Глава 3. Слово и дело ребенка

Но вот главное событие жизни маленького ребенка свершилось. Период молчания и заменяющих слово выразительных жестов сменился этапом активного ис­пользования речи. Речевой взрыв, происходящий на рубеже трех лет (а иногда и раньше), делает ребенка практически постоянно говорящим. Он ничего не может делать молча. Минуты молчания чаще всего незначи­тельны и, главное, наблюдаются лишь в тех обстоятель­ствах, когда ребенок «проводит время зря», т. е. не за­нят никакой активной деятельностью, вял, пассивен. Примечательно, что эта поразительная речевая актив­ность продолжает настать до пятилетнего возраста, и лишь к концу дошкольного периода ребенок научается активно действовать и молча.

Связь речи с разнообразными предметными действиями обнаруживается и в словаре малыша. Самыми употребительными словами на первых порах оказываются существительные и глаголы. «Ляля топ-топ», «Миша гуляет», «Машина ту-ту» и т.д. - вот из каких незамысловатых фраз состоят поначалу высказывания. И лишь со временем появляются в словаре ребенка прилагательные, знаменующие качественно новый этап в речевом развитии - ведь их особенность в том, что они обозначают такие свойства предмета, которые прямо не связаны с действием. «Большой шар, красный флажок» и т.д. - теперь ужеребенок не только видит качественные различия между предметами, но и стремится обозначить их словом.

Нопрежде чем в речи появятся прилагательные, малыш долго будет стремиться узнать названия интересных окружающих его предметов. Страсть к называнию проявляется в вопросе «что это?», другого рода вопросы еще не задаются.

Манипуляции с предметами ведут к усвоению слов, обозначающих действия, и здесь интерес дошкольника выражается уже в форме вопроса: «А что он делает?» (бегает, строит, живет и т.д.) Таким образом, обнару­живается тесная связь между речью и предметными действиями. Они настолько слиты, что поначалу отрыв их друг от друга попросту невозможен. Попробуйте предложить ребенку третьего года жизни рассказать о том, как он гулял или играл, и вы тотчас же увидите, как вместо рассказа малыш переходит к показу.

Однако даже в раннем возрасте в речи ребенка встречаются слова, обозначающие предметы, не находящиеся в данный момент в поле зрения малыша. «Ав-ав», - сообщает ребенок своей маме, и не нужно особой сообразительности, чтобы понять, что речь идет о собачке, которую ребенок увидел на прогулке. Уже на четвертом году жизни становится возможным разговор с малышом об отсутствующих предметах. С помощью взрослых дети погружаются в мир сказок и интересных детских книг. Теперь ребенок и сам любит рассказывать.

По мнению выдающегося советского психолога А.Р. Лурии, слово удваивает мир, так как человек может «оперировать с предметами в их отсутствии». Но для этого слово должно сначала отделиться от предмета и приобрести самостоятельное значение. Только тогда можно ввести ребенка в мир культуры, которую накопило человечество. Какое огромное значение для развития дошкольника имеют рассказы взрослых!

Отрыв слова от наглядной ситуации приводит со временем к пониманию не только его прямого зна­чения, но и того контекста, которым отличается наша речь. «Молодец!» - восклицает молодой отец, застав сына за строительством сложной башни, и совсем другое: «Эй ты, молодец!» - слышит ребенок, разбросавший игрушки, порвавший книгу, напрока­зивший. В последнем высказывании может прозвучать и ирония, и огорчение, и открытое недовольство. Использование слова не в самом прямом его смысле воспитывает чувство юмора, понимание тончайших форм одобрения, способность улавливать даже нюансы настроения старших.

Как же все-таки происходит отделение слова от предмета у дошкольника? Возможна ли в этом возрасте деятельность исключительно речевого характера? Оказалось, что ответы на эти вопросы можно получить, изучая то, как развивается общение ребенка со взрослыми людьми, ведь вместе с общением совершенствуется и речь - самое эффективное и продуктивное средство контактов между людьми. Дошкольнику до трех лет практическая ситуация заслоняет все, он действует с предметами, активно сотрудничает со своим взрослым партнером и говорит настолько непонятно, что требуется хорошее знание того, что именно происходит в данный, конкретный момент, без этого невозможно понять и поддержать малыша. Нам приходилось неоднократно встречать родителей, которые, к сожалению, большую часть таких сообщений своих собственных детей не понимали. При этом они умиленно сообщали: «Говорит, говорит что-то, показывает, а я ничего не понимаю». Для того чтобы понять, что хочет сказать малыш, следует непременно включиться в совместную с ним дельность.

Организуя совместные разговоры и действия, очень хорошо заранее подготовить ряд интересных изображений (можно вырезать готовые и наклеить на плотный картон), среди них могут быть персонажи сказок (люди и животные), различные красочные атрибуты, создающие определенное действие и скла­дывающиеся в сюжетную картинку (деревья, река, цветы, удочка, ружье и т.д.). Преимущество такого занятия в том, что из одних и тех же картинок можно складывать самые различные сюжеты или же, что особенно важно каждый раз составлять новые варианты рассказа: предметы те же, а события другие.

Дошкольников всех возрастов такие занятия увлекают. Они получают возможность не только действо­вать, но и говорить. Правда, под влиянием образцов, которые дает им взрослый. Таким образом, в общение удается включить и совместную практическую деятельность, и рассказ о ней.

У детей 3-5 лет отчетливо проявляются интересы познавательного характера, из чего что сделано, где что находится. Складывая картинку, ребенок может и отвлечься, его теперь интересует многое и совсем не обязательно только то, что находится перед глазами. И тогда рассказ по простой сюжетной картинке дополняется содержанием внеситуативного характера. Однако настоящее отвлечение от конкретной ситуации для ребенка-дошкольника еще невозможно. Его при­влекают яркие, новые или же хорошо знакомые, по­любившиеся предметы, действия, которые он уже освоил. Между тем у старших дошкольников высказы­вания гораздо богаче реальных впечатлений, в них находится место и для разговоров про людей, их по­ступки, про то, что хорошо и что плохо. Своими впе­чатлениями дети спешат обменяться со взрослым, мнение которого для него очень важно. Вот почему деятельность, в которой есть место не только делу, но и слову, чрезвычайно нужна дошкольникам.

Конечно, для развития речи есть еще много и дру­гих хороших средств. Рассказы детей по картинкам, пересказывание сказок и т.д. Но как показали специальные исследования, рассказ по картинке часто так и остается задачей исключительно речевого ха­рактера, не включенной в общение, без собственных активных действий и зачастую оказывается не под силу. Глядя на картинку, малыш стремится просто перечислить и назвать изображенные на ней предметы и людей, мнется, тушуется, что-нибудь теребит в ру­ках. Другое дело, когда можно не только говорить, но и действовать, здесь все резко меняется. Ребенок сам строит сюжет, вслед за взрослым придумывает все новые и новые действия, увлеченный и радост­ный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: