Что такое сознание?

Сознание - но что такое сознание? Только лишь слово, удобно классифицирующее вид природного феномена, или же фундаментальная реальность существования?

Внешне это феномен, который имеет лишь малую зону распространения в огромной массе бессознательных и не имеющих значение вещей, только сознание придает значение вселенной. Оно, кажется, не принимает никакого участия в творении вселенной; его не было здесь вначале или даже на протяжении большей части истории земли; его может не быть здесь во время её конца. В середине, оно играет значительную роль в жизни животных и человека, но его действие грубое и еле развитое в животном и несовершенное в человеческом существе. Его эволюция носит характер главы, эпизода в длинной истории несознательного мира: главы, которая началась некоторое время тому назад, но человек вовсе не знает почему оно возникло или как оно закончится, или имеет ли его появление какое-либо значение или же важность его развития носит случайный и бессмысленный или же умышленный и раскрывающий суть характер. Это может быть каприз созидательного Случая или же это может быть, или может нести в себе, весь смысл мировой драмы.

В несознательной вселенной, в Природе или в работе Энергии, которая фундаментально материальная, появление Сознания носило поначалу атмосферу удивления, противоречия, невозможного события. Ибо в таком мире, в работе такой Природы или Энергии, как оно вообще пришло к существованию? Либо нет реального сознания, а лишь действие Материи или несознательной Энергии, которое приняло эту необъяснимую и вводящую в заблуждение форму, либо Природа или Энергия не являются фундаментально несознательными. Сознание было всегда возможностью, которая всегда происходила или должна была иметь место, или же оно было скрытой силой, которая стала проявляться. Или даже быть может вся Природа в действительности сознательна и именно мы приписали ей несознание, поскольку мы ограничены определенным диапазоном и характером сознания и не можем сообщаться с её другими уровнями или даже определить их существование.

Это поддерживалось определенным мнением, что сознания самого по себе не существует, есть только феномен реакций Материи на Материю, или Энергии в Материи на Энергию в Материи, которому, обобщая, мы даем такое название. Не существует личности, которая сознательна, думает, говорит, понимает, желает, действует; это организованное тело, в котором определенные химические, молекулярные, клеточные, секреторные и нервные активности имеют место и определенные материальные результаты и реакции этих активностей имеют место в мозгу, которые принимают форму этого феномена. Именно тело думает, понимает, желает, говорит, действует; именно Материя подвергается этим операциям и начинает осознавать их; можно сказать, что материя мозга делает запись, или представление, этих активностей Материи и операций Материи.

Эта теория возникла, когда физическая Наука, сконцентрированная на действиях Материи, видела везде только Материю и энергию Материи; она упорствовала даже после того, как видение вещей было сильно поколеблено. Ибо сейчас нас заставляют видеть и говорить, что самой по себе такой вещи как Материя не существует: то, что мы называем Материей – это только масса феноменов Энергии, результаты работы энергии, которые наши чувства рассматривают как объекты и наши умы классифицируют под общим названием Материи. Но мы можем все еще придерживаться того, что весь феномен является феноменом Энергии, действующей в формах или в ощущаемых событиях, который мы называем Материей, и феномен сознания носит тот же характер. Для нее [физической науки] ничего больше нет, только подвижная и исполнительная Энергия, Природа, Пракрити; не существует души, нет Пуруши. Сознание было бы все еще лишь общим названием для записи мозга и нотации этих событий материальной Энергии и это все же будет истинным характером мысли, понимания, воли, речи, действия. Все эти события являются отдельными феноменами, которые могут действовать и реагировать друг на друга или группироваться вместе, но они не являются результатом или манифестациями какой-либо одной главной силы или энергии бытия, которую мы можем назвать Сознанием.

Сознание, но что такое сознание?

И прежде всего мы должны столкнуться лицом к лицу с возможностью того, что не существует такой вещи. Ибо многие поддерживают то, что мир – это нереальное обобщение, изобретенное для того, чтобы покрыть разновидность материального феномена, имеющего свои истоки в Материи, и материальных по своей природа и сущности, воздействие Материи на Материю и в Материи. Мысли – это только вибрации серого вещества мозга; они не являются чем-то отличным от этого или не способны существовать за пределами материального плана; они не могут существовать независимо от ума; ум не является их инструментом выражения или манифестации; они являются его инструментом, созданным из его субстанции, зависимые от его субстанции, и не существуют без него. Ум – это действие Материи, а не отдельная энергия или сила; в нем нет ничего что бы превосходило физичность тела; он существует телом и как часть его активности, продолжается вместе с ним и вместе умирает. Ум – это продукт реакции газов, некая операция химии Природы, влияния желез, нервных стимулов; он есть вещество и записи операций Материи.

Но зачем тогда эта видимость ментальности, видимость сознания, видимость сознательного существа? Это тоже лишь трюк Материи. Они являются рефлексами и реакциями на контакты внешних вещей, на другие материальные объекты, тела, движения, силы. Чувство и ощущение – это лишь ответ нервов на стимулы внешних и материальных вещей или на внутренние стимулы, которые все же являются материальными. Для переживания тела их результат - отвращения, рефлексы, реакции - может казаться ментальными, но это не может изменить тот факт, что они являются материальными продуктами работ Материи.

Пусть будет так; но все же эта ментальность создает осознание себя и вещей и движений себя и вещей, даже если и то и другое является только телом и таким большим количеством других тел, и трудно объяснить осознавание как несознательное движение или условие или как несознание, которое кажется сознающим. Очевидно мы столкнулись со всеобщим софизмом, изобретенным специалистами с ограниченным полем данных, данных несознательной Материи, которые обусловлены втискивать всё в свои типичные формулы и отказываются допускать все другое. Мы, по меньшей мере, должны восстановить правду, чтобы видеть эту осознанность и её движения как они есть или как они сами представляются нам и увидеть как далеко они проведут нас, и не ведут ли они, в действительности, нас, даже если это имеет место в материи и теле, к чему-то отличному от тела и отличного от Материи. Точка зрения материалиста о том, что сознание не является отдельной энергией или силой, или проявлением энергии, подобно электричеству или магнетизму, или пару, но лишь название для определенной связки феноменов мозга, не может скрыть поразительный факт, что несознательная и бесчувственная Материя начинает чувствовать и сознавать, даже если это происходит только точечно, в струйках, в малых массах.

Эта осознанность создала, по меньшей мере, видимость чувствующего и сознающего существа, которое не только начинает осознавать себя и вещи, но может изучать их, открывать их природу и процесс, определять и развивать возможности своего собственного сознания и возможности мировых сил и процессов, может проявлять волю и может творить, может размышлять и философствовать, может писать стихи и создавать произведения искусства, может использовать [?…], чтобы модифицировать и изменять мир вокруг себя и создавать для себя различное жизненное окружение, может предвидеть Сверхсознание. Если сознание, которое может делать все это не является силой, энергией само по себе, то, по меньшей мере, выглядит странно похожим на неё. И мы имеем право, по крайней мере гипотетически, изучать его как такую энергию или силу и выяснить как далеко это заведет нас.

Быть может это даже приведет нас к открытию Реальности более великой, чем мир Материи или Энергии, возводящей формы Материи и движений в Материи. Это может перенести нас за пределы феномена и видимостей к истине вещей и к чему-то, что является первоосновой всего, что кажется существует.

*

На другом полюсе человеческой ментальности мы встречаем похожее и более разительное отрицание. Сознание не имеет реального существования; или на столько, на сколько оно вообще существует, оно существует как динамическая Сила, создательница иллюзий. Нет ничего надежного или реального в том, что оно строит; нет ничего истинного в том, что оно видит; мир, который оно представляет нам, является невозможной химерой, массой фикций и лжи. Единственное сознание, которое истинно – это самоосознание некого абсолютного Безмолвия, беспространственное неподвижное Бесконечное, безвременная лишенная признаков Вечность. Или, также как материалист видит только связку феномена материального, зависимого от Материи или как случайный результат материальных операций, также нигилистичный Буддист видит только связку ассоциаций, санскар, которые, собранные вместе, создают ложную видимость продолжительности конкретного феномена или поток краткоживущих восприятий, дающих впечатление ложного я и св я зного мира, св я зной персональности, но когда связка растворяется, если поток прекращает протекать, то все растворяется и разрушается и появляется пустое Ничто, которое является единственной реальной истиной и единственной вечной реальностью. Этому сверхсознательному Ничто нет нужды в сознании, для величия своей пустоты или для своего вечно длящегося покоя несознательного блаженства. Возвратиться в Ничто – вот единственная цель или предназначение существования.

Здесь также мы сталкиваемся с софизмом специалиста, захваченного единственной безмолвной и поражающей стороной, одним сильно выступающим аспектом Истины, в котором он сведущ, откладывая в сторону все остальное как неустойчивое или неполноценное. В конце концов, мир существует и является слишком постоянным, действенным и основательным феноменом, чтобы его можно было отложить в сторону или просто высвистнуть эту сферу с легким “Этого нет” – ведь мираж бесплоден и отступает или блекнет, когда его касаются, иллюзия растворяется, если обнаруживается, но это поразительно эффективно, чрезвычайно упорно, и мы должны постараться выяснить все его возможности, прежде чем отвергнуть его как нечто пустое и никудышное. Быть может, мир сознания – это только один аспект нашего существования, но это большой и важный аспект и ему следует дать свой полный шанс оправдать себя, прежде чем исключить его из рассмотрения. Вечная реальность чистого неподвижного существования и его самоосознание также являются истиной нашего бытия. Но возможно, что эти два аспекта Реальности не так уж и несовместимы, как это себе представляет метафизический логик. Именно это мы предлагаем сделать интегрально и с полным и исчерпывающим обследованием, прежде чем мы выберем один из двух путей. Есть шансы, что такая огромная вещь, как этот мир, является чем-то б о льшим, чем изумляющая химера. Есть шансы, что когда два таких великих аспекта существования противостоят друг другу, то где-то существует связь, примирение их противоположностей. Возможно, оба они являются аспектами, статическим и динамическим, некой абсолютной Реальности из которой оба они вытягивают свою собственную реальность и в которой они имеют свое истинное и неизбежное место.

*

Во всяком случае, сознание является единственной вещью, посредством которой мы можем вообще рассматривать или решать этот вопрос. Оно является единственной вещью, посредством которой мы вообще знаем о том, что мир существует или можем исследовать его истину и его значение. Если сознание не имеет реальности и не имеет ни какого значения, то нет ничего, посредством чего мы смогли бы узнать истину, - тогда одно объяснение вещей имеет такое же ничтожное значение как и другое, ни одно из них не может быть провозглашено истиной. Сознание, которым мы утверждаем не имеющую признаков единственную Реальность, может быть таким же иллюзорным как и то, которым мы утверждаем наше индивидуальное я и вселенную.

Если сознание – это самоосознание вечного Существования, то оно может быть только этим самоосознанием, видящим свою собственную силу и работы своей силы как реальный мир. Если сознание есть творение эволюции, то оно также является единственной вещью, посредством которой она получает какое-то значение и единственной вещью, посредством которой её значение может быть вычислено, …, её единственное центральное и сущностное значение. И не в результате развития форм эволюция достигает своих высот, но эволюцией сознания. Уровень сознания является уровнем эволюции; степень, до которой сознание развило свои собственные силы, диапазон, высота, его полнота видения и самовидения, являются мерой эволюционного развития его работы и намерения, его развития по направлению к своей цели, если оно действительно имеет цель, а не является бессвязной выработкой случайного стечения Обстоятельств. Действительно, если мы посмотрим на способ, которым Несознание разрабатывает мир и последовательности, посредством которых оно приходить к рассудку, у нас есть некоторое основание подумать, что именно тайное Сознание, которое создало этот мир, под маской несознания проявляется как медленный процесс Неведения, развивающегося к Знанию.

Если это так, то вполне возможно, что эволюция является именно самоосознанием [вечного Существования], которое вырабатывает в формуле бессознательной Материи и невежественной Жизни и полупробужденного Ума свою собственную самоманифестацию в материальной вселенной.

Но что такое сознание и какова его связь с существованием? Как и почему оно пришло к существованию в несознательной вселенной, вселенной, которая, даже если она порождена необъяснимой случайностью, приняла размеры громадного и комплексного безжалостного механизма, повторяющего те же процессы на протяжении эонов без передышки или прекращения? Ради какой духовной или механической необходимости? Из-за какого механического случая или случайного процесса Энергии? К какому результату или цели, если может быть какая-то цель в бессознательном механизме бесчувственной Необходимости или в необъяснимо организованном Случае или к какому результату в движении, которое никогда не имело причины для своего начала? Существует ли сознание или это только случайная иллюзия? Кто или что это такое, что становится сознательным в животном и в теле человеческого существа?

Три возможные решения. Сознание не приходило в существование, но было и всегда присутствует в нем, это фундаментальная энергия существования, латентная, или вовлеченная, или скрытая от нашего ума и чувства даже в том, что мы называем неживыми и бессознательными вещами. Оно не приходило в существование, но проявилось из существования; вовлеченное, оно развилось в общем эволюционном процессе. Или же сознание – это только феномен, удивительный результат неких бессознательных процессов Природы, непреднамеренный, но реальный, ненужный и случайный, или же каким-то образом неизбежный, как продукт химических и других физических энергий, которые не могут помочь, навязывая себя в определенный момент своей деятельности в естественном ходе вещей. Его не существовало до того момента, пока эта точка не была достигнута; когда будет достигнута другая точка, оно может уйти из существования. Или опять же мир – это творение экстракосмического или имманентного сознательного Существа, личного или безличного, которое либо прикладывает свое сознание, либо сознание подобное своему, в свое механическое творение, чтобы быть его элементом, или же вливает его изнутри в механическое самовыражение, в котором он избрал обитать, как его поддержка, вдохновитель и обитатель.

Что же имеется в виду под сознанием? Что это за феномен, который, кажется, составляет такую маленькую часть огромной бессознательной массы вещей и все же является единственным элементом здесь, который может придать какое-либо значение вселенной?

И, чтобы подойти к сердцу трудности, - является ли сознание в действительности лишь феноменом, видимостью, которая проявляетcя в ходе работ Энергии, которая была, есть и всегда останется бессознательной? Или является ли оно чем-то фундаментальным и присущим реальности или латентного характера, или является силой той Энергии и должно проявиться в определенное время, раз уж оно начало свои работы?

Именно этой массе еле связанного и едва понятного феномена мы даем это имя, сознание; когда они пребывают за работой, то мы говорим, что человек или животное являются сознательными, когда они приостановлены, мы говорим, что он или оно несознательно; где они отсутствуют, как в дереве, мы считаем, даже если оно имеет жизнь, что оно несознательно по самой своей природе, не способно на восприятие не меньше, чем свободно от мысли и воли. Там, где жизни нет, несознание, кажется, носит для нас еще более самоочевидный характер вещей или существования. Только человек полностью сознателен, ибо только он осознает самого себя, размышляет над вещами, полностью владеет ментальными способностями и их сознательно и внимательно использует. Ум и сознание являются почти синонимичными для наших обычных точек зрения; там где сознание не ментализировано, там нам трудно распознать его присутствие, едва ли возможно проследить его движения; даже в животном мы склонны рассматривать его как рефлекторное движение не осознающее себя, неразвитое и примитивное.

Все, что существует или может существовать в этой или любой другой вселенной может быть представлено в терминах сознания; нет ничего что не может быть узнано. Это познание не всегда может быть ментальным знанием. Ибо большая часть существования находится либо выше, либо ниже ума, и ум может знать только косвенно то, что находится выше него. Но единственный истинный и полный способ познания – это познание посредством прямого знания.

Все может быть представлено в терминах сознания потому, что все является либо творением сознания, либо же является одной из его форм. Все существует в бесконечном сознательном существовании и является частью или формой его. В той пропорции в которой могут участвовать, прямо или косвенно, полностью или частично в вечном осознавании этого Бесконечного, или мгновенно контактировать, или входить в него, или формулировать некую вышестоящую или нижестоящую силу его сознания, можно знать то, что знает оно, частично или в целом, посредством прямого знания или через косвенный приход к знанию. Сознательное, полусознательное или подсознательное участие в осознании Бесконечного является основой всего знания.

Все вещи населены этим сознанием, даже вещи, которые кажутся нам бессознательными, и сознание в одной форме может сообщаться или контактировать с сознанием в другой или же проникать или содержать, или отождествляться с ним. Это в той или иной форме является истинным процессом любого знания; остальное является невежественным проявлением, видимостью.

Все вещи являются единым я; есть только один Знающий, который знает себя везде, из одного центра или из другого во множественности своей игры. Иначе никакое знание было бы невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: