Объект, предмет структура библиотековедения как научной и учебной дисциплины

Объект библ-ия - это органически целостная, динамичная, системная триада, состоящая из след. осн. элемен-тов: 1) инф-ция в виде публикаций; 2) читатель; 3) библ-рь.

Предмет - выявление и исследование законом-ей, принципов формир., развития, функционирования биб. системы, взаим-ия б-ек в различных аспектах. В центре предмета библ-ия находится взаим-ие читателей с инф-цией, зафиксированной в виде публикаций. Взаим-ие организуется и обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осущ-сь, библиотекарем.

Структура библ-ия как научной дисциплины:

1. Общетеоретические основания библ-ия.

2. Теория формирования биб. инф. массивов.

3. Теория биб. инф.-поисковых систем.

4. Теория БО читателей.

5. Теория управления биб. делом.

6. История биб. дела и библиотековедческой мысли.

Как учебный предмет отечественное библ-ие состоит из следующих разделов: общее библ-ие, биб. фонд, биб. каталог, БО, биб. дело: экономика, организация и управление (биб. менеджмент), история биб. дела, технич. средства биб. работы.

Функции библ-ия:

1)Научные функции: познавательная, объяснительная, предсказательная, систематизирующая

2)Социальные функции:

- культурно-воспитательная – выражение общего св-ва науки как действенного фактора развития всей человеческой культуры, научного мировоззрения, общественного сознания

- функция производительной силы – явл. важным условием развития биб. дела, выдвигает и внедряет в практику новые, перспективные идеи, способствующие повышению эффективности и качества БО

- функция социальной силы – библ-ие создает предпосылки изменения общ-ва, его культуры. Огромную соц. роль играет идея информатизации общ-ва, первоисточником которой явл-ся библ-ие.

!!! Т.о. библ-ие – многофункциональная наука, воздействующая на биб. дело, а ч/з него на общ-во, это система научных знаний, способных стать одной из производных сил общ-ва.

Специальное и сравнительное библ-ие - разделы, возникающие на стыке библ-ия с др. дисцип-ми.

Специальное библ-ие. Вопрос о введении специального библ-ия был остро поставлен еще в нач. 80-х гг. Некоторые авторы рассматривали такое библ-ие как рядовое специализированное научное направление. Однако точка зрения многих, особенно полно выраженная А.В. Соколовым, сводилась к выделению спец. библ-ия в качестве объединяющего различные структ. части биб. деят-ти. В последнее время наряду с традиц. общим библ-ием активно формировались особые специализ-ые структуры библ-ия: региональное, сравнительное, дефектологическое, математическое, когнитивное, разработчиками кот. в России явл-сь Н.С. Карташов, А.Е. Шапошников, Ю.Н. Столяров, В.В. Скворцов и др. Спец. биб-ие призвано сводить их в единую систему, получить всесторонне развитие.

Библиотековедение = Общее библиотековедение + Специальное библиотековедение.

Сравнительное библ-ие – это сравнение различных биб. систем, сущ-щих в гос-вах мир. сообщества с целью раскрытия сущности, достоинств, недостатков биб. систем мира. Специфическая черта сравнит. библ-ия как отрасли библиотековедческого знания - междисциплинарность. Задачи широкого сопоставительного исследования нередко вынуждают выходить за рамки специализации, традиционно сложившейся внутри библ-ия; обращаться к проблемам орг-ции и упр-ния биб. делом, автоматизации биб. процессов, микро- и макроэкономики; анализировать связи биб. концепций с философией, социологией, психологией; затрагивать в той или иной мере вопросы соц.-эконом. и политич. развития изучаемых стран и регионов. Сравнительные исследования позволяют выявить наиболее существ. тенденции развития биб. теории и практики, дать обоснованные предположения о вероятных перспективах.

Библиотековедение в системе наук. Под статусом библ-ия понимается его положение в системе научного знания, в совок-ти обществ. ценностей, а также среди др. научных дисциплин. В существующем делении наук на общественные, естественные и технические библ-ие относится к классу общественных наук.

Отнесение библ-ия к общественным наукам явл-ся устойчивой традицией, кот. имеет прочные основания. Сущность ориентации библ-ия - человек, удовлетворение его духовных инф. потребностей, сохранение и развитие его личности, его самореализация, самоутверждение.

Библ-ие не сущ-ло и может сущ-ть автономно, изолировано, обособленно от др. научных дисциплин. Нисколько не теряя своей сам-ти, оно хар-ся огромным богатством межнаучных связей, использует при необходимости понятия, теории, принципы, методы, фактический мат-ал др. наук для решения собственных задач. Благодаря междисциплинарному синтезу происходит обмен знаниями м/у библ-ем и др. науками.

Существует пять основных уровней взаим-ия:

Первый уровень - обобщающие науки, имеющие для библ-ия общетеорет. значение. Это - теория культуры и философия. Биб. дело представляет собой явление культуры и подчиняется законом-ям её развития.

Философия - методологическая основа библ-ия. Взаимосвязь проявляется при системном подходе к биб. делу. Признаки системного подхода - наличие взаимосвязанных элементов, наличие управляющего центра и связь с внешней средой. Есть философские категории «сущность» и «явление». Сущность - это сов-ть всех сторон и связей, свойственных вещи. Сущность обнаруживается ч/з явления. Сущность скрыта за поверх-ностью явлений. До системного подхода («б-ка как система») библ-ие было изучением биб. явлений, конкр. фактов. Это не позволяло проникнуть в сущность явления. Такое проникновение даёт только системный подход, кот. вскрывает наиболее общее в данном явлении. Согласно этому подходу, б-ка как система - сущность, конкретная система - явление. Категории общего, особенного, единичного позволяют определить взаимосвязь системы б-ек, сети б-ек и конкретной б-ки. Философский закон единства и борьбы противополо-жностей показывает связи элементов в системе «библиотека».

Второй уровень взаим-ия - связь с науками, родственными библ-ию по общности объектов исследования (книговедение, информатика, библиографоведение).

Б.и б/графоведение. Библ-ие использ. теорет. положения и методы б/рафоведения при комплектовании фондов, в рук-ве чтением и пропаганды лит-ры, краеведческой работы б-ек.

Б/графоведение использ. методику изучения читателей и психолого-педагогических основ рук-ва чтением, выработанные библ-ем.

Б. и книговедение - общим явл-ся связь с книгой и книжным делом (рук-во чтением в б-ах опирается на знание книги, ее содержания, целевого и читат. назначения; книговедение, руководствуется теоретич. положением библ-ия, об изучении читателей, их интересов и потребностей).

Б. и информатика - объединенными усилиями решают ряд важных проблем: механизация и автоматизация биб. и инф. процессов, усиление инф. ф-ции б-ек, перспективы взаим-ия б-ек и инф. служб.

Третий уровень - связь с науками, кот. использ. теорию и фактический мат-ал библ-ия, и теорет. положения которых также используются в самом библ-ии (социология, педагогика, психология, экономика)

Библиотековедение и педагогика. Педагогика тесно связана с теорией и методикой обслуживания читате-лей, принципы педагогики стимулируют деят-ть б-ек в помощь всеобщему непрер. образованию и самооб-разованию, практ. достижения педагогики применяются при разработке проблем упр-ия биб. делом, подго-товки и повышения квалиф. биб. кадров, метод. рук-ва б-ми и др. направлений биб. деят-ти. В рез-те взаим-ия педагогики и библ-ия сформировалась сам-ная научная дисциплина – биб. педагогика, изучающая пед. осно-вы биб.-б/граф. работы с читателями.

Б. и социология. Социология использ. данные о чтении, о направлении чит. интересов, о динамике чит. спроса и т.д. Для библ-ия важны соц. исследования роли книги и чтения в повышении культ.-технич. уровня населения, а также их инф. потребностей. Взаим-ие привело к образованию социологии чтения.

Б. и психология. Результат взаим-ия создание биб. психологии – она выявляет психолог. аспекты диффе-ренцир. обслужив. читателей, масс. и индив. работы с читателями, привлечения новых читателей, пропаган-ды лит-ры, инф. обслуживания, также помогает решить проблемы, связанные с биб. профессией, упр-ем б-ой и метод. рук-ом. Психологи, исследуя проблемы восприятия, опираются на данные библиотековедческого изучения читателей, чтения и упр-ия ими.

Б. и эконом. науки – взаимосвязи способствовали становлению экономика биб. дела (теория упр-ия, теория планирования, теория научной орг-ции труда), разработка методики эконом. анализа в целях качеств. обслу-живания читателей при мин. затратах времени, труда, матер. и ден. средств.

Четвёртый уровень - взаимосвязь с предметами, дающими библ-ию конкр. теорет. выкладки и отд. выводы и факты (логика, лингвистика, медицина).

Б. и медицина - Библиотерапия - лечебное самовоздействие посредством целенаправленного чтения лит-ры. Чтение в этом случае выполняет две задачи: доставляет необходимую инф-ию для корректировки личности и отвлекает от тяжёлых переживаний.

Пятый уровень взаим-ия - с дисциплинами, по предмету и объекту, теоретическим положениям, имеющим мало общего с библ-ем, они дают биб. науке только методы исследования (математика, статистика)

Б. и математика - матем. методы биб. работы (для библ.-исследователя и библ.-практика важно обладать знаниями матем. мышления). Но далеко не все явления, объекты и процессы биб. деят-ти можно выразить с помощью матем. средств.!!! Таким образом, библ-ие хар-ся высоким статусом и широкой совок-тью развитых связей с общественными, а также естеств. и технич. науками.

В.2. Аннотирование, сущность, назначение, методика. Классификация аннотаций. Ан-ние – процесс аналитико-синтет.переработки инф-ии, целью которого явл-ся получение обобщенной харак-ки док-та, рас- крывающий его логоч-ую стр-ру и наиболее сущест-ые стороны содерж-я. Аннотация-это вторичный д-т,содерж-й краткую обобщающую характ-ку первич.д-та с точки зрения его назнач-я, содер- жа-я, вида, формы и других особенностей. А-ции создают на книги, в б/граф.указ-х., на статьи, на фильмы, в РЖ. Объектами аннотир-я м/б любые первич.д-ты. Выбор вида а-ции зависит от назнач-я пособия, отрасли знания, вида д-та, особенностей его жанра, назнач-я, доступности, объема и ряда др. факторов. Для характеристики офиц-ых, науч., справ-х, поизводственно- практич-х изд-й целесообразно составление спра-х а-ций, для раскрытия содерж-я науч.-популярной, худ-ой, дет.лит-ры, массово-политич-х изд-й, изд-й для до- суга обычно составляют рекомендат-е а-ции. Функции а-ции: Сигнальная. А-ция представляет инф-ю о док-те и дает возможности установить осн.содерж.док-та, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту док-а. Поисковая. А-ция используется в инф-но – поисковых, в т.ч., в автомати- зир. системах для поиска док-в.Типологическая классиф-ия а-ций. По функциональному назнач-ю:справоч ная – уточняет неясное заглавие, сообщает свед-я об авторе, содерж-и, жанре д-та; рекомендат-я – призвана рекламировать д-ты; имеет дидактическую направленность, метод.советы; носит оценочный характер. По способу характеристики первич.д-та: общая - характеризует д-т в целом; аналитическая-раскрывает часть содарж.д-та. По кол-ву анализируемых д-в: монографическая – составляется на один д-т;сводная (групповая)-объединяет несколько д-в, родственных по каким-либо признакам. По исполнению: авторские; референтские. По способу подготов- ки: ручные; автоматизированные.Рекомендуемый объем а-ции 500 печатных знаков. БО составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Требования к разным видам а-ций: справочная а-ция: лаконичность в сочетании с точностью изложения содерж.первич.док-а; отсутствие оценок и рекомендаций по использ-ию первич.док-а;рекомендат-я а-ция: лаконичность в сочетании с точностью характеристики содерж.первич. док-та; наличие оценок и рекомендаций по использ-ию первич.док-а; яркая выразительная обложка. Осн.этапы процесса а-вания. Просмотр и анализ д-та. Опред-тся вид изд-я, какому вопросу, теме, области науки он посвящен. Определяется структура изд-я, группировка мат-ла, новизна инф-ии. Определе- ние читат.адреса. Особенности полиграф.исполнения, издат-го оформления: наличие научно-справ-го аппара- та, ил-ций и др. Отбор свед-й для а-ции, характеризующих данный док-т: б/граф.свед-я об авторах, науч.и худ.ценность д-та, цитаты автора, ученых, современников и проч. Составление плана-макета а-ции:свед-ия об авторе; о форме, предмете, объекте или теме перви.док-та, хронологич.охват мат-ла; характеристика содерж. д-та; характеристика справ-го аппарата изд-я; целевое и чит.назнач.д-та. Литературное редактирование и оформление а-ции. Стр-ра справ.а-ции: БО.Текст а-ции, состоящий из:свед-я об авторе; о жанре первич.док-а; предмет, объект/тема первич.док-а; время и место исслед-ия; характ-ка содерж.первич.док-а; причины переиздания и отличит.особенности данного изд-я; характ-ка справ.аппарата изд-я; целевое и чит.назнач-е первич.док-а. Стр-ра рекомендат-й а-ции:БО. Текст а-ции состоит из след-х аспектов содерж.первич.док-та:свед-я об авторе; краткая характ-ка творчества автора; характ-ка, оценка, стилистические особенности произв-ия; характ-ка оформления; цел. и чит назнач-е. Накопленный опыт составления а-ций активно исполь зуется в последние десятилетия для разработки методов автоматического аннотир-ия. Сущность их зак- люч.в том, что на основе алгоритмического метода осущ-ся экстрагирование из первоисточников наиболее информативных фрагментов текста и создание формализованных а-ций. Значимость этих содержательных единиц опред-ся путем анализа частоты их повторяемости, места расположения в тексте, связей друг с другом. Бесспорное преимущество автоматизир-х а-ций состоит в их оперативности и сравнительно низкой стоимости подготовки. Поэтому будущее методики анн-ния во многом зависит от развития и соверш-ия автоматизир. методов выявления и представления семантической инф-ии.

В.3. Понятие соц. коммуникации как межнаучной категории. Обыденноетолкование ком-и, бытовавшее в рус.языке, легко проследить по спр. лит-ре. В первом словаре иностр. слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», правленом лично Петром I, среди более 500 ин. «вокабул» учтена и «ком-я» в значении «перего-вор, сообщение». Встречается это слово в писаниях Петра и его сподвижников. В «Толковом словаре живого великорус. языка» В. И. Даля (1881 г.) слово «ком-я» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». До революции иных значений за термином «ком-ия» не числилось, с начала XX в. его стали писать с двумя «м». Совр. «БЭС» указывает два значения: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача инф-ии от человека к человеку, осущ-ся при пом. языка.

Ком-ей называются также сигнальные способы связи у животных. Термин «ком-я» используется многими обществ., биолог., технич. науками. Ком-я предполагает наличие не менее 3 участников: передающий субъект (коммуникант) — передаваемый объект (сообщение) — принимающий субъект (реципиент). Стало быть, ком-я — это разновидность взаим-ия м/у субъектами, опосредован ного некоторым объектом. Для отграничения ком-ии от др. процессов необх. обратить внимание на след. ее отличит. признаки: 1.В кач-ве участников ком-ии выступают 2 субъекта,кот. м/б: отдельный человек или группа людей, вплоть до общ-ва в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия ком-ии исключается в/действие неодушевленных объектов. 2. Обязательно наличие передаваемого объекта, кот. может иметь матер. форму или не иметь ее. Напр., коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, вну-шая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. 3. Ком-и свойственна целесообразность или функцио-нальность, поэтому бред - не ком-ый акт. Цель взаимодействующих субъектов заключ. не в обмене матер. предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов явл. знаки, символы, тексты, имеющие внешн. форму и внутр. содержание. Научное толкование: ком-я естьопосредованное и целесообразное в/действие двух субъектов.Это в/действие может представлять собой: движение матер. объектов в трехмерном геометр.прост-ве и в астроном. времени или движение идеальныхобъектов (смыслов, образов) в многомерных умозрительных (виртуальных) простр-ах и временах. В завис-ти от пространственно-временной среды получается типизация ком-ии, имеются 4 типа ком-и, т. е. опосредо-ванного и целесообразного в/действия субъектов: материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.); генетическая (биологическая, видовая); психическая (внутриличностная, автокоммуникация);

Соц-ая (общественная). Важно обратить внимание на то, что все виды смысловой ком-и взаимосвязаны ч/з личность (человека), т. е. субъекта соц. ком-и. Внутриличностная ком-ия формир. в ходе интеллектуального становления человека в соц. среде. Соц. ком-ия есть движение смыслов в соц. времени и пространстве. Это движение возможно только м/у субъектами, так или иначе вовлечеными в соц. сферу, поэтому обязательное наличие коммуникантов и реципиентов подразумевается. Проблема смысла. Известно, что люди могут общаться не только с подобными себе одушевл. субъектами, но и с Богом, с Природой, с комп. сетями, и это общение не бессмысленно. Стало быть, источниками смыслов, т. е. коммуникантами в смысловой ком-и, м/б не только социализированные лич- ности, владеющие устной и письм. речью. Проблема смысла, как и проб-лема идеального, не решена в совр. науке и философии. В целесообразной, а не хаотичной соц. ком-и коммуниканты и реципиенты осознанно преследуют 3 цели: познавательную распр-ие (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений; побудительную стимулирование других людей к каким-либо действиям или получение нужных стимулов; экспрессивную выражение или обретение опред-ых переживаний, эмоций. Для достижения этих целей содержание коммуникационных сообщений должно включать: знания и умения (коммуникант может поделиться этим опытом с другими людьми); стимулы; эмоции. Именно эти продукты духовной человеческой деятельности мы называем смыслами. Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является индивидуальная психика, где эти стимулы зарож- даются и движутся в психическом времени и пространстве. Для того, чтобы началась соц.ком-я, коммуни кант должен овеществить свои смыслы, т. е. воплотить их в содержании коммуникационного сообщения, которое достигнет своего реципиента. Проблема понимания. Единственный способ овладеть смыслами — их понимание. Понимание присутствует в двух умств. процессах: в познании и в ком-и. Ком-ое понимание может иметь 3 формы: 1.реципиент получает новое для него знание; ком-ое понимание сливается с познават. имеет место ком-ое познание; 2. реципиент, получивший сообщение, не постигает его глубин. смысл, ограни-чиваясь ком-ым восприятием(напр., текст басни понят, а мораль ее уразуметь не удалось); 3.реципиент запоминает, повторяет, переписывает отд. слова или фразы, не понимая даже поверхностного смысла сооб-щения; тогда имеет место псевдокоммуникация,т. к. нет движения смыслов, а есть лишь движение матер. оболочки знаков. Социальное пространство и время. Существуют разные хроно- топы (пространственно-временные координаты), и нужно пояснить, почему для соц.ком-и выбран соц. хронотоп, а не материальное трехмерное пространство и астрономическое время. Соц.пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система соц.отношений между ними. Соц.отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому соц.прост- ранство должно быть многомерным. Распространение смыслов в соц.пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных соц.отношениях с коммуникантом. Соц. время -это интуитив ное ощущение течения соц. жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсив ности соц. изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если много, время ускоряет свой ход. Соц. смыслы (знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т. е. утрачивают ценность со временем. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Биб-ки в системе коммуникац-ых институтов. Соврем. миссия биб-ек продиктована усилением значения инф-ии и знаний в качестве катализатора обществ-го развития. Соц. миссия биб-к имеет 2 аспекта: сохранение накопленного человечеством культурного насле дия и передача его путем формир-я и удовлетворения обществ-х потреб-ей в инф-ии и знаниях. Миссия биб-ки реализуется в конкретных соц.функциях, которые рассматриваются как ср-во адаптации элемента к системе более высокого порядка; они способствуют разрешению противоречий со средой, служат ср-ом приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая соц.система не только воспроизводит себя в качест ве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом – суть функционирования биб-ии как соц. институ та. Предоставляя инф-ию всем группам польз-ей, биб-ка тем самым служит инструментом преодоления неравенства между представителями тех или иных соц.групп. Организуя доступ к инф-ии, биб-ка является посредником не только в системе «док-т-польз-ель», но и участвует в гораздо более сложных процессах – движение соц.инф-ии в обществе. Обеспечивая механизм соц.ком-ии, биб-ка способствует поддержанию соц.диалога, как в рамках различных культурных традиций, так и разных человеческих поколений, отдельных исторических эпох.

Б.2.В.1. Методология и методы библиотековедческих исследований. Под методологией библ-ия понимается система наиболее общих, исходных, основополаг. принципов и способов познания, орг-ции и построения теоретич. деят-ти, а также учение об этой системе. В соответ. с этим шир. определением более конкретно это: 1) мир. философия, обращенная к процессу познания; 2) наука логика; 3) специфические для биб-ия законы и принципы. Все это вместе взятое представляет собой своего рода свод правил, норм, которыми должен руковод-ся всякий теоретик и практик биб. дела при решении разл. рода нестандартных проблем. Иначе говоря, в своей деят-ти он должен опираться не только на проф. биб. знания, но и на осведомленность в таких основаниях познания биб. дела, как философские, логические, собственно биб/ведческие, что составляет общую и частную методологию библ-ия. Метод (путь, способ исследования) - это система правил и приемов подхода к изучению явлений и предметов биб. дела, способ достижения научной цели, решения науч. задчи, опред. образ действий, направл. на получение соотв-их рез-ов в познании или на практике, и это прием теорет. исслед-ия какой-либо проблемы, исходящий из знания закон-ей биб. дела и исследуемого предмета, процесса, явления. Научная методика библ-ия — это сов-ть методов исслед-ия, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем. По области приме-нения науч. методы библ-ия делятся на общенаучные и частнонаучные. По изучаемому аспекту все методы делятся на качественные и количественные. Выделяют и качественно-колич-ые методы. Общенаучн. методы исслед-я - это такие методы науч. познания, кот. применяются практич. во всех научн. дисциплинах, в т.ч. и в библ-ии. Анализ - логический прием, метод исслед-я, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практич. расчленяется на элементы (признаки, св-ва), каждый из кот-х затем иссле-дуется отдельно для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с пом. др. логического приема - синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями. В библ-ии применяется несколько видов анализа. Так, широко используется мысленный анализ, разделение классов (множеств) предметов на подклассы, автомат. анализ, математ. анализ и т.д. Метод анализа может использ. как в его качеств., так и в количеств. форме, а в некот. случаях и как качеств.-количеств. Библ-ие - это рез-ат не только анализа биб. дела, но и его синтеза, причем в теорет. форме. Каждое научное понятие библ-ия есть синтез содержания и объема хар-го им предмета. Как и предыдущий, этот метод может выступать в библ-ии в 3-х разновидностях: качеств., количеств., качеств.-количеств. Формализация - это метод исслед-я биб.объектов, основанный на познании содержания с пом. выявленных элементов их формы или ч/з некоторые формальные системы, рез-ты таких исслед-ий выражаются в точных понятиях или утверждениях. Типичным примером применения метода формализации в библ-ии явл. создание его понятийного аппарата.

Сравнение - один из наиб. важных приемов познания предметов и явл-ий биб. дела. Его сущность заключ. в том, что устанавливается сходство изучаемого предмета с родственными предметами или его отличие от них. Напр., можно дать определение термину "б-ка", если указать ее признаки, сходные для всех б-ек, и отличия ее от всех других соц. инст-ов, связанных с инф-ией. Метод сравнения в библ-ии получил настолько широкое применение, что на его основе здесь за последние 2-3 десятилетия сложился раздел, кот. наз. сравнительным библ-ем. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправл. восприятие действ-ти, обусловленное конкр. задачей исслед-ия. Метод изучает предметы и явл-ия в том виде, в каком они сущ-ют в естеств.условиях и доступны непосредственному восприятию субъекта познания. В биб/ведческих исслед-ях наблюдение выпол- няет три осн. ф-ции. Первая - оно обеспечивает ту эмпирическую инф-ию, кот. необх. как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Вторая состоит в проверке таких гипотез и теорий, кот. нельзя осущ-ть с пом. эксперимента. Третья заключ. в том, что в его терминах осущ-ся сопоставление рез-ов, получен. в ходе теорет. исслед-ия, проверяются их адекватность и истинность. Эксперимент ( проверка, опыт, проба) - метод познания, с пом. кот. в контролируемых и управляемых усло-виях исследуются явления действит-ти. Эксперимент связан с методом наблюдения. В библ-ии использ. многие разновидности эксперимента: мысленный (теорет.) эксперимент, поисковый, модельный эксперимент на ЭВМ, качест-ый, колич-ый. Моделирование - это метод исслед-я объектов познания на их моделях, т.е. на условных образах, схемах или физич. конструкциях, аналогичных исследуемому объекту, с применением методов аналогии и теории подобия при проведении экспериментов и обработке их данных.

Прогнозирование (предвидение, предсказание) - это целая сов-ть довольно разл. спец. науч. методов исслед-я перспектив развития какого-либо явл-ия, преимущественно с колич. оценками и с указанием более или менее опред. сроков изменения этого явл-ия. Структурно-функциональный метод представляет собой системное исслед-ие явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в кот. каждый элемент стр-ры имеет опред. функциональное назначение. Классификация - это распределение предметов какого-либо рода (напр., инф-ии) на взаимосвязанные классы согласно каким -либо существ. признакам, присущим предметам дан. рода и отличающим их от предметов др. родов. Разновидностями метода классиф-ии явл. типизация, систематизация, предметизация и др., все они играют важную роль в биб. теории и практике. Цитирование - это метод наукометрических исслед-ий, направл. на формир. оценки науч. деят-ти, построение историко-структ. моделей научно-техн. прогресса, выявление перспект. тенденций развития науки, установление значимости публикаций, основанный на анализе б/граф. ссылок в инф. потоках науки. Широки возможности применения метода цитирования и в биб. практике. Так, напр., в процессе комплектования на основе метода цитирования практич. безошибочно можно определить наиболее ценные издания и, следовательно, успешно решить проблему выбора их из мн-ва публикаций на одну и ту же тему. Универс. общенаучн. методом, испо-льзуемым во всех без исключения науках, явл. б/графический. Он заключ. в использ-ии или создании б/граф. источников в процессе науч. исслед-ия. Б/граф. метод лежал и лежит в основе создания практ. всех инф.-поисковых систем древн. и совр. биб.дела. Опрос как частнонаучный качественно-количеств. метод - это сбор первичной инф-ии об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Сов. контент-анализ (анализ содержания) - это сложная и развитая сов-ть ср-в изучения разл. видов человеч. коммуника-ции, ее природы, динамики. Осн. назначение метода - изучение содержания и формы сообщения (устного, письм., электр.), автора сообщения, аудитории, воспринимающей его, рез-ов воздействия содержания на аудиторию. Сущность этого метода можно свести к тому, что в сообщении (сов-ти сообщений, публикаций) выделяют необх. с т.зр. исслед-ия смысловые единицы, кот. называются единицами наблюдения. Тестирование (испытание, проверка, проба) - это метод изучения спос-ти личности или группы лиц решать проблемы или выполнять задания в контролируемых условиях. Довольно эфф-но в биб. теории и практике использ. методы индексов и рядов динамики. Индекс (показатель, список) - это относительный статистич. показатель, хар-щий соотношение во времени или прост-ве разл. объектов и явлений биб. дела. Ряд динамики - это ряд расположен. в хронолог. порядке значений того или иного показателя, изменения кот. отражают ход развития изучаемого явл-ия. Он м.б. представлен в виде абсолютных, относительных, ср. величин в завис. от конкр. условий исслед-ия.

В.2. Научно-вспомогательная библиография в РФ. Основные библиографические центры.

Научно-вспомогательная библиография (НВБ) содействует научной деят-ти спец-ов в соответствии с их проф.потребностями (результаты научной работы). Особое внимание она уделяет знакомству с результатами науч.исследований, внедрением новшеств, передовым опытом производственно-практической деят-и, достижениями смежных отраслей. НВБ тесно связана с отраслями науки и произ-ва, и развивается в соотв-ии с ними. В ее создании активное участие принимают участие сами ученые и специалисты этих отраслей.

Отраслевая библиография организует подготовку б/граф.инф-и по одной отрасли знания и соотв-щей деят-ти. Отрасль м/б широкой (например, химия) и сравнительно узкой (Органическая химия). Функции НВБ: представление общественности результатов науч. деят-и; инф-ое обеспечение спец-в. Потребители: ученые, преподаватели вузов, аспиранты, руководители НИЦ, и вузов. Отражается отечес. и зар. лит. Виды док-в: книги, статьи из науч.журналов и сб. межотраслевого и отраслевого содержания, стандарты, патенты, диссертации, отчеты о НИР и ОКР и другие, неопубл., на нетрадиц. носителя.

Текущие НВБ/граф.пособия – полное оперативное и регулярное информирование о новой литературе.

Институт науч.инф-и по общественным наукам (ИНИОН) РАН(1969г) крупнейший центр науч.инф-и в области соц. и гуманитар.наук. Институт известен своими реферативными, б/граф. и аналитическими изданиями, автоматизированной инф-ой системой по общ.наукам и Фундаментальной библиотекой. ИНИОН выпускает широкий круг б/граф.изданий по разл. направлениям соц.и гуманит.наук. Задачи: подготовка, издание и распространение работ; создание и развитие автоматизированных БД; биб.обслуживание рос. и заруб.пользователей; депонирование науч.рукописей; выполнение заказов на изготовление копий док-в; координация инф-й деят-ти в области соц. и гуманит.наук в целях форми-ия в России единого инф-го пространства. Издания ИНИОН: БУ лит-ы, РЖ и сб., проблемно-тематические сб., дайджесты, альманахи, справочники, пресс-обзоры, научно-информационные журналы и т.д. Б/граф.базы данных ИНИОН по соц. и гуманит.наукам ведутся с 1980г. Общий объем массивов составляет более 2,5 млн. записей. БД ИНИОН доступны в режиме он-лайн (бесплатно) и на компакт-дисках. В них включается аннотированные описания книг, статей из журналов и сборников на 140 языках мира, поступивших в библиотеку ИНИОН. Описания снабжены ссылками на полные тексты источников из электронного хранилища ИНИОН и из электронных издательств. Библиографические журналы / БД: по государству и праву с 1986 г.; литературоведению с 1986г.; истории, археологии, этнологии с 1986г.; философии и социологии с 1981г.; экономике и демографии с 1981г.; языкознанию, науковедению, религиоведению. Ведутся также б/граф. БД, отражающие депонированные рукописи и редкую книгу. В каждом номере авторский, предметный указатель, указатель использованных источников (расписаны журналы и сборники). Реферативные журналы ИНИОН: Социальные и гуманитарные науки отечественная и зарубежная литература, Экономика; Философия и гуманитарные науки; Государство и право; История; Языкознание; Литературоведение; Науковедение; Востоковедение и африканистика и т.д.(предметные указатели). Выходят проблемно-тематические сборники: «Экономические и социальные проблемы России», «Актуальные проблемы Европы» и т.д. Дайджест - «Культурология XX века». Информационно-аналитические журналы и бюллетени «Россия и мусульманский мир» (на русском и английском языках), «Россия и современный мир», «НАТО: факты и комментарии). Пресс-обзоры: «Разноголосица».

ВИНИТИ Всероссийский институт науч.и тех. инф-и Мин. науки России и Рос. Ак.наук крупнейший инф-й центр, обеспечивающий с 1952 г. Рос. и мировое сообщество научно-технической инф-ей по проблемам точных, естест.и технических наук. ВИНИТИ — головная организация ГСНТИ России. Совершенствование существующих и создание новых инф-х продуктов и услуг. Издает: РЖ; БД по науке и технике; обзорная и сигнальная инф-я; экспресс-информация; БУк-ли; монографии по теории и практике в области инф-й деят-и; научно-тех. сборники по научно-информационной деят-и. Все выпуски РЖ издаются ежемесячно, кроме химии и химической технологии (2 в месяц), указатели (авторский, предметный, патентный, указатели источников и специализированные указатели). Рефераты расположены согласно Рубрикатору ВИНИТИ, имеют порядковые номера. Электронный аналог РЖ.

Бюллетени сигнальной инф-и (СИ 1996), тематическая серия под общим названием «Содержание рос. Науч.журналов», в печатной и электронной формах. В каждом выпуске помещаются заголовки всех статей по соответствующей тематике, опубликованные в рос. журналах и указанные в их содержании. Названия статей размещены под соответствующими названиями журналов в том же порядке, в каком они помещены в списке содержания журналов. Указатели: авторский, предметный (ключевые слова, заглавия), организации - места работы авторов. 7 и 12 номера серии снабжены сводными указателями. Электронная версия Бюллетеня.

Экспресс-информация ВИНИТИ – периодич.издание, отражающее расширенные рефераты наиболее интересных научно-тех. док-в, изданных в России и за рубежом, издаются 10 тематических выпусков. БУ «Депонированные научные работы». Обзорная информация выпускается с 1962г. «Итоги науки и техники». С 1993г.«Современная математика и ее приложения. Тематические обзоры».

Инф-ый центр по культуре и искусству (Информкультура; 1972г.) при РГБ вып.8 серий «реферативно-б/граф.» указателя по общим вопросам культуры и видам искусства: культура и культурология; социокуль-турная деят-ть в сфере досуга; биб. дело и библиография; музейное дело и охрана памятников; изо. иск-во; музыка; зрелищное искусство; эстетическое воспитание. Выходят в печатном варианте и на СД-РОМах. Представлена в Интернете. Выпускает дайджесты «Библиотека в эпоху перемен», «Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения», «Материальные базы в сфере культуры», «Панорама культурной жизни» - 3 выпуска: по РФ; по странам Балтии; по зар. странам.

«Региональная культура» для отделов культуры. Региональные библиографические организации универсальные научные биб-ки в республиках, краях, областях. Они обрабатывают краеведческую лит-у и выпускают соответствующие указатели. ГПНТБ СО РАН выпускает текущие и продолжающиеся БУ о природных ресурсах геологии, истории, культуре, книжном деле Сибири и Дальнего Востока. Ведущая роль б/граф. деят-и играет текущее информирование ученых и специалистов о вновь появившихся документальных источниках науч., производственной и тех. инф-и. Три осн.уровня текущего научно-вспомогательного информирования. Первый уровень составляют сигнальные издания, предназначенные для оперативного оповещения потребителей обо всех новых публикациях по интересующих их отраслям, проблемам или предметам (текущие БУ, копирование и рассылки оглавлений очередных номеров журналов, поступивших в фонды науч.биб-к и органов инф-и). Второй уровень системы текущего б/графического информирования -реферативные издания: РЖ и экспресс-информация. Разница между ними заключается в количестве реферируемой лит-ы и глубине раскрытия содержания. РЖ более полно охватывает поток отеч. и зар.публикаций. В экспресс-информации публикуются расширенные рефераты, глубже освещающие совр. достижения науки и техники, но число реферируемых источников невелико. Третий уровень – инф-ые издания обзорного типа. В них обощаются и систематизируются сведения о достижениях, основных направлениях и тенденциях развития во всех отраслях науки и техники как по материалам, опубликованным в РЖ за 1-3 года, так и по другим док-ам, накапливаемым в фондах биб-к и органов инф-и.

В.3. Моделирование и комплектование биб.фондов. Модель - образец, норма, схема, стр-ра, знаковая систе- ма фрагмента действительности.Модель служит для хранения и расширения знания об оригинале для преоб-разования или управления им. Моделирование БФ -создание образа фонда, 1этап его форми-ия. Моделиро-вание БФ - воспроизведение или установление с помощью моделей свойств и параметров БФ с целью их исследования и последующей оптимизации. Различают модели двух осн. классов: 1)реальная или модель-копия - воспроизводит параметры реально существующего фонда (напр., сист.каталог, используемый не только для ориентации в составе фонда, но и для его изучения) 2)идеальная или модель-проспект – прогно-зирует будущее состояние фонда, в ней отражаются желаемые кач-ые и колич-ые параметры (создание тематико-типологического плана комплектования).Тематико-типологический план (ТТП) явл-ся структурной моделью фонда, может отражать перспективы развития отдельной Б. или сети биб-ек.!Про- филь фонда -это параметры того, что есть.!План К – это то, к чему мы будем стремиться. Они д.б. совме- щены. Этапы моделирования: 1.Изучение /Маркетинговые исслед-ия как предварительный этап

1) Изучение макросреды: - специфика учреждения или района- реального и потенциального контингента польз-ей, их потребностей и запросов 2) Изучение рынка док-ов, изд. деят-ти в районе, анализ ресурсной возможности 3) Изучение локального инф-го рынка, т.е. фондов биб-ек, существующих в данной системе

4) Изучение макросреды, т.е.состава, величины, стр-ры, кач-ва существующего фонда. 2. Создание модели

1)Создание пояснительной записки (по анализам 1 этапа) 2)Разработка тематич. стр-ры, т.е. как будем отражать тематику – по гот. тематич. рубрикаторам (б/граф.списки). В основу темат.рубрик положен инф-поиск. язык (ББК, УДК, ГРНТИ) 3. Типологические видовые параметры, их выбор. Зависит от библ-ки, что ей надо (научная, учебная) 4. Расчет различных параметров5.Текущая актуализация – корректировать в соответствии с меняющимися моделями и спросами для постоянной доработки модели фонда. По мере накоплений текущих изменений возникает необходимость пересмотрения модели. Основные типы моделей: 1.О писательная (созд. небольшие библ-ки) 2.Математическая (колич-ая) – предполагает расчет осн. показателей фонда относительных нормативных показателей 3.Тематико-типологичес- кая (структурная)4.Библиографическая. Описательная модель явл.основой для последующих моделей и управления фондом в целом. Она явл.своеобразным паспортом биб-и, в ней в словесной форме определяются задачи биб-и и ее миссия. Указывается специализация фондов биб-и, характеризуются

структурные подразделения биб-и, определяются виды и типы изд-ий и экземплярность приобретаемых док-ов. Математическая (колич-ая) модель – использование неких расчетов. 1 параметр – книгообес- печенность, большое значение имеют нормат.показатели. Сущ-ют показатели книгообеспеченности, кот. реком. Межд. библ. ассоц. ИФЛА - реком. высокие темпы обновляемости. 2 параметр – коэф. охвата насе ления.!Нормативного показателя нет. Следует учитывать след. региональные хар-ки:- этнический состав населения, требует дополн. набор К.- миграция населения влияет на нестабильность читат. контингента (на Севере, мал. городах)- гендерный состав населения (напр., женщины- активные чит-и)- особые климати-ческие условия, рельеф местности- плотность населения- отдаленность от крупн. гор. поселений.

3 параметр. Некоторые параметры рекомендует «Мод. стандарт деят. ПБ» РБА:- фонд спр. и библ. изд. (не менее 10% от общего объема)- объем Ф период. изд. (10 изд. на 1000 жителей, но не менее 150 назва- ний)- фонд звукозаписи и видео (не менее 10 ед. на 1000 жителей)- для библ. учебн. заведений (фонд формир. на основе нормативов книгообеспеченности) – для фонда учебн. изд. – 0,5-1 на уч., доп. литер. – 0,1-0,2 тома на уч.- формирование подфондов (при отсутствии дет. Б. в р-не, в ПБ фонд дет. лит. должен сост. не менее 30-50% от общего объема Ф)- для этнических зон (на 500 жителей – не менее 100 т. на нац. яз) и т.д. 4 параметр: - книговыдача; - коэф. соответствия – д.б. не менее 0,7%, но не больше 1,3%. 5 пара метр – показатель обновляемости Ф. Б/граф. модель фонда представляет собой желательный состав по содерж-ю и включает перечень необходимых док-в. Реализуется эта модель в типовых рекомендательных каталогах. Для вузовской биб-и реальной б/граф.моделью фонда является система каталогов и картотек, которые ведутся в биб-е. Именно они отражают в разл. аспектах содержание фонда. Структурная (тематико-типологическая) модель - воспроизводит в упрощенном виде структуру по типам и видам док-в и их экземплярность в рамках определенной темы. М.Б. в табличной, карточной, электронной, любой другой удобной форме. Этапы создания ТТМ: 1 -Изучение макросреды, 2 – Изучение рынка док-ов

3 -Изучение микросреды, 4- Создание пояснительной записки5- Разработка тематич. стр-ры – выбираем какой ИПЯ будем использ. для рубрикатора (напр., ББК) 6- Выбор типологического параметра 7 -Расчет экземплярности 8- решаем, какие еще параметры заложим в модель.В трад. виде тематико-тематический план К. (ТТПК) представляет собой картотеку или список:1)на каждой карточке указ-ся предм. рубрика

2)индексы ИПЯ иерархического типа 3)коды типов изд-ний (официальные, научные изд-ия и т.д.)

4)коды структ. подразделений б-ки. При моделировании прежде всего учитываются следующие пара -метры: - тематический диапазон БФ; - типологический аспект фонда: перечень тех типов изданий, которые собираются в фонде); - языковый диапазон комплектования; - географический или краеведческий диапазон: - хронологическая глубина фонда; - потребительская ориентация фонда, которая предполагает выявление основных групп польз-ей биб-ки.

! Исходным продуктом моделирования явл-ся инф-ция о состоянии и перспективах развития БФ, а конечным рез-ом – комплекс моделей, всесторонне отражающих желаемое состояние док. Ф. Комплектование БФ – создание и постоянное обновление БФ док-ми, отвечающими задачам Б. и интересам польз-ей. Этот процесс двусторонний, он включает в себя пополнение Ф новыми док-ми на основе первичного отбора и исключение док-ов на основе вторичного отбора. Цель К – формир. Ф на основе его модели. Виды комплектования: 1) Текущее К – комплектование новыми изд-ми, требует обеспечения инф-ей о новом документопотоке, из кот. Б. осущ-ет первичный отбор.2) Ретроспективное К – докомплектование изд-ми за прошлые годы. 3)Рекомплектование – исключение изд-й из Ф; сложный процесс, требующий инф-ии о качестве Ф на основе изучения его использ-ия. Этапы процесса комплектования: 1 Анализ внешнего документопотока. 2 Первичный отбор. 3Заказ док-ов.4Поступление и прием док-ов. 1. Инф-ое обеспечение комплектования БФ. В России есть несколько систем: 1 – «Буксинпринт» («книги в печать»)- сущ. при РКП, выпускают каталог с инф-ей от изд-ств о том, что они выпустили в свет в текущем году, о крупных книготорговых фирмах. 2 – проект «Комплектование.ру» (ведет Либнет), сущ. 3-5 лет.«Либнет» - источник покупки описания на книги (РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН). 3 Проект по созданию единого реес- тра названий рос. изд-ств. Создатель – Рос. книжный союз и РКП. 4 1)Крупные торговые фирмы. Проект «Пушкинская Б.» (документопоток разный для всех видов Б).2) Крупные Интернет-магазины – первый «Озон.ру» 3) Инф-ция о документопотоке ч/з сайты изд-ств 4)Осколки старых торговых фирм - «Бибком» - издают каталоги названий (уч., спр., научн. лит.) – пытаются обеспечить инф-ей библ. вузов.!Биб-ам выгодны крупные оптовые фирмы – широкий ассортимент, скидки для постоянных покупателей. 5 Один из источников сегодня: - газета «Книжное обозрение» (РКП). 2. Первичный отбор – процесс выявления, оценки и отчуждения от док.потока профильных (соответствующих модели БФ) док. для включения их в фонд Б. 1 этап – поиск и выявление профильных док. – в док. потоке отмечаются все док. по модели Ф.

2 этап-всесторонний анализ выявленных док, проводится набор нужных фонду и отсев ненужных док.

3. Источники документоснабжения библ-ек. Документоснабжение — это обеспечение биб-ек необх. мат-лом из различных источников комплектования. Критерии: - оперативность – непрерывность, последователь-ность - полнота, удовлетвор. запросов. Осн. источники документоснабжения: изд-ва, фирмы книга-почтой, бибколлекторы, книгообмен, сеть Интернет, книжные магазины, мегапроект «Пушкинская б-ка», местные КТФ, общества «Книголюб. Система обязательного экземпляра. В стране сущ. 2 вида:- федеральный ОЭ;- местный ОЭ. 4. Учет – упорядоченная система по организации методов, способов регистрации док-ов различной категории, дифференцированных (распределенных) в соответствии с их статусом. Учет фонда отражает:динамику развития фонда: его состав, стр-ру, темпы обновления;• величину всего БФ, • местонахождение каждого док-та. Особенность учета заключается в регистрации каждого док-а в отдельности и подсчете общего их кол-ва. Объектами учета БФ явл-ся док-ы независимо от их вида и материальной основы. Осн. ф-ции учета: инф-ная, управленческая, контрольная. Сущ. 2 способа учета: 1)суммарный регистрация в учетной форме поступивших партий с целью контроля за изменением кол-ва Ф – книга суммарного учета. 2)индивидуальный – регистрация в учетной форме каждого экз. док-та поступающего (выбывающего) в/из фонда Б. Метрополка – учет для ед. хранения. БУ требует оценки всех поступающих в Ф изд-ий. ГПНТБ вынуждены оценивать весь поток. Переоценка БФ – осущ-ся только по распоряжению администрации и бухгалтерии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: