Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения
Кейс представляет собой описание практической ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую разрешения. Кейс-метод (CASE-STUDY) — это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций.
Историческая справка
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1908 году. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся на курсах обучения аспирантов по программе MBA. В России применять кейс-метод в обучении стали в 70-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее – на специальных курсах подготовки и переподготовки. Наибольшее применение метод получил при преподавании экономических дисциплин и менеджмента. В мировой практике кейсы все больше применяются в медицине, политологии, юриспруденции, математике и т.д.
Преимущества кейса как метода обучения:
|
|
1. Позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
2. Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
В процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.
Метод CASE - STUDY развивает следующие навыки:
1. Аналитические навыки. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
2. Практические навыки. Решение кейса способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.
3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, Кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки при решении кейс-ситуаций.
4. Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.