Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Б.1.В.1. Библиотековедение как наука и учебная дисциплина. библиотековедение в системе наук




Становление библиотековедения как научной дисциплины.К к. 18–н.19 в. сложились осн. предпосылки для возникновения библ-ия как науки, т.к. накопилась богатая эмперическая база, оформились некоторые важные идеи. Периоды развития библ-ия:

1.Период единого мир. буржуазного библ-ия (19 в.)

2.Период бифуркации – разделение библ-ия на социалист. и буржуазное (20 в.)

3. Период дебифуркации – прогнозируемый период развития библ-ия, как единой науки (21 в.)

Впервые термин «библ-ие» употредил мюнхенский библ-рь М. Шреттингер. В своем труде, кот. в 1834 г. был переиздан под назв. «Рук-во по библ-ию» от трактовал библ-ие как практич. рук-во по работе с кн. фондом, его орг-ции, обустройству, «практич. знания», помогающие «построить из собранных книг дельную б-ку» и требующие «специального изучения». В к. 19 в. появились первые признаки отделения библ-ия как науки и практики. Наиболее существ. вклад внес в это немецкий же библ-вед А. Грезель. Примерно в это же время формир. и первоначальное представление о структуре библ-ия как научн. дисциплине, в нем выделяются два равноценных отдела: учение о Б., учение о биб. фондах. В течение 19 -н. 20 в. формир. понимания библ-ия как научн. и учебн. дисциплины, т.к. биб. дело становилось сферой проф. деят-ти, развивалось биб. образование, появились первые проф. журналы.

Развитие библиотековедения в России.Отечественное библ-ие развивалось в едином русле с мировым. Становлению библ-ия способствовали труды след. библ-ведов:

В.И. Собольщиков – родоначальник рус. библ-ия, написал первое отеч. рук-во по биб. делу, в кот. обосновал стройную систему организ., хранения и использ. фондов.

Н.А. Рубакин – исследовал мн. актуальные до наст. вр. проблемы: принципы и методы самообразоват. чтения, научн. комплектование биб. фонда на основе теории «кн. ядра», социология и психология чтения и др.).

К.И. Рубинский – ставил вопросы орг-ции биб. дела и создания системы биб. образования.

Л.Б. Хавкина – впервые в России определила понятие «библ-ие», как сов-ть всех знаний, предметом кот. служит Б. Библ-ие она разделила на 2 отдела: теоретический (история биб. дела, биб. статистика и законод-во и т.д.) и прикладной (устройство и ф-ции Б.: помещение и оборудование, подготовка биб. персонала, комплектование, обработка, хранение и использ фондов, упр-ие Б.)

Ленин и Крупская также внесли свой вклад в биб. дело – они разработали и пытались осущ-ть программу биб. строительства.Крупская также большое внимание уделяла вопросам орг-ции биб. дела в Советском гос-ве, руководства чтением, биб. работы с детьми и юношеством, формир. БФ, подготовке и повышению квалиф. биб. кадров, становлению системы биб. образования, созданию сам-ых высш. и средн. биб. учеб. заведений.




Ю.В.Григорьев – разрабатывал общетеорет. и методолог. проблемы библ-ия, история биб. дела и библ-ия, теорию формир. БФ.

Современные библиотековеды:

Н.Н. Кушнаренко – разработаны методики по учету фондов, науч.- технич. лит., организ. работы б-ек с неопубл. док-ми.

С.Г. Матлина – автор б. 200 науч. трудов по проблемам и практики биб. дела. Изучала широкий спектр проблем обслуживания в публ. б-ах, социокультурную динамику биб. дела и т.д.

Ю.П. Мелентьева – определила новое направление исследов., предложив в нач. 80-х гг. рассм-ть Б. не только как социальный. но и социализирующий ин-т. Выпустила ок. 200 публикаций. Сост. монографии «Рос. библ-ие: XX в.» (2003). Инициатор разработки и принятия РБА Кодекса этики рос. библ-ря.

Ю.Н. Столяров – автор или сост. ок. 400 тр. по проблемам общ. библ-ия, биб. фондоведения, подготовки кадров, истории биб. дела и т.д. Обосновал функционально-системный подход к Б., в соотв. с кот. она представляет собой целостное док.-коммуникац. образование, включающее биб. фонд, контингент абонентов, персонал, мат.-техн. базу как осн. элементы.

Библиотековедние – научн. дисциплина документно-коммуникац. цикла, теоретически воспроизводящую б-ку как научное понятие (изучающая законы, принципы, теории).

Сложной и дискуссионной проблемой явл. определение объекта и предмета биб. науки. Хотя ее разработка началась еще в конце 19 в., до 70-х гг. 20 в. объект и предмет в библ-ии не различались. Подавляющее больш-во библиотековедов считало, что объект и предмет биб-ия - это биб. дело, Б. как соц. ин-т, организующий общественное использование книжных богатств. Затем, некоторые библиотековеды стали говорить о Б. как системном объекте биб-ия, состоящем из ряда взаимосвязан. и взаимообусловленных элементов.



А. Я. Черняк предлагал развести понятия объекта и предмета библ-ия. Биб. дело - одна из форм человеческой деят-ти. Три основных составляющих биб. дела: 1) Предмет труда (публикация); 2) Субъект труда (читатель, потребитель); 3) Посредник труда (библиотекарь).

Б. в системе общественных отношений не выступает замкнутым, изолированным учреждением. Она явл-ся важным элементом коммуникат. системы «книга - библиотека - читатель». В этой системе б-ка становится посредником м/у книгой и читателем, а точнее сказать - организатором взаим-ий кн. и читателя, что соотв. соц. роли Б.

Сущ-ют и др. взгляды на объект. Биб-ие изучает не кн. и читателя вообще, а лишь в их взаим-вии с Б. Предметом библ-ия является выявление и исследование законом-ей, принципов формир., развития, функц-ия биб. системы, взаим-ия б-ек в различных аспектах. Предметом биб-ия становятся не только взаим-ие элементов системного объекта м/у собой, но и с внешн. средой.

Информационный подход: Объектом библ-ия В. В. Скворцов считает системную триаду, состоящую изинф-ции в виде публикаций, читателя и библ-ря. Предметом - обеспечиваемое библ-ем массовое по масштабам, индивид. по форме реализации взаим-ие читателя с инф-ей в виде публикаций.

Для формир. науки, в том числе и биб-ия, важное значение имеет разработка ее понятийного аппарата.

С развитием теории и практики биб. дела, интеграции биб-ия с др. науками, междунар. сотрудничества б-ек происходит расширение содержания и увеличение кол-ва терминов. Это требует упорядочения, разработки строго определенных науч. терминов. Науч. проблема упорядочения терминологии связана с установлением границ и содержания осн. понятий биб-ия, с анализом ее состояния, раскрытием содержания новых понятий и уточнением ранее сформировавшихся, но изменивших свое содержание, построением системы терминов. Осн. путями упорядочения явл. подготовка и издание словарей биб. терминов и гос. стандартов.

Важнейшее место в общей методологии библ-ия принадлежит философии. Из всей необъятной совок-ти филос. знания наиболее существенное методолог. значение для библ-ия имеет теория познания (гносеология). Этот аспект философии, связанный с изучением взаимоотношений субъекта и объекта познания (библиоте-ковед – биб. дело) в процессе познавательной деят-ти, возможности познания мира человеком, критериями истинности и достоверности знаний. Библ-ие, с методол. т.зр., есть сравнительно небольшой участок универсального поля познавательной деят-ти, посвященный относительно небольшому фрагменту объективного мира, который носит название «биб. дело». Основополагающее значение для библ-ия в методол. смысле имеют важнейшие законы и принципы диалектики:

1)Закон единства и борьбы противоположностей. Биб. наука и биб. практика представляют собой некое единство (без биб. практики, т. е. биб. дела, не было бы и биб. науки, т. е. библ-ия). Но они же и исключают друг друга: библ-ие - это нечто идеальное, а биб. дело - материальное, практич. Вместе с тем есть м/у ними и взаим-ие - биб. дело обогащается идеями передовой биб. теории, а библ-ие пополняется прогрессивной биб. практикой. Т.об., закон описывает в осн. чертах источник и модель развития самого библ-ия как науки.

2)Закон перехода количества в качество - позволяет объяснить, каким образом происходит движение и развитие библ-ия, а также биб. дела. Развитие библ-ия есть сравнительно медленный, не всегда заметный процесс качественных изменений, происходящий в рез-те изменений количественных. Качеств. и количеств. изменения взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, имеет место не только переход количеств. изменений в качеств., но и изменение количеств. хар-ик в рез-те изменения качества явлений и предметов.

3)Закон отрицания говорит о приемственности, спиралевидности развития, связи нового со старым, своего рода повторяемости на высшей стадии развития некоторых св-в ряда низших стадий, обосновывает прогрес-сивный характер развития. «Отрицание» - превращение одного предмета в другой при одноврем. переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положит. содержания пройденных ступеней.

!!!Т.об.,метологическое значение законов диалектики заключается в том, что они помогают библ-ию не только объяснить прошлое, настоящее, предсказать его будущее, но и направить мысль познающего субъекта в более рациональное русло.

Столь же важное значение для библ-ия имеют философские принципы. Напр., принцип развития (выражаю-щий необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов), для библ-ия означает, что само оно - не метафизическая, не статичная, а динамичная, развивающаяся система.

Практикавыступает по отношению к библиотековедческой теориив качестве главн. критерия истины. Во-первых, именно биб. практика представляет собой осн. форму связи библ-ия и биб. дела. Во- вторых, если подходить к формир. новых знаний в области библ-ия с исторической т.зр., выясняется, что они возникли как обобщение непосредственной практики. В-третьих, в процессе развития библ-ия как прикладной науки библиотековеды постоянно обобщали практику экспериментальной деят-ти. В-четвертых, проверка ряда гипотез, возникающих в процессе творч. развития библ-ия, осущ-ся на основе методов, применение которых в конечном счете опирается на практику. Критерий практики допускает использ. в библ-ии и некоторых производных критериев истинности теорий и теорет. построений. В числе критерии простоты, логичности, экономичности, системности и другие, имеющие тоже производный, прагматический характер. Главным же их всех критериев был и остается критерий практики.





Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 2396; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8832 - | 8359 - или читать все...

Читайте также:

  1. III.2. Основные понятия дидактики. Связь дидактики с другими науками
  2. Public Relations — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде в полной информированности.
  3. А.Файоль и наука администрирования.
  4. Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества. — М., Наука, — 1971 — с.
  5. Амануллина А.Ф. Судебный контроль в стадии исполнения приговора: диссертация ... кандидата юридических наук. Казань, 2008. 221 с.
  6. Анализ в системе маркетинга
  7. АНАЛИЗ ФA3ОBЫX РАВНОВЕСИЙ В СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗО-УГЛЕРОД
  8. Бухгалтерский учет — экономическая наука. Место и роль бухгалтерского учета в системе управления. Функции учета в управлении.
  9. В системе органов государственной власти России
  10. В СИСТЕМЕ ОСВЕЩЕНИЯ, СИГНАЛИЗАЦИИ, ИЛИ НА ПАНЕЛИ ПРИБОВ НЕ РАБОТАЕТ ОДНА ИЗ ЛАМП. ПРИЧИНЫ ЭТОЙ НЕИСПРАВНОСТИ.
  11. В современной нотации метрическая основа выражается в тактовой системе, внешне обозначаемой вертикальными тактовыми чертами.


 

34.239.172.52 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.