Глава 2. Первое слово ребенка

С каким нетерпением обычно ждут родители по­явления первого слова ребенка! Как хочется, чтобы это маленькое жизнерадостное существо поскорее стало говорящим, понимающим, разумным. Когда же дети начинают говорить? Как и почему появляются первые слова ребенка, какие они? В данной главе мы попыта­емся ответить на эти вопросы.

Когда дети начинают говорить!

С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост. Уже давно установлено, что после полутора лет в ар­сенале ребенка появляется первое активное слово, и к 2 годам дети, как правило, начинают говорить. Причем овладение активными словами имеет харак­тер «взрыва» - еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность в овладении речью, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка «это что?», казалось бы, это мнение подтверждают. Но, конечно, думать, что ребенок в 1,5 года способен открыть всеобщий закон - значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь малыша. Ни один ребенок в столь юном возрасте такой закон сформулировать не может. И все же скорость, с которой расширяется запас слов ребенка, поразительна.

Но с другой стороны, установить точную дату появления первых слов не так-то просто. Дело в том, что по срокам появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 10-11 месяцев говорят до 10-15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Столь существенные индивидуальные различия не позволяют также составить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не кончились, потому что между детьми от года до двух лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть трудность, Ш. Бюллер, сопоставляя данные изучения речи детей, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. Напри­мер, в год и три месяца минимальный словарь ребенка - всего 4 слова, а максимальный - 232(!). При этом все дети совершенно нормально развивались, и среди них не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.

Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни и воспитания и от того, по какому именно пути идет развитие вашего ребенка. Как мы уже говорили, развитие речи имеет два основ­ных направления: пассивное владение словом и актив­ное развитие. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Так, на 7-8-м месяце жизни ребенок может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Он уже умеет искать предметы глазами. Мама спра­шивает малыша: «Где часы?», а он ищет глазами бу­дильник и останавливает на нем взгляд; «Где мячик?» - и малыш ищет глазами мячик, а когда найдет, улыбает­ся и рассматривает его. Такие игры полезны для пони­мания значения отдельных слов. В 8-9 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями. Всем известны зна­менитые детские игры в «ладушки», «в сороку-ворону». Скажешь ребенку «ладушки-ладушки» - и он начи­нает весело хлопать в ладошки. А скажешь «до свида­ния» - и он начинает махать ручкой.

«Все понимает, - удивляются растроганные роди­тели, - а вот сказать ничего не может». Действитель­но, до определенного возраста число понимаемых ре­бенком слов значительно превосходит число актив­но произносимых. И у некоторых детей этот период развития только пассивной речи очень сильно затяги­вается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова: либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного гово­рения. И все-таки речь при этом развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня уже все говорит развернутыми предложе­ниями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ре­бенка. И бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у которых первые слова появились уже в 9 месяцев.

Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова. Если онпонимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей,значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно ребенок заговорит. А вот как рано или насколько поздно, зависит от условий жизни малыша, которые создают и организуют взрослые.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова, поражая всех своими «необыкновенными спо­собностями». Стремление научить слову, безусловно, появляется в играх, которые развивают у ребенка под­ражание. «Скажи, скажи, скажи...» - без устали обращаются к малышу взрослые. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активную речь ребенка. Однако внимательный анализ развития подражания у малыша позволяет выделить некоторые очень важные его особенности. По-видимому, несмотря на впечатляющую простоту обучения с помощью этого метода, прямой связи между под­ражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но в месте с тем никогда не использовать его в реальной и живой ситуации взаимодействия с окружающи­ми людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ре­бенка. Очень часто упорные попытки родителей до­биться от своего малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8-10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вока­лизацию. В год с напряженным вниманием всматри­вается в шевелящиеся губы взрослого, сам шевелит губами и будто бы даже что-то шепчет, но ничего не произносит. И лишь спустя некоторое время при совершенно других обстоятельствах появляется в жизни ребенка это долгожданное слово.

Получается, что обучение слову не носит столь прямой и простой характер. Вместе с тем подражание - необходимое условие овладения речью, ведь дети всегда говорят на том же языке, что и родители, используя те же слова и те же звуки. Но все же умение подражать и воспринимать слова по образцу еще не ведет к самостоятельному активному использованию тех же слов в жизни ребенка и в его общении с другими людьми. Что же нужно, чтобы ребенок перешел от пассивного понимания речи и от простого подражания взрослому к активной речи, к собственным первым словам?

Как и почему появляется первое слово!

Что же такое «слово» и чем оно отличается от лю­бых, даже самых похожих лепетных вокализаций? Прежде всего, слово - это знак, т.е. заместитель, представитель другого предмета или явления. Значит, за каждым словом должно обязательно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, и поэтому, чтобы появилось слово, необходим предмет, кото­рый ребенку надо обозначить или назвать этим сло­вом. И если такого предмета нет, если мать и ребе­нок до конца первого года вполне удовлетворены друг другом и ограничиваются выражением взаимной любви, первое слово может задержаться, как бы много ни разговаривала мать, и как бы ни был хорош слух у ребенка. Понятно, что абсолютно беспредметной ситуации общения быть не может. Младенца с первых минут жизни окружает множество предметов: пеле­нок, бутылочек, ложечек, игрушек и пр. Ребенок на­ходится в постоянном предметном окружении. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. Как не воспринимает постоянно звучащее радио, так и не видит незначимые и совершенно бесполезные для него предметы. А что бы он увидел предмет, за­хотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Но уже несколько другое.

Психологи провели такой эксперимент. Детям первого года жизни на занятиях показывали две самые обычные и не слишком привлекательные для них пластмассовые игрушки - белую машинку и серого слоника. Но показывали по-разному. Белую машинку активно демонстрировал взрослый. Он держал ее в руках, показывал, как она может ездить, какие у нее колесики, какие дверки, в общем, всячески пытался привлечь внимание малыша к этой игрушке, бурно выражая свое восхищение ею. А серый слоник в течение 15 занятий одиноко стоял на столике перед ребенком. Взрослый сидел рядом и наблюдал, что будет делать ребенок. Потом сразу же после занятий и с перерывом через две недели тем же детям показывали и машинку и слоника вместе с другими, более привлекательными и яркими игрушками и наблюдали, какую игрушку они выберут. Оказалось, что самой любимой и желанной для детей стала белая машинка, которая была в руках взрослого. Даже самые маленькие дети безошибочно узнавали ее, тянулись ручками, хотели рассмотреть поближе. А как же серый слоник? Он оставался незамеченным. Дети не обращали на него никакого внимания. Даже когда он один стоял перед ребенком на занятиях, дети предпочитали смотреть на взрослого, а не на не­подвижную игрушку.

Получается, что наличия предметов недостаточно, чтобы ребенок обратил на них внимание и захотел их назвать. Для этого опять же необходимо общение со взрослым. Однако это общение должно коренным образом отличаться от того чисто эмоционального, ситуативно-личностного, о котором мы говорили выше.

Для эмоционального общения взрослому нужен только ребенок, а ребенку - взрослый. И все. Суть его состоит в выражении любви, нежности, восторга перед маленьким существом. И для такого общения вполне достаточно улыбки, взгляда, ласкового прикос­новения и потока нежных слов, в котором главное - не значение, а интонация, ритм, выражение. Так возникает потребность в общении - ребенку нужен взрослый, нужны адресованные ему воздействия. Но потребности в слове еще нет. Потому что и так все понятно. Потому что между ребенком и взрослым еще нет никакого предмета. Именно этим эмоцио­нальное общение отличается от следующего этапа общения.

На новом этапе развития общение теряет свою непосредственность, потому что оно приобретает другое содержание отличное от выражения только хорошего отношения. Самый обычный предмет: соска, ложка, платочек и, конечно же, игрушка - становится содер­жанием общения. Всевозможные детские погремушки как раз и созданы для того, чтобы привлекать к себе внимание младенцев, вызывать у них познавательный интерес. Но как мы видели, все это невозможно без взрослого. Для того чтобы игрушка стала любимой и ребенок потянулся к ней, нужно, чтобы ее сначала показал взрослый. Впрочем, после 8-9 месяцев осо­бой необходимости в демонстрации предметов уже нет. Дети сами активно начинают хватать предметы, трясти их, махать, бросать, сосать и пр.

Заинтересованное отношение взрослого передает­ся ребенку, и теперь уже в центре внимания малыша предмет, а не человек. Взрослый является организа­тором, участником этого общения. И нужен он ребенку не сам по себе, как было при эмоциональном обще­нии, а как источник новых предметов, предметных действий, образец для подражания. Так возникает ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым, в основе которого лежит потребность в сотрудни­честве. Здесь уже недостаточно просто гладить, ласкать ребенка и говорить, какой он хорошенький. С ним нужно вместе что-то делать, что-то показывать ему: греметь погремушкой, рвать бумажки, катать шарики и пр.

Если взять такого малыша на руки, чтобы просто приласкать, это его не устроит. Он начнет хватать ручками одежду, бусы, очки, волосы, словом, все до­ступные и не слишком доступные для манипуляции предметы. Но без интереса и внимания взрослого, без демонстрации новых способов действия предметы быстро теряют свою привлекательность, становятся скучными и привычными. Кроме того, без взрослого малыш никогда не научится правильно действовать с предметами - держать ложку, собирать пирамиду, возить машинку и т.п. Поэтому, чтобы предметные действия ребенка обогащались, необходимо не только и не столько достаточное число разнообразных предметов, но совместные со взрослым предметные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: