Единицы анализа. Во введении к каждой главе дается определение единиц анализа

Во введении к каждой главе дается определение единиц анализа. Причем делается это на уровне дисциплины, т.е. того или иного направления психотерапии, а не на уровне модальности (вида) или отдельных психотерапевтов (подвидов). Проницательный читатель обнаружит, что некоторые психотерапевты используют элементы, отличающиеся от тех, что приводятся в разделе, посвященном данной теории. В некоторых случаях может даже создаться впечатление, что описываемый подход относится к совершению другому направлению психотерапии. Отметим, что за очень редкими исключениями авторы представленных работ сами выбирали дисциплину (направление психотерапии), к которой, по их мнению, относится статья. Явные расхождения между основными теоретическими положениями и подходами, описанными в некоторых случаях, свидетельствуют о том, что человек, однажды проникшись какой-либо теорией или учением, продолжает цепко держаться за них. Психотерапевт может измениться под влиянием опыта, полученного в процессе работы, но тем не менее будет по-прежнему отождествлять себя с дисциплиной, положения которой когда-то усвоил.

Как уже отмечалось, единицы анализа, описанные в работах тех или иных авторов, часто существенно отступают от параметров, указанных в теоретических формулировках. Каждая из многочисленных и разнообразных теорий, описанных в этой книге, может оказаться ценной и посредством присущих ей единиц анализа обеспечит доступ к тем или иным аспектам личности клиента. Для каждого из нас характерны как осознаваемые, так и проходящие без участия сознания процессы. Мы все демонстрируем то или иное поведение, думаем, чувствуем, устанавливаем отношения с другими и время от времени задумываемся о том месте, какое зани-

маем в космосе. Все это единицы анализа, различные грани человека. Психотерапевты, однако, часто проявляют скорее догматизм, чем гибкость, когда описывают то, что, по их мнению, является "правильными" характерными чертами клиентов.

Единицы анализа в психотерапии выбираются в соответствии с той или иной теорией и на практике дают возможность войти в мир клиента. Такой вещи, как психотерапевтический нейтралитет, не существует: у каждого из нас есть свои пристрастия. Теоретическая ориентация психотерапевта служит "оптическим стеклом", благодаря которому он может понять поведение клиента. Но такая ориентация может также и ограничить восприятие клиента и проблемы и стать препятствием на пути развития психотерапии. Если подобное происходит, значит, настало время убрать это "оптическое стекло", поскольку психотерапевт перестал смотреть на клиента, а вместо этого сосредоточил внимание на "очках". Психотерапевт, столкнувшись с непреодолимым сопротивлением клиента, может заключить, что он более ориентирован на модель, чем на индивида, пришедшего на психотерапевтическую сессию. Важно избегать автоматической реакции на определенный набор симптомов, проявляющейся в виде одного и того же паттерна действий.

Выводы

Эта книга посвящена перспективам психотерапии. Мы начали вводную главу с метафоры из области медицины, из которой следует, что занимаемая индивидом позиция определяет понимание им проблемы и, соответственно, пути ее решения. Мы предложили модель, описывающую единицы анализа, в которых, по существу, проявляется взаимосвязь между "оптическими стеклами" (читай:

теориями) и позицией психотерапевта (его личные склонности к той или иной теории и интервенции). Понятие "единицы анализа" облегчает осмысление и понимание различных представлений о психотерапии, приведенных в этой книге. Хотя это понятие применяется только к определениям, данным на уровне видов и подвидов, а определения на уровне родов и семейств должны даваться с использованием менее субъективных параметров, в действительности же любое определение на любом уровне будет испытывать влияние занимаемой психотерапевтом позиции.

В представленных определениях и характеристиках заключается сильная сторона и смысл этой книги. В содержащихся в ней ста-

тьях читатель может различить единицы анализа, использованные авторами. Разнообразие представленных здесь подходов свидетельствует о широте распространения практики психотерапии в настоящее время. Сейчас сложились благоприятные условия для роста психотерапии и разнообразия ее форм. Почти любой подход, если только он не выходит за пределы этических норм и представляется эффективным, считается психотерапией.

Быстрое распространение психотерапии привело к тому, что она внедрилась в такие области, где раньше были представлены только профессионалы — непсихотерапевты (духовные лидеры, друзья, средства массовой информации). Мы привели примеры с тростниковой жабой, которая оказалась если и не вредным, то и не вполне полезным животным, и с эвкалиптовым деревом, интегрированным в экосистему Калифорнии без видимого вреда для нее. Составителей этого сборника и практикующих психотерапевтов интересует, какое влияние окажет развитие нашей профессии в долгосрочной перспективе — негативное или благоприятное? Совершенно очевидно, что если сама психотерапия не примет мер по сдерживанию такого развития, то влияние внешних сил — страховых компаний и государственных постановлений — будет становиться все сильнее.

Рассматривая общие определения психотерапии, мы обнаружили, что они или исключают из понятия "психотерапия" некоторые вполне законные ее варианты, устанавливая слишком строгие параметры, или же носят столь общий характер, что допускают практики, не всегда соответствующие целям, этическим принципам и стандартам, принятым в психотерапевтическом сообществе. Возможно, что дать всеохватывающее определение психотерапии — задача неразрешимая.

Мы полагаем, что любой из подходов, описанных в этой книге, может предложить что-нибудь ценное. Разнообразие предлагаемых дисциплин и модальностей в такой же степени отражает разнообразие стоящих за ними направлений философии или теорий, в какой и различия между психотерапевтами.

Об этом в ответ на наше предложение участвовать в сборнике написала ныне покойная Вирджиния Сатир:

"Психотерапия — это название, данное процессу, участие в котором принимает один или несколько человек (психотерапевты) и один или несколько человек (клиенты или пациен-

ты). Процесс осуществляется в связи с недостатками в функционировании человеческого сообщества и цель его заключается в том, чтобы вызвать положительные изменения.

При всем моем желании я не могу отнести себя ни к одной из перечисляемых вами категорий... Моя психотерапия включает элементы всех перечисленных вами направлений психотерапии. Я думаю, что было бы важно прекратить подразделять психотерапию на различные школы и приглядеться к работе психотерапевтов в рамках этих школ. При таком подходе, возможно, окажется, что моя психотерапия отличается тем, что я концентрируюсь на развитии здоровья и считаю все симптомы препятствиями на пути к здоровью. Следовательно, моя работа направлена на улучшение здоровья, а здоровье, в свою очередь, устраняет эти препятствия".

Литература

Alexander, F. G., & Selesnick, S. Т. (1966). History of psychiatry: Evaluation of psychiatric thought and practice from prehistory to the present. New York: Harper & Row.

Frank, J. D. (1973). Persuasion and healing: A comparative study of psychotherapy. Baltimore: Johns Hopkins University Press. (Original work published 1961).

Garner, H. (1970). Psychotherapy: Confrontation problem solving technique. St. Louis, МО: W. H. Green.

Meltzoff, J., & Komreich, M. (1970). Research in psychotherapy. New York: Atherton Press.

Noreross, J. C. (Ed.). (1986). Handbook of eclectic psychotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Wolberg, L. R. (1977). The technique of psychotherapy (Pan 1, 3rd Ed.). New York: Grune & Stratton.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: