13. Функции государства в современной рыночной экономике. Субъекты государственного регулирования национальной экономики. Методы государственного регулирования экономики.
Субъекты гос.регулирования экономики: носители интересов, выразители интересов (физич и юридич лица, группы, профсоюзы), исполнители интересов.
Методы государственного регулирования экономики (ГРЭ) – это совокупность способов, приемов и средств государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны; совокупность конкретных приемов, обеспечивающих решение поставленных целей и задач.
По содержанию деятельности выделяют следующие методы ГРЭ:
- законотворчество
- администрирование – создание и прекращение деятельности хозяйствующих субъектов
- прогнозирование – создание прогнозов
- информирование об экономической ситуации
- индикативное планирование (рекомендательное).
- реализация государственных программ
- бюджетирование экономического развития (создание и распределение бюджета)
|
|
- контроль за текущей деятельностью хозяйства субъектов
По механизму воздействия выделяют следующие методы ГРЭ:
1) Административные, основаны на силе государственной власти и включают 3 основные действия (разрешение, запрет, принуждение)
В обычной жизни они используются крайне ограничено:
-госуд.монополия на отдельные виды деятельности (оборона, ж\д)
-насильственное разукрупнение компаний
-регулирование внешних эффектов
-минимальные социальные стандарты
2) Экономические, основаны на материальном стимулировании действий субъекта.
3) Психологические, основаны на авторитете государства.
14. Программирование – как основная форма государственного регулирования национальной экономики.
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.
По срокам государственного программирования различают:
- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
|
|
- среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
- Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
- Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
- Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
- Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
- Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.
Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
15. Цели социальной политики и стратегические задачи государственного регулирования социальной сферы.
Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).
Стратегия социальной политики - это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
|
|
В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
- обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
- создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
- обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
- обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
- социальной справедливости,
- социальной ответственности,
- социального партнерства,
- социальных гарантий,
- преемственности.
К задачам социальной политики относятся:
- стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
- усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
- обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
- сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:
- Конституция Российской Федерации,
- Семейный кодекс Российской Федерации,
- Гражданский кодекс Российской Федерации.