Тройственная Загадка

Существование, сознание и смысл нашего сознательного существования – эта тройственная загадка стоит перед нами, когда мы смотрим на них с целью обнаружить их первоисток, основы, природу, их глубочайший секрет. Мы начинаем с загадки и заканчиваем мистерией.

Существование, само по себе, является первой загадкой. Чем оно является мы не знаем, мы полностью не ведаем как оно возникло, мы не можем сказать является ли оно извечным фактом или же временным феноменом. Оно может быть только видимостью или же быть реальным, но не само по себе, но как проявление некой скрытой Реальности, но тогда проявлением чего оно является, и как оно пришло к существованию или почему оно должно быть?

Сознание существования – это второе неразрешимое чудо. Кажется, что его не было, а сейчас есть, и, быть может, когда-то его не будет; все же – это главнейший факт и без него бытие бы не знало о своем собственном существовании. Вещи могут существовать, но лишь как бесполезная обуза бессмысленного существования, - сознание делает бытие самоосознающим и придает ему смысл. Но тогда, что же такое сознание? Присуще ли оно самой текстуре существования или же это его нестабильный результат или неожиданная случайность? Кому оно принадлежит? миру в целом? или же оно присуще [только] индивидуальному существу? Или же оно пришло откуда-то из другого места в эту неодушевленную и несознательную вселенную? То тогда какова цель этого прихода?

Предназначение нашего сознательного существования в бессознательном материальном мире – это последняя и самая большая загадка. Каков смысл и оправдание [существования] индивидуальности, его сознания, его чувства я, его персональности? Является наша индивидуальность реальной или лишь видимость, временной или постоянной, незначительным обстоятельством или же центральным секретом всего? Имеет ли оно смысл во вселенной или где-то за её пределами? или же оно лишь случайный выброс Природы, не имеющий в себе никакого смысла или имеющий, но лишь механическую цель?

*

Все эти проблемы возникают в нашем сознании и только в нашем сознании может быть найдено их решение – в него, или же через него, возможно, из более великого сознания, должно прийти решение. От природы и обоснованности нашего сознания зависит природа и обоснованность того открытия, которое мы сделаем или те умозаключения, к которым мы можем прийти. От силы нашего сознания зависит возможность или же невозможность формулирования в терминах жизни тех решений, которые обнаружит наше знание. Но, прежде всего, появление и развитие сознания в бессознательном мире является решающим фактором и надеждой осуществления и самопоиска души, это единственная вещь, которая дает его существованию свет значения и возможность цели. Тогда узнать природу сознания, его процесс, его рождение, рост и судьбу – для нас является исследованием высочайшей важности.

Вся проблема существования вращается вокруг трех вещей: природа бытия, природа сознания и секрет динамики, энергии существования, посредством которой бытие и сознание находят друг друга и проявляют то, что находится внутри них. Если мы сможем обнаружить эти три вещи, то известно все, что нам фундаментально нужно знать, остальное – это применение, процесс и следствие.

Проблема сознания – это центральная проблема; ибо она связывает их вместе и создает их тайну. Именно сознание поднимает проблему, которую оно должно разрешить; без него не было бы ни загадки, ни решения. Тогда бытие и его энергия осуществляли бы себя в форме и движении и в прекращении формы и движения без какого-либо самоосознания и без какого-либо наслаждения или использования своей формы или движения.

Существование тогда было бы фактом без значения, а вселенная была бы неодушевленной, вечной, или же временной, вращающейся машиной без всякой причины или исхода в своем вращении. Для того, чтобы она [вселенная] имела какое-либо значение, там должен быть либо Ум, либо некого рода Осознание, которое наблюдает за ней, возможно, порождает её, имеет радость от её вращения, вырабатывает что-то через вращение машины ради своего собственного удовлетворения или неудовлетворения, или там должно быть сознание, которое проявляется в результате этого вращения и проявляет существование и энергию для самого себя и ведет их к некого рода осуществлению.

Даже если проявляется только временное сознание, все же это должно быть единственным значительным фактом бытия, единственной вещью, которая освещает свои движения, заставляет бытие осознать себя, поднимает его до чего-то, что является чем-то б о льшим, чем мертвое или пустое само-существование, Единое или Множественное, что все же ничего не ст о ит. Даже если то, что фундаментально присутствует в бытии, не является сознанием, но сверхсознанием, все же, это должно быть единым высшим видом самоосознания, если к тому же и не все-осознанием; ибо иначе тогда бы не было различия между сверхсознанием и несознанием; оба были бы только вершиной и дном той же пустоты, все еще мистической, но тщетно плодовитой реальности.

В древней традиции вечное и бесконечное Бытие и Сознание несут в себе как результат своего единства, или сосуществования, вечный смысл Блаженства, Ананды. Если мы предположим, что Бытие-Сознание несет в себе вечную и бесконечную энергию, которая, как мы говорим, создает, выражает (как санскритский термин лучше выражает это) вселенную, тогда блаженство вечного сознательного бытия будет содержать в себе блаженство вечной энергии сознания и бытия, обнаруживающей себя в радости само-выражения, само-манифестации, само-творения. Это было бы достаточным объяснением появления феноменальной вселенной, а никакого другого удовлетворительного объяснения в действительности и не существует. Тогда это являются тремя или четырьмя терминами, лежащими в основе всего секрета существования: Бытие, Сознательная Энергия, Блаженство бытия, Ананда.

Фактически, это объяснение не может дать фундаментальной удовлетворенности, поскольку мир, в котором мы живем, не является ни миром блаженства, ни миром сознания, хотя он и является в своей явной видимости миром бытия и энергии бытия, которая в своей феноменальной основе несознательна и вырабатывает себя через процесс тяжелого труда и, когда появляется сознание, через радость бытия, но также и через боль бытия. Если вечная созидающая Энергия получает от этого радость, имеет от этого Ананду (а без сознания там не могло бы быть ни радости, ни Ананды), подобно поэту в процессе созидания своей трагедии или комедии, тогда это было бы достаточным объяснением существования этой вселенной, хотя мы все же должны были бы поискать её значение и причину этого выбора боли и труда.

Тогда Сознание является центром загадки. Если мы узнаем что такое Сознание, где начинается и заканчивается его действие, если оно имеет начало и конец, каков его процесс и значение его временного проявления и действия, тогда мы сможем глубже изучить бытие и его энергию, понять и разрешить всю их тайну.

*

Но здесь, в нашем мире Материи, первичном и фундаментальном феномене, с которым мы сталкиваемся везде, имеет место универсальное Несознание, появляющееся Сознание входит только как случайность, как развитие, странное последствие неких едва понятных операций Энергии в несознательной Материи. Оно возникает из первичного Несознания, оно растворяется или опускается назад в Несознание. Однажды появившись, оно, несомненно, упорствует, но как всеобщий феномен, опасно проявленный в индивидуальных живущих существах. Оно имеет вид либо неясной причуды несознательной Природы, - болезни, как сделали бы вывод некоторые, фосфоресцирующей игрой на странных волнах несознательного бытия, активной, до определенных значений живости, либо же гость в мире, для которого оно чуждо, чужестранец, с трудом способный защитить себя в едва ли дружественном окружении и атмосфере.

Согласно гипотезам материалиста, сознание должно быть результатом энергии в Материи, оно есть реакция Материи или рефлекс на саму себя в себе самой, ответ организованной несознательной химической субстанции на её касания, запись, от которой эта несознательная субстанция посредством некой чувствительности клеток и нервов становится необъяснимо осознающей. Но такое объяснение может отвечать, - если мы допускаем эту невозможную магию сознательного ответа несознания на несознание,- за чувство и рефлекторное действие, [ все же] становится абсурдным, если мы попытаемся объяснить им мысль и волю, фантазию поэта, наблюдательность ученого, размышление философа. Назовите это механической умственной деятельностью, если хотите, но никакой механизм просто серой субстанции мозга не сможет объяснить эти вещи; желез а не может написать Гамлета или кашица мозга выработать систему метафизики. Нет соответствия, родства или видимого равенства между предполагаемой причиной, или агентом, с одной стороны, и эффектом и его видимым процессом, с другой. Здесь существует пропасть, которую нельзя соединить никаким давлением насильственного утверждения или преодолеть широким шагом умозаключения или яростным прыжком аргументирующего рассудка. Сознательная и несознательная субстанция могут быть связаны, могут взаимопроникать, могут воздействовать друг на друга, но они являются и остаются противоположными вещами, несоизмеримыми друг с другом, фундаментально различными. Наблюдающее и активное сознание, проявляющееся как характерная черта вечного Несознания - это утверждение, противоречащее самому себе, непонятный феномен, и это противоречие должно быть излечено или объяснено прежде, чем это утверждение может быть принято. Но его нельзя излечить, если только либо Несознание уже имеет скрытую силу к сознанию – и тогда его несознание является только феноменальным, а не фундаментальным, - или же существует вуаль Сознания, которая появилась из состояния инволюции, которая предстает для нас как несознание.

Несомненно, существует связь и взаимозависимость между сознанием и несознательной субстанцией, в которой оно обитает и через которую оно, кажется, действует. Сознание зависит от тела и его функционирования, от мозга, нервов, от действия желёз, правильной психологической работы для своего собственного устойчивого состояния и действия. Оно использует их как свои инструменты и, если они нечисты или неспособны действовать, то действие сознания может быть также частично или в целом ослабленным, сдержанным или приостановленным. Но это не подтверждает того, что действие сознания является лишь действием тела и ничего больше. Есть инструментовка и если инструмент испорчен, то пользователь инструмента больше не может должным образом проявить себя через него; если он разрушен, то пользователь больше не может действовать, если только или пока он не сможет найти себе другой инструмент. Тогда это должно рассматриваться либо как феномен сознания такой, чтобы они [материалисты] сделали его необходимым для того, чтобы допустить такое использование, либо как инструментовка тела.

Если так, то либо там в нас должно быть сознательное существо, отличное от тела, либо же сознательная Энергия, которая думает, чувствует, наблюдает, действует разумно через физический инструмент. Это то, что мы в действительности замечаем в нашем переживании нас самих: что в нас есть такое существо или же такая энергия за работой и это самопереживание является гарантированно таким же обоснованным, таким же связующим, как и сопутствующее переживание несознательной субстанции или строения несознательной Материи, которые являются его сферой и местом обитания. Обоим сторонам феномена должно быть придано их значение; отвергать Материю, как иллюзию Сознания, или Сознание, - как причуду или болезнь Материи – одинаково однобокая точка зрения, которая упускает истинную проблему и, похоже, не ведет к удовлетворяющему решению.

Конечно, возможно, на первый взгляд, что Сознание может быть подчиненным феноменом, зависящим от Материи или, более точно, от Энергии, которая формулирует Материю. Тогда нам нужно обнаружить в точности её природу, первоисток, функцию в материальном мире и крайний предел её возможностей для человеческого существа; ибо для человека материя является только основой его жизни, материалом его работ, благоприятной возможностью; в действительности, важной вещью для него является сознание, ибо именно его сознание и использование сознание придает ему его значение и важность для него самого и для мира; без него он бы ничем и не стоил бы ничего.

Во всяком случае, это является фактом, стоящим перед нами, что существует видимая Энергия, которая, кажется, построила этот мир, которая сначала в животном, а затем, более полно, в человеке становится и работает как сознательная Энергия и что эта трансформация является главным и решающим фактом нашей вселенной. Очень может быть, что в этом пребывает секрет значения этой вселенной. Это может навести на более глубокое исследование о том, что Сознательная Энергия создала в качестве поля [для своего действия] несознательную субстанцию и завуалировалась в своем творении и погрузилась в него, Сила, Божественность медленно и с трудом освобождает себя из своей, самой же сделанной, куколки материального Несознания.

Не достаточно испытать материал, физиологические процессы, сопровождающие функционирование сознания, и попытаться объяснить функционирование на основе его физических процессов. Это означает оставить сознание, само по себе, необъяснимым; если это и объясняет до некоторой степени, хотя и несовершенно, феномен чувств или механическое мышление, но это совсем не объяснение для наиболее важных сил нашей сознательной энергии; это не объяснение для рассудка, понимания, воли, созидательной мысли, сознательного выбора, сознательного интеллектуального и духовного действия и саморазвития человеческого существа. Все же они имеют первостепенную важность, ибо именно здесь сознание начинает раскрывать себя из своей куколки, или матрицы, несознания и первые полусознательные работы и проявляет свою истинную природу. Здесь сознание действует по своему собственному праву, в своей собственной сфере и не как продукт тела. Увидеть как тело использует сознание можно в рамках плодотворной науки, но более важно увидеть как сознание использует тело и еще более важно увидеть как оно развивает и использует свои собственные силы. Физиологическое изучение феномена сознания – это только побочный вопрос; психологическое изучение его, не зависящее от всех ссылок на тело, за исключением тела, как инструмента, является плодотворной линией исследования. Тело, использующее сознание, является первым внешним фактом нашего существования, первым шагом нашей эволюции; сознание, использующее тело, является его внутренней духовной реальностью, это то, чем мы можем стать в результате нашей эволюции и все более и более полно являемся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: