Краткая характеристика. Появление бесконечного числа направлений психотерапии, каждое из которых претендовало на уникальность и превосходство

Появление бесконечного числа направлений психотерапии, каждое из которых претендовало на уникальность и превосходство, поставило психотерапию в затруднительное положение. К тому же каждая психотерапевтическая традиция создавала свой собственный жаргон, что затрудняло диалог между различными теоретическими направлениями и усугубляло разрыв между ними. Замкнутые языковые системы и предлагавшиеся определения, конкурировавшие друг с другом, побуждали клиницистов к изоляции. Они оказывались в семантических коконах, из которых не могли выйти сами и препятствовали проникновению других. Достаточно сказать, что в инструкции, написанной составителями настоящего сборника для авторов, прямо говорится: "Выделите, пожалуйста, те элементы, которые отличают вашу ориентацию от других методов".

Эклектизм стремится вывести нас из состояния борьбы различных теоретических ориентации и предложить концепцию психотерапии, выходящую за рамки какой-либо одной теории. Приемлемое с точки зрения интеграции определение психотерапии должно быть не только точным, что само собой разумеется, но и отвечать определенным требованиям. Во-первых, определение должно быть дескриптивным, "работающим" в условиях существующих в данном случае клинических феноменов. Во-вторых, оно должно быть доступным, полезным в равной мере как для клиницистов, так и для исследователей. В-третьих, оно должно быть в итоге результатом соглашения, достигнутого психотерапевтами различных направлений. И в четвертых, наше общее определение должно быть беспристрастным. Это значит, что оно должно трактовать все теории с одинаковым уважением, не умаляя значения ни одного из подходов.

С учетом сказанного, эклектическое определение психотерапии, приведенное здесь и заимствованное у Мельцоффа и Корнрайха, является довольно удачным и относительно нейтральным в трактовках теории, метода и характера.Я, например, не назвал число или состав участников процесса психотерапии, поскольку это число может быть различным в зависимости от особенностей того или иного направления и потребностей клиентов. Точно так же ничего не сказано о подготовке и квалификации психотерапевтов. Самым главным, возможно, является то, что эклектизм признает разнообразие и многомерность процессов изменения. Я не пытался также разграничивать методы или содержание психотерапевтических изменений. Требование, согласно которому методы должны "основываться на признанных психологических принципах", носит довольно общий характер и допускает в качестве источников формирования таких принципов как клинические наблюдения, так и исследования.

В заключение я хочу сделать три замечания о приведенном выше определении, которые, вероятно, скажут больше обо мне самом как о психотерапевте, чем об эклектизме как о направлении в психотерапии. В определении говорится о том, что применение психотерапевтических методов должно быть "квалифицированным и намеренным". Жизненный опыт во многих случаях оказывает психотерапевтическое воздействие; психотерапия же является особым видом такого опыта. Этот опыт бывает запланированным, а не стихийным. В приведенном выше определении говорится также о "клинических методах и позициях межличностного общения". В

некоторых системах психотерапии механизмом активных изменений становится та или иная техника, в других же главным источником изменений считаются психотерапевтические отношения. Мы считаем равноправными межличностные позиции и опыт терапевта, с одной стороны, и методы интервенции — с другой. И наконец, я глубоко убежден, что любая деятельность, называемая психотерапией, должна осуществляться исключительно "с целью помочь человеку" в достижении совместно согласованных целей. В противном случае она, называясь психотерапией, становится изощренной формой принуждения или наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: