Историческое пространство

Проверке подлежат следующие элементы исторической подго­товки учащихся.

1. Знание исторической топографии (мест, где происходили собы­тия, расположения городов и др., границ расселения народов и госу­дарств, направлений походов, передвижении народов и т. п.).

Основные виды вопросов и заданий предполагают указание и описание картографических данных.

2. Представления о геополитическом положении государств, циви­лизаций.

Основные виды вопросов и заданий:

- на описание геополитического положения (показ на карте и объяснение);

- на сравнение геополитических ситуаций, выявление их изме­нений.

3. Знания об изменении карты мира, регионов, стран в результате этнических, социально-политических, государственных и других процессов. Вопросы и задания на показ по карте и объяснение.

Проверка проводится: устно с использованием исторических карт или письменно при наличии контурных карт и компьютерных про­грамм с картографическим материалом.

Образцы заданий

1. Покажите на карте и опишите границы Древней Руси. По каким рекам, морям они проходили? С какими народами, государствами граничила Киевская Русь? (ОШ)

2. Покажите на карте, где (близ какого города, реки, озера и т. д.) происходили следующие сражения: Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение. (ОШ)

3. Какие территории вошли в состав Российского государства в VI— XVII вв.? (ОШ)

4. Сравните политическую карту мира к началу нового времени (XVI в.) и к концу его (конец XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств, полуколо­ний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте. (СШ).

5. Используя политическую карту России XVIII—XIX вв., опреде­лите основные направления расширения ее территории. Из приве­денных выше положений выберите те, которые, с вашей точки зре­ния, раскрывают последствия (значение) этих изменений: а) Россия превратилась в крупнейшую мировую державу; б) Россия освободи­ла ранее угнетенные народы Европы и Азии; в) территориальные завоевания России в XVIII—XIX вв. — источник национальных кон­фликтов в XX в.; г) внешняя экспансия России стала одним из фак­торов внутреннего застоя, (ч. 1 — ОШ; ч. 1 и 2 — СШ)

6. Покажите на карте территории великих географических откры­тий конца XV—XVI вв. Какое значение имели эти открытия для пред­ставлений средневековых европейцев о мире? (ОТ)

7. Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. (обратите внимание на следующие факторы: континен­тальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитичес­кое наследие предшествующих эпох). (СШ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: