Подготовка библиотечных специалистов

Профессия - это осн. род занятий, трудовой деят-ти, требующий определенной подготовки, знаний и умений.

Подготовка кадров - это обучение, в процессе кот. сотрудники приобретают профессию.

Переподготовка кадров - это обучение тех, кто нуждается в проф. соверш-ии, а также овладении новыми спец-ми.

Содержанием биб. профессии явл. выполнение комплекса разнообр. библ.-б/граф. процессов. Ее осн. особен-ностью явл. многофункциональность. Имея своим осн. содержанием общение с читателями, биб. деят-ть включат и многообразные технолог. процессы и операции, связанные с работой с документным фондом Б., с ее инф.-поисковыми системами и т. п.

Профессия библ-ря требует непрер. и системат. повышения знаний, расширения умений и навыков. В основе обеспечения б-ек проф. биб. кадрами лежит система непрер. биб. образования как целенаправл. процесса подготовки, повыш. квалиф. и переподготовки библ-рей.

Осн. компоненты системы непрерывного образования:

- Среднее спец. биб.-инф.образование - средние спец. учебн. заведения (биб. техникумы, колледжи культуры и искусств) – присваивается квалификация «библиотекарь».

- Высшее спец. биб.-инф. образование - высшие учебн. заведения (академии, ун-ты, инс-ты культуры и иск-тв; биб. отделения гос. унив-ов) – присваивается квалификация «библиотекарь-библиограф».

- Аспирантура – гл. форма подготовки научно-педагогич. кадров (гос. академии и ун-ты культуры и иск-ва)

- Последипломное образование – учебн. заведения по подготовке и переподготовке библ-рей (институты, факультеты, центры повышения квалификации)

Сведения об учебн. заведениях, осуществляющих подготовку в области биб.-инф. деят-ти, можно получить в БД «Учреждения биб. образования» (средн. специальн., высш. учебн. заведения, учреждения поствузовского образования, в т. ч. аспирантуры).

В системе непрер. биб. образования важное место занимает повыш. квалификации и переподготовка, т. е. доп. проф. образование. Система доп. образования - важный инструмент превращения библ-ря-специалиста в библ-ря- практика. Повышение квалификации имеет цель расширение и углубление проф. знаний библ-ря в соотв. с занимаемой им должностью и функцион. обязанностями. Переподготовка преследует цель освоения новых проф. знаний при переходе на др. должность, на др. участок биб. работы, в связи с внедрением новых автоматиз. биб. технологий и т. д. Повыш. квалиф. и переподготовка библ-рей явл. важными звеньями метод. работы в коллективе Б. и метод. помощи б-кам и включает ряд направлений: учебн. заведения по подготовке и переподготовке библ-рей (центры ПК); формы ПК, используемые в системе метод. обеспечения биб. деят-ти (семинары, деловые игры, стажировки, практикумы и т. п.); проф. самообразование библ-рей.

Дистанционное образование. Распространение Инт-нета открыло принципиально новые возможности для внедрения дистанц. обучения. Оно стало одной из эффект. форм подготовки ч/з Инт-ет, позволяющ. использ. такие неоспоримые преимущества сети, как широта охвата аудитории, оперативность обновления мат-ла, высокая степень удобства для польз-ля. Подобная форма обеспечивает возможность осущ-ть подготовку слушателей независимо от местонахождения, обучение осущ-ся в удобном для студента время, месте и удоб-ном темпе. Дистанц. обучение есть учеба по индивид. плану в соотв. с потребностями обучаемого. Цель - получение знаний, необх. обучающемуся в процесс его деят-ти, дает возможность непрер. образования на протяжении всего периода активной деят-ти. Технология обучения - это совок-ть методов, форм и средств взаим-ия с человеком в процессе сам-но контролируемого им освоения опред. массива знаний с предостав-лением ему в нужный момент консультаций препод-ей. Важное место в обучении занимают электр. учебники и учебн. пособия. При их создании применяются новейшие способы передачи инф-ии: технологии мульти-медиа, гипертекстовые технологии, виртуальная реальность. Развитие инф. технологий и использ. комп. сетей связи в биб.-б/граф. деят-ти повлияло и на систему ПК библ-рей, вызвав к жизни новые формы ее орг-ции, прежде всего телеконференции. Телеконференции - один из сервисов Интернета, позволяющий органи-зовать обмен научно-техн. инф-цией м/у польз-ми, в т.ч. в групп. дискуссиях. Они делятся на два типа: интерактивные, т. е. идущие в режиме онлайн, и организованные в режиме обмена текстами и файлами, содержащими другие типы инф-ии, переведенной в цифровую форму на основе электр. почты. Многие теле-конференции распростр. в режиме «листа рассылки». Такие конф. явл. закрытыми, участвовать в них могут только те абоненты электр. почты, адреса кот. внесены в спец. программу, автоматически рассылающую корреспонденцию.

В последние годы у библ-рей России появились возможности повыш. квалиф. в зар. библ-ах и учебн. заведе-ниях подготовки и переподготовки биб. кадров путем получения фантов, то есть финансовой помощи, предоставляемой на безвозвратной основе.

ибл-ей - сохранение достигнутого в общ-ве положения и дальнейшее продвижение по службе.

Сегодня положение с кадрами российских б-ек можно оценить как критическое. Низкий уровень оплаты труда, нежелание гос-ва рассматривать Б. как инструмент образования и культуризации приводит к падению престижа профессии, огромному количеству вакансий в биб. учр-ях, старению кадров, текучке, отсутствию резерва на выдвижение. В вузах и лицеях с каждым годом набор на биб. спец-ть заметно уменьшается. Последствия такой политики нетрудно предугадать: вымывание проф. кадров приведет к снижению кач-ва обслуживания, что, в свою очередь, отторгнет читателей, отток читателей приведет к падению образоват. и культ. уровня населения. Назрела необх-ть и разработки Фед. комплексной программы. В рамках этой прог-раммы необходимо решить вопрос о разработке новых квалифик. требований к библ-ям различных тарифных разрядов. Нужно организован-но отстаивать свои интересы в вопросах повыш. заработной платы, пересмотра отношения гос-ва к культуре в целом и к б-ам в частности. Проф. образованию библ-ей во всем мире уделя-ется едва ли не первоочередное внимание. Вопрос этот рассматривается как один из приоритетных междун. орг-цией ИФЛА. Федерация предлагает многочисленные программы, охватывающие все образов. процессы - от учебн. программ по библ-ию и информатике до различн. мероприятий в рамках доп. проф. образования. В России непрер. образование библ-ей стало в последние время, пожалуй, самой востребованной темой. Практически не проходит ни одной конференции, чтобы этот вопрос не был затронут. Секция биб. про-фессии, кадров и непрер. образования РБА регулярно проводит «Сибирские семинары по биб. непрер. образованию», кот. и по составу участников, и по тематич. разнообразию имеют всерос. значение. Обсуждаются насущные проблемы и на ежегодных конференциях РБА. Действуют Секции по различным напр-ям (напр., «Молодые в биб. деле».). Отсюда вытекают проблемы, кот. предстоит решать с участием широкой биб. общественности. Первое - это проблемы проф. подготовки кадров, а именно: стандартизация образования и его содержания.

1 сентября 2008 г. – новый этап развития образования в области БИД.На XIII Конгрессе РБА принята к исполнению Концепция Фед. гос. образоват. стандарта высшего профес. образования по направл-ию «Библ.-инф. деят-ть», которым предусмотрен переход на двухуровневую систему высш. биб. образова-ния: бакалавриат и магистратура (присваиваются квалификации: «бакалавр БИД» и «магистр БИД, препода-ватель». В концепции прописаны область, объекты, виды и задачи проф. деят-ти выпускников.

Сибирский региональный биб. центр непрер. образования – создан в ГПНТБ СО РАН в 1998 г. в структуре отдела научно-исследовательской и методической работы для:

- консолидации усилий биб.-инф. учреждений сибирско-дальневосточного региона России в развитии инф., научного и кадрового потенциала;

- поддержки и координации их действий;

- обеспечения непрерывности образования;

- повышения профес., общеобразоват. и культурного уровня спец-ов;

- оказания помощи орг-циям образоват-ми услугами, необходимыми учебно-метод. и научн. разработками, программами;

- содействия сокращению расходов б-ек на обучение персонала;

- облегчения доступа к мир. комплексу знаний и инф-ии в области библ.-инф. дела.

Основные направления деят-ти центра:

- обучающие семинары–стажировки по заявкам б-ек региона.

- курс лекций и практич. занятий - предназначен для сотрудников научных б-ек.

- высшие биб. курсы - форма обучения спец-тов с высшим непроф. образованием (аналогичные курсы в России имеются в РГБ, РНБ, Томской областной научной б-ке)

Другие направления образовательной деятельности центра:

- Инф.-методическое обеспечение деят-ти

- ЭБ по проблемам библ-ия, б/графоведения, книговедения и информатики

- Б/графические БД (с 1992 г.) «Труды сотрудников ГПНТБ СО РАН», «Статьи по библ-ию, б/графове-дению, книговедению и информатике»

- Фактографические БД «Лектор» «Учреждения биб. образования» «Статистика»

- Формирование полнотекстовой БД «Учебники по библ-ию, б/графоведению…» (с 1999 г.)

- Создание навигатора по виртуальным ресурсам Интернета

- Разработка электр. УМК (с 2004 г.) «Высшие биб. курсы», «Обучающие семинары».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: