своих интересов и целей жизни, а не­обходимость есть комплекс наличных исторических условий и обстоя­тельств, то общество, в которых вынужден жить человек. Поэтому только через познание и подчинение необходимости своим интересам человек реализует свою свободу. Сама же свобода становится условием и необхо­димостью бытия людей.

Формация. Развитие истории как закономерного процесса выражается в смене состояний общества, в смене формаций. Под формацией понимается вся система отношений в обществе (обществах) на определенном этапе исто­рии, основой которых являются определенный уровень производства, формы собственности, развитие науки, техники и технологий. Цивилизо­ванный же характер формационного развития определяется степенью на­личия правовых норм и законов, обеспечивающих максимально возмож­ную полноту реализации человеческих потребностей, интересов, прав и свобод, созданием необходимых условий для проявления человеческой индивидуальности и ее свободы, минимизирующих применение системы принуждений для достижения этих целей жизнепроявления людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: