double arrow

Б.1.В.1. Библиотековедение как наука и учебная дисциплина. библиотековедение в системе наук

Становление библиотековедения как научной дисциплины. К к. 18–н.19 в. сложились осн. предпосылки для возникновения библ-ия как науки, т.к. накопилась богатая эмперическая база, оформились некоторые важные идеи. Периоды развития библ-ия:

1.Период единого мир. буржуазного библ-ия (19 в.)

2.Период бифуркации – разделение библ-ия на социалист. и буржуазное (20 в.)

3. Период дебифуркации – прогнозируемый период развития библ-ия, как единой науки (21 в.)

Впервые термин «библ-ие» употредил мюнхенский библ-рь М. Шреттингер. В своем труде, кот. в 1834 г. был переиздан под назв. «Рук-во по библ-ию» от трактовал библ-ие как практич. рук-во по работе с кн. фондом, его орг-ции, обустройству, «практич. знания», помогающие «построить из собранных книг дельную б-ку» и требующие «специального изучения». В к. 19 в. появились первые признаки отделения библ-ия как науки и практики. Наиболее существ. вклад внес в это немецкий же библ-вед А. Грезель. Примерно в это же время формир. и первоначальное представление о структуре библ-ия как научн. дисциплине, в нем выделяются два равноценных отдела: учение о Б., учение о биб. фондах. В течение 19 -н. 20 в. формир. понимания библ-ия как научн. и учебн. дисциплины, т.к. биб. дело становилось сферой проф. деят-ти, развивалось биб. образование, появились первые проф. журналы.

Развитие библиотековедения в России. Отечественное библ-ие развивалось в едином русле с мировым. Становлению библ-ия способствовали труды след. библ-ведов:

В.И. Собольщиков – родоначальник рус. библ-ия, написал первое отеч. рук-во по биб. делу, в кот. обосновал стройную систему организ., хранения и использ. фондов.

Н.А. Рубакин – исследовал мн. актуальные до наст. вр. проблемы: принципы и методы самообразоват. чтения, научн. комплектование биб. фонда на основе теории «кн. ядра», социология и психология чтения и др.).

К.И. Рубинский – ставил вопросы орг-ции биб. дела и создания системы биб. образования.

Л.Б. Хавкина – впервые в России определила понятие «библ-ие», как сов-ть всех знаний, предметом кот. служит Б. Библ-ие она разделила на 2 отдела: теоретический (история биб. дела, биб. статистика и законод-во и т.д.) и прикладной (устройство и ф-ции Б.: помещение и оборудование, подготовка биб. персонала, комплектование, обработка, хранение и использ фондов, упр-ие Б.)

Ленин и Крупская также внесли свой вклад в биб. дело – они разработали и пытались осущ-ть программу биб. строительства.Крупская также большое внимание уделяла вопросам орг-ции биб. дела в Советском гос-ве, руководства чтением, биб. работы с детьми и юношеством, формир. БФ, подготовке и повышению квалиф. биб. кадров, становлению системы биб. образования, созданию сам-ых высш. и средн. биб. учеб. заведений.

Ю.В.Григорьев – разрабатывал общетеорет. и методолог. проблемы библ-ия, история биб. дела и библ-ия, теорию формир. БФ.

Современные библиотековеды:

Н.Н. Кушнаренко – разработаны методики по учету фондов, науч.- технич. лит., организ. работы б-ек с неопубл. док-ми.

С.Г. Матлина – автор б. 200 науч. трудов по проблемам и практики биб. дела. Изучала широкий спектр проблем обслуживания в публ. б-ах, социокультурную динамику биб. дела и т.д.

Ю.П. Мелентьева – определила новое направление исследов., предложив в нач. 80-х гг. рассм-ть Б. не только как социальный. но и социализирующий ин-т. Выпустила ок. 200 публикаций. Сост. монографии «Рос. библ-ие: XX в.» (2003). Инициатор разработки и принятия РБА Кодекса этики рос. библ-ря.

Ю.Н. Столяров – автор или сост. ок. 400 тр. по проблемам общ. библ-ия, биб. фондоведения, подготовки кадров, истории биб. дела и т.д. Обосновал функционально-системный подход к Б., в соотв. с кот. она представляет собой целостное док.-коммуникац. образование, включающее биб. фонд, контингент абонентов, персонал, мат.-техн. базу как осн. элементы.

Библиотековедние – научн. дисциплина документно-коммуникац. цикла, теоретически воспроизводящую б-ку как научное понятие (изучающая законы, принципы, теории).

Сложной и дискуссионной проблемой явл. определение объекта и предмета биб. науки. Хотя ее разработка началась еще в конце 19 в., до 70-х гг. 20 в. объект и предмет в библ-ии не различались. Подавляющее больш-во библиотековедов считало, что объект и предмет биб-ия - это биб. дело, Б. как соц. ин-т, организующий общественное использование книжных богатств. Затем, некоторые библиотековеды стали говорить о Б. как системном объекте биб-ия, состоящем из ряда взаимосвязан. и взаимообусловленных элементов.

А. Я. Черняк предлагал развести понятия объекта и предмета библ-ия. Биб. дело - одна из форм человеческой деят-ти. Три основных составляющих биб. дела: 1) Предмет труда (публикация); 2) Субъект труда (читатель, потребитель); 3) Посредник труда (библиотекарь).

Б. в системе общественных отношений не выступает замкнутым, изолированным учреждением. Она явл-ся важным элементом коммуникат. системы «книга - библиотека - читатель». В этой системе б-ка становится посредником м/у книгой и читателем, а точнее сказать - организатором взаим-ий кн. и читателя, что соотв. соц. роли Б.

Сущ-ют и др. взгляды на объект. Биб-ие изучает не кн. и читателя вообще, а лишь в их взаим-вии с Б. Предметом библ-ия является выявление и исследование законом-ей, принципов формир., развития, функц-ия биб. системы, взаим-ия б-ек в различных аспектах. Предметом биб-ия становятся не только взаим-ие элементов системного объекта м/у собой, но и с внешн. средой.

Информационный подход: Объектом библ-ия В. В. Скворцов считает системную триаду, состоящую изинф-ции в виде публикаций, читателя и библ-ря. Предметом - обеспечиваемое библ-ем массовое по масштабам, индивид. по форме реализации взаим-ие читателя с инф-ей в виде публикаций.

Для формир. науки, в том числе и биб-ия, важное значение имеет разработка ее понятийного аппарата.

С развитием теории и практики биб. дела, интеграции биб-ия с др. науками, междунар. сотрудничества б-ек происходит расширение содержания и увеличение кол-ва терминов. Это требует упорядочения, разработки строго определенных науч. терминов. Науч. проблема упорядочения терминологии связана с установлением границ и содержания осн. понятий биб-ия, с анализом ее состояния, раскрытием содержания новых понятий и уточнением ранее сформировавшихся, но изменивших свое содержание, построением системы терминов. Осн. путями упорядочения явл. подготовка и издание словарей биб. терминов и гос. стандартов.

Важнейшее место в общей методологии библ-ия принадлежит философии. Из всей необъятной совок-ти филос. знания наиболее существенное методолог. значение для библ-ия имеет теория познания (гносеология). Этот аспект философии, связанный с изучением взаимоотношений субъекта и объекта познания (библиоте-ковед – биб. дело) в процессе познавательной деят-ти, возможности познания мира человеком, критериями истинности и достоверности знаний. Библ-ие, с методол. т.зр., есть сравнительно небольшой участок универсального поля познавательной деят-ти, посвященный относительно небольшому фрагменту объективного мира, который носит название «биб. дело». Основополагающее значение для библ-ия в методол. смысле имеют важнейшие законы и принципы диалектики:

1)Закон единства и борьбы противоположностей. Биб. наука и биб. практика представляют собой некое единство (без биб. практики, т. е. биб. дела, не было бы и биб. науки, т. е. библ-ия). Но они же и исключают друг друга: библ-ие - это нечто идеальное, а биб. дело - материальное, практич. Вместе с тем есть м/у ними и взаим-ие - биб. дело обогащается идеями передовой биб. теории, а библ-ие пополняется прогрессивной биб. практикой. Т.об., закон описывает в осн. чертах источник и модель развития самого библ-ия как науки.

2)Закон перехода количества в качество - позволяет объяснить, каким образом происходит движение и развитие библ-ия, а также биб. дела. Развитие библ-ия есть сравнительно медленный, не всегда заметный процесс качественных изменений, происходящий в рез-те изменений количественных. Качеств. и количеств. изменения взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, имеет место не только переход количеств. изменений в качеств., но и изменение количеств. хар-ик в рез-те изменения качества явлений и предметов.

3)Закон отрицания говорит о приемственности, спиралевидности развития, связи нового со старым, своего рода повторяемости на высшей стадии развития некоторых св-в ряда низших стадий, обосновывает прогрес-сивный характер развития. «Отрицание» - превращение одного предмета в другой при одноврем. переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положит. содержания пройденных ступеней.

!!!Т.об.,метологическое значение законов диалектики заключается в том, что они помогают библ-ию не только объяснить прошлое, настоящее, предсказать его будущее, но и направить мысль познающего субъекта в более рациональное русло.

Столь же важное значение для библ-ия имеют философские принципы. Напр., принцип развития (выражаю-щий необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов), для библ-ия означает, что само оно - не метафизическая, не статичная, а динамичная, развивающаяся система.

Практика выступает по отношению к библиотековедческой теориив качестве главн. критерия истины. Во-первых, именно биб. практика представляет собой осн. форму связи библ-ия и биб. дела. Во- вторых, если подходить к формир. новых знаний в области библ-ия с исторической т.зр., выясняется, что они возникли как обобщение непосредственной практики. В-третьих, в процессе развития библ-ия как прикладной науки библиотековеды постоянно обобщали практику экспериментальной деят-ти. В-четвертых, проверка ряда гипотез, возникающих в процессе творч. развития библ-ия, осущ-ся на основе методов, применение которых в конечном счете опирается на практику. Критерий практики допускает использ. в библ-ии и некоторых производных критериев истинности теорий и теорет. построений. В числе критерии простоты, логичности, экономичности, системности и другие, имеющие тоже производный, прагматический характер. Главным же их всех критериев был и остается критерий практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: