Сравнительные характеристики систем управления

Параметры Бюджети­рование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегический менеджмент
Допущения Прошлое повторяется Тенденции сохраняются — экстраполяция Новые явления/ тенденции предсказуемы Частичная предсказуе­мость по сла­бым сигналам
Тип изменений Медленнее реакции фирмы Сравним с реакцией фирмы Быстрее реакции фирмы
Процесс   Циклический Реальное время
Основа управления Контроль отклонений комплексное управление Предвидение роста, основ и возможностей Изменение стратегических Учет развития рынка и внешней среды
Акцент в управлении Стабильность/ реактивность Предвидение Исследование Творчество
Период с 1900г. с 1950-х гг. с 1970-х гг. с 1990-х гг.

Таким образом, эволюцию систем управления можно рассматри­вать как реакцию на усложнение управленческих задач.

3. Составляющие стратегического управления и стратегического планирования в организациях

Стратегическое управление подразумевает определение основных составляющих процессов формулирования и реализации стратегии. Формулировка стратегии включает в себя следующие компоненты:

· Видение будущего.

· Миссия.

· Стратегические цели.

· Тактические цели, задачи.

· Стратегии.

Реализация стратегии содержит следующие компоненты:

· Дизайн устройства организации.

· Индивидуальные и коллективные роли.

· Стиль управления.

· Вспомогательные системы.

· Организационные ресурсы.

Стратегический менеджмент основан на принятии управленчес­ких решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе. Определение множества стратегических альтернатив является в этом случае непростой задачей.

Стратегическое управление — это управление в социально-экономических системах, в котором можно выделить следующие стороны:

функциональную, при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленную на достиже­ние определенных результатов;

процессную, в рамках которой управление рассматривается как действия по выявлению и разрешению проблем, т. е. процесс подготовки и принятие решений;

элементную, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных струк­турных элементов.

Планирование - это процесс, который происходит постоянно, говорим мы о нем или нет. Например, каждый раз, когда мы составляем "список дел", мы планируем, т.е. определяем, что должны сделать и решаем как достичь желаемого результата. Точно такая же схема заложена в процессе стратегического планирования.

Стратегическое планирование имеет шесть основных составляющих, каждая из которых будет рассмотрена ниже детально. Первые две компоненты (внешний и внутренний анализ) помогают организации определить, что "есть" сейчас. Третья составляющая (видение и миссия) помогает организации определить, что "должно быть". Последние три составляющие (определение целей, разработка плана действий и оценка результатов) помогают организации решить, что необходимо сделать, чтобы переместиться из состояния "есть" в состояние "должно быть".

• Внутренний анализ: понимание того, какие ресурсы вы имеете.

Для того, чтобы спланировать будущее, вам необходимо знать, какими ресурсами вы сейчас располагаете. В стратегическом планировании внутренний анализ проводится для того, чтобы помочь организации определить ее текущие ресурсы (физические, финансовые, людские и другие), и определить, когда эти ресурсы могут быть сильными и слабыми сторонами организации.

• Внешний анализ: определение того, что вас окружает.

Внутренние ресурсы являются только одной частью уравнения планирования. Вы должны знать, что происходит вокруг вас и как это может повлиять на ваши планы. Внешний анализ позволяет организации понять, что происходит вокруг и как эти действительные и предполагаемые события могут быть переведены в угрозы и возможности для организации. (Так как дело идет об окружающей среде, часто эту часть называют "анализом окружающей среды").

• Видение и миссия: определение вашего желаемого будущего. Планирование предполагает специальную цель: вы должны знать, куда вы хотите двигаться перед решением, как вы будете это делать. Видение и миссия являются этой "целью" для стратегического планирования. Определяя "желаемое будущее", организация может начать разрабатывать план специальных действий, чтобы это будущее осуществилось.

• Стратегические цели: определение основных целей для гарантий будущего.

Процесс выделения основных целей заставляет организацию определить те действия, которые будут критическими для превращения желаемого будущего в реальность. Эти цели ставятся широко (например, улучшить обслуживание клиентов) и отражают то, ЧТО должно быть сделано, но не КАК это надо делать.

• План действий: определяет, кто, что должен делать при достижении целей.

Основные цели описывают, ЧТО должно быть сделано. План действий описывает, КАК эти цели будут достигнуты. План действий предлагает специальные задачи, необходимые для достижения определенной цели, и определяет сроки выполнения вместе с ответственностью за выполнение этих задач.

• Оценка результатов: определение того, работает ли план. Планирование - динамический процесс, который требует постоянной оценки. Работает ли ваш план? Может быть вы что-то упустили? Изменилось ли что-то во внутренних и внешних условиях, что требует изменения вашего плана? Выполняются ли сроки? Стратегические планы, которые помещены в красивые папки и поставлены на полки, очень хороши для сбора пыли. Стратегический план организации должен быть живым документом, который отражает лицо организации, цель, планы, приоритеты и прогресс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: