1.Вертикальная крановая нагрузка
Пример 1. В качестве примера соберем нагрузки на раму от четырехколесного электрического крана грузоподъемностью Q = 50 т.
Рис. 10 Схема 4-х колесного моста крана
Данные по крану: Пролет моста крана = 22,5 м;
= 7750 мм; = 6250 мм;
= 446 кН = 44,6 т;
- масса тележки = 18,5 т;
- масса моста = 69 т;
- количество колес моста крана с одной стороны.
Минимальное давление на 1 колесо крана
=
= (50 + 18,5 + 69 - 44,6 ∙ 2) = 24,15 т = 241,5 кН.
Согласно ДБН вертикальная нагрузка на раму определяется от 2-х сближенных кранов.
Строим линию влияния Q и накатываем поезд из 2-х сближенных кранов.
Рис. 11 Линия влияния реакций подкрановых балок для определения вертикальной крановой нагрузки
Характеристические значения нагрузок на колонны:
Ряда А: 446 (1+0,35+0,88+0,3) = 1128 кН.
Ряда Б: 241,5 (1+0,35+0,88+0,3) = 610,8 кН.
Расчетные величины вертикальных нагрузок на раму:
Ряда А: 1,1 ∙ 0,85 ∙ 1128 + 1055 кН;
Ряда Б: 1,1 ∙ 0,85 ∙ 610,8 = 572 кН
2.Горизонтальная крановая нагрузка
а) от воздействия боковых сил
Согласно ДБН горизонтальная нагрузка от боковых сил для четырехколесных кранов определяется от одного наиболее неблагоприятного по воздействию крана.
|
|
Все исходные данные взяты из примера 1.
Горизонтальная крановая нагрузка от четырехколесного крана Q = 50 т, направленная поперек кранового пути.
Характеристическое значение горизонтальной нагрузки:
=0.03 – при центральном приводе механизма передвижения моста.
= 44,6 + 17,5 = 61,75 кН;
Реборды колеса не контактируют с рельсами
= 0,1 ∙ 446 = 44,6 кН;
0,1∙ 241,5 = 24,15 кН
Т.к. согласно схеме приложения нагрузки от боковых сил их воздействие на колонны ряда А и Б различные, то выполняем накатку отдельно для колонн ряда А и ряда Б.
Рис. 12 Линии влияния подкрановых балок и накатка одного 4-х колесного крана
Характеристические значения боковых сил на колонну ряда А
= 61,75 ∙ 1 + 44,6 ∙ 0,35 = 77,36
Характеристические значения боковых сил на колонну ряда Б
= - 61,75 ∙0,35 + 24,15 ∙1 = -21,6+24,15 = +2,55 кН
Расчетные значения боковых сил
на колонну ряда А
= 1,1 ∙ 1 ∙ 77,36 = 85,1 кН
на колонну ряда Б
= 1,1 ∙ 1 ∙ 2,55 = 2,8 кН
Рис. 13 Нагрузка на раму от боковых сил 4-х колесного крана
б) от торможения тележки с грузом
Пример 1а
Все исходные данные взяты из примера 1, только накатываем линию влияния двумя сближенными кранами Q = 50 т
Рис. 14 Линии влияния опорных реакций подкрановых балок для определения горизонтальной нагрузки от торможения тележки
Торможение на одно колесо крана
кН
Горизонтальная характеристическая тормозная нагрузка на раму здания
17,13 (1+0,35+0,88+0,3) = 43,3 кН
Горизонтальная расчетная тормозная нагрузка на раму здания
|
|
= 1,1 ∙ 0,85 ∙ 43,3 = 40,5 кН
Рис. 15 Нагрузки на раму от торможения тележки с грузом для 4-х колесных кранов
Сравнивая горизонтальные крановые нагрузки от торможения тележки с грузом и боковые силы от перекоса моста крана для 4-х колесных кранов, видно, что воздействие на раму от боковых сил значительно больше нагрузки от торможения тележки. Поэтому при расчете рамы учитываем нагрузку от боковых сил.