Б.19. В.1. Национальные библиотеки. Их особенности

Национальная б-ка - это гл. универс. или специализир. б-ка гос-ва или республики в составе Федерации, обеспечивающая потребности гос-ва или республики в нац. и мир. док-ах. Возникновение и развитие НБ обусловлены образованием нац. государств, это одна из форм удовлетворения потребности нации в консолидации дости­жений отечественной культуры.

Соц. назначе­ние НБ - их деят-ть подчинена интересам гос-ва в целом, они финансируются гос-ом, их ответ-ть не ограни­чивается каким-либо регионом.

Функции НБ: Основные (типологические) ф-ции:

1) Формир. фонда отечеств. док-ов – осущ-ся совместными усилиями кр. б-ек и инф. учр. страны – совокупный нац. фонд отеч. док-ов. Также комплектование произв-ий (оригиналов и переводов) отеч. авто­ров и выехавших из страны, чьи работы изданы за рубежом, а также работ иностр. авторов о данной стране – в сотрудничестве с зар. б-ми, органами инф-ии путем участия в межд. книгообмене. Полный б/граф. учет док-ов с общегос. по территории и уни­верс. по тематике, видам и языкам охватом (нац. б/гра­фия, нац. сводный каталог отеч. и ино­стр. док-ов; в РФ текущий гос. б/граф. учет ведет РКП);

2) Создание источников б/­граф. инф-ии и б/граф. обслужива­ния - реализуется на основе фондов и спр.о аппара­та РГБ: орг-ция ин­формативного обеспечения ученых, спец-ов; использ. форм научно-инф. дея­-ти (подготовка и распр-ие обзорно-аналитич. инф-ии, создание и эксплуатация отрасле­вой автоматиз. инф.-поисковой си­стемы).

3) Обслуживание читателей, кот. строится на принципах общедоступности и приоритетности.

4)Участие в развитии биб. дела страны: централизация биб. процессов (каталогизация, систематизация, книгообмен, депо­зитарное хранение, МБА), координация деят-ти б-ек, метод. работа (разработка, внедрение и совер­ш-ие осн. метод. принципов деят-ти б-ек страны; стандартизация в облас­ти биб. дела и б/графии), повышение квалификации кадров биб. работников.

Дополнительные ф-ции: формир. фонда неопубл. док-ов (рукописей, отеч. диссерта­ций, мат-лы по культуре и искусству (депонированные рукописи, отчеты по НИР и др.) и др.

Виды НБ. В РФ функционируют две НБ общегос. значения: РГБ в Москве и РНБ в С.Петерб.

Российская гос. библиотека (РГБ) – национ. федеральная б-ка, крупнейшая в Европе, вторая в мире после Б-ки Когресса США. Это научн. центр в области библ-ия, б/графоведения и книговедения. По ее инициативе создана и успешно работает Биб. ассамблея Евразии, благодаря кот. осущ-ся обмен инф-ей с др. б-ми стран СНГ. Поддерживает связи с б-ми разных стран и междун. проф. орг-ями: ИФЛА, ЮНЕСКО. Как центр. отрасл. орган Росинформкультуры Б. осущ-ет все виды инф. деят-ти.

Российская национальная б-ка (РНБ) – старейшая гос. универс. Б. страны, одно из крупнейших в мире инф.-б/графич. учреждений, рос. центр науч.-исслед. и науч.-метод. работы в области библ-ия, б/графии и книговедения. Осн. в 1795 Екатериной II как Имп. Публ. б-ка и нац. книго-хранилище. Явл. членом межд. проф. сообщества. Осн. проблемы, кот. решает сегодня Б.: разработка стратегии развития в 21 в.; стратегия отд. направлений деят-ти; развитие проектной деят-ти; обновление политики формир-ия биб. фондов; реализация Нац. программы сохранности биб. фонда; участие в формир. и реализации гос. биб. политики в РФ. Проекты: RUSMARC, Центр Либнет, Арбикон.

В РФ к спе­циализированным НБ м.б. отнесены: Государственная публичная научно-техническая библиотека Рос­сии (ГПНТБ), Государственные центральные научно-медицинская (ГЦНМБ), Научно-сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ).

По территор. разде­лению ответ-ти региональную разновидность НБ в РФ представляет республиканская б-ка, деят-ть кот. подчинена соц., культ. и полит. задачам конкр. республики в составе РФ. Статус НБ выражается в уси­лении их роли как наиболее полного хранилища нац. печати и лит-ры о республике, активизации работы по созданию б/графии нац. печати, превращении, с учетом местных условий, в центр текущей нац. б/графии, а также в становлении их как метод. цент­ров по работе б-ек с нац. лит-ой и в по­мощь изучению нац. языка.

В.2. Методологические основы менеджмента. Менеджмент - рук-во, упр-ие, орг-ция (созда- ние стр-ры). Имеет 6 функций: планирование, орг-ция, мотивация, коммуникации, про-цессы принятия решений и контроль. Взаимосвязь этих ф-ий определяется тем, что, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в упр-ии. Общими основами методологии менедж-та явл. диалектический подход, позволяющий рассматр. управленч. проблемы в их постоян. взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкрет-ности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. Конкретными основами методо-логии менедж-а явл.:- экономические науки: эконом.теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бух.учет, маркетинг, эконом. статистика, мировая экономика и др.;- системный подход, явл. методо-логией общей теории систем, базируется на понятии «система», под которой понимается сов-ть связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения опред-ой цели; - кибернетический подход, явл-ся методологией общей теории управ-ия (кибернетики) и представляющий собой исслед-ие системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управ ления как процессов сбора, передачи и преобразования инф-ии об объекте управления и внеш.среде, выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления; - ситуационный подход. Центральным моментом явл. ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на орг-цию; - исследование операций – этометодология применения математ. колич-ых методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеч. деят-ти. Оптимальным решением согласно исслед-ию операций явл. такой набор значений переменных, при кот. достигается оптимальное (макс. или мин.) значение критерия эффек-ти операции и соблюдаются заданные ограничения. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление можно определить как умственный и физич. процесс, кот. приводит к тому, что подчинённые выполняют предписанные им офиц-ые поручения и решают опре делённые задачи. Руководство - это направляющая, регулирующая деят-ть руководителей, органа управления. Руководство включает следующие методы и аспекты: мотивацию, разрешение конфликтов, соц. контроль, использование власти и т.д. Администрирование - специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого явл. непосредственное рук-во действиями и поведением людей в процессе их труд. деят-ти. Менедж. как управление организациями. Менеджмент - это деят-ть, но эта деят-ть обязательно включена в качестве составляющей в деят-ть организации в целом. Можно сгруппировать все виды управленч. деят-ти в 4 осн.функции управления: 1.планирование; 2.функция орг-ции, посредством кот. происходит распределение задач м/у отдельными подразд-ми и работниками и установление взаимосвязей м/у ними; 3.руководство; 4.контроль. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание составляю-щих: стр-ра, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осущ-ет управление функциональными процессами, протекающими в организации. Искусство менедж-та заключ. в том, чтобы при изменении внеш.факторов получить запланированный результат. Менеджер - это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов. К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, прежде всего, это проф-ные и личностные кач-ва. К проф. кач-ам мен-ра относят те, которые характеризуют любого грамотного спец-та. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. Под сти- лем управления понимается система методов, приёмов и форм деят-ти всех управленч.работников в свя- зи с осуществлением их ф-ций. Существует 3стиля упр-ия: 1. Авторитарный (автократический) стиль. Природа стиля: сосредоточение всей власти и ответственности в руках рук-ля, который единолично решает все вопросы, приказывает, распоряжа-ется, командует. Боится квалифици-ых работников, диктуется настроением. 2. Демократический стиль.Природа стиля: делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера, перед принятием решений советуется с подчинёнными, предлагает, просит. Подбирает деловых, грамотных работников. 3. Либеральный (пассивный) стиль. Природа стиля: снятие лидером с себя ответств-ти и отречение от власти в пользу группы. Предоставляет возможность самоуправления в желаемом для группы режиме, просит, упрашивает. Подбором кадров не занимается, мягок, покла дист. Упр-ие представляет собой специфич. вид труд.деят-ти. Для того, чтобы организация могла добиться своих целей, eё задачи д.б. скоординированы. Развитие системы упр-ия хоз. жизнью в России 17 в. положило начало новому периоду, кот. характеризуется фактическим слиянием областей, земель и княжеств в единое целое. В Рос. появляются крупные промыш. предп-ия – мануфактуры. Были построены металлургические и металлообрабат-ие заводы в Туле и Кашире. Появились стекольные, кожевенные заводы, предприятия по производству бумаги. Завершение формир. в Рос. абсолютистской царской власти связано с реформами Петра I. Осн. направлениями эконом. преобразова-ний были следующие: – развитие крупной промыш-ти и гос. поддержка ремесленных произ-тв;– содействие разви- тию сель.хоз-ва;– укрепление фин. системы;– активизация развития внеш. и внутр. торговли.

И.Т. Посошков– выдающийся рус.уч-ый, к оригинальным идеям его относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевает богатство гос-ва (казны) и народа, а под вторым – эффективное упр-ие страной и наличие справедливых законов. М.В. Ломоносов – выдающийся рос.уч-ый. Характерной чертой его науч. деят-ти было то, что всеми своими открытиям и проектам во всех сферах обществ. произ-ва он давал обстоятельное науч.обоснование, оценивая их с т. зр. снижения издержек произ-ва и повышения рентабельности. М.М. Сперанский – выдающийся рус.уч-й и политик, предложил сословно-коллегиальный принцип орг-ции функционирования власти, власть осуще- ствлялась ч/з различные коллегиальные органы, состоящие из выборных представителей сословий, облада ющих собственностью. Н.С. Мордвинов – выдающийся рус.уч-й и политик, ближайший соратник Сперанского М.М. по разработке плана улучшения фин-ой системы Рос.. В 17-18вв. менеджмент выделяется в сам-ый вид деят-ти, в отд. ф-цию, кот. по своему назнач-ю и содерж-ю выполняемых работ принципиально отличается от производств. ф-ции. В этот период началось зарождение професс-го менеджмента. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджме- нта Ф. У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать опред. категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Общие ф-ции управления явл. обязательными для успешной работы любой орг-ции. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное упр-ие" в 1916 г., которая была результатом процесса исслед-ия факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека. Бихевиоризм - изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений. Исслед-ли изучали различные стороны соц. взаим-ия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной стр-ры, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содерж-я работы и качества трудовой жизни.Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости изучения не сознания, а поведения человека, кот. формир. в рез-те взаим-ия стимулов и реакции на них. В своей классической форме бихевиоризм получил наивысшее развитие в 1920-х годах. Основные его понятия и идеи стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека (социология, антропология, педагогика и т.д.), иногда включали все общ-ые науки, а также науку об упр-ии. «Старейшиной современной бихевиористики» применительно к менеджменту считается Честер Барнард, опубликовавший в 1938 г. книгу «Функции администратора». Впоследствии главными фигурами в этой сфере стали А. Маслоу, Ф. Херцберг, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, К. Арджирис. Считается что они якобы «раскусили» мотивацию людей, действу-ющих в условиях крупных организаций. С 1950 г. по наст. время - этап развития поведенческой школы, основоположником которой явл.Честер Барнард. Он проявлял интерес к логическому анализу организацион. стр-ры и применению социологических концепций к упр-ию и изложил эти вопросы в самой книге «Функции руководителя»,выдвинул теорию признания полномочий, согласно которой руководителя наделяют властью люди, кот. хотят, чтобы ими управляли. Достижения школы науки о поведении легли в основу концепции упр-я человеческими ресурсами, осн.содерж-е которой не сводится только к увеличению морального компонента и степени личной удовлетворенности в организации. Цель упр-я на основе человеч. ресурсов организации заключается в совершенствование процесса принятия решений и эфф-ти контроля. «Доктрина «производственной демократии». Суть ее в том, что наемный работник, будучи законным «акционером» предприятия, может и должен играть несравненно большую роль в управлении производством. «Произ- водственная демократия», – пишет американский социолог Найтингейл Д., – это форма соучастия, дающая работникам всех уровней организации право участвовать в решениях, затрагивающих их интересы.»

Школа науки упр-ия дает понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также развивает колич-ые методы для принятия решений в сложн. ситуациях. Осн. представители школы: С. Черчмен – амер.исслед-ль, классифицировал различные направления системных исслед-й в зависимости от характера проблем; Дж. Марч – амер.экономист, С.Герберт – профессор центра соц.систем, занимался психологическими аспектами управления; Дж.Р. Форрестер – профессор инженер-электрик, разработал формальную модель организационной системы промыш. предприятия; Х. Райфа – теоретик в области производительности труда. Математика, стат-ка, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. До Второй мир.войны колич-ые методы использ. в управлении недостаточно широко. Сгруппированные по общим названием «исслед-ие операций», эти методы были разработаны и использованы впервые в военные годы для решения таких проблем, как организация противовоздушной обороны Великобритании, максимизация эфф-ти военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Жизнь современного предприятия немыслима без применения компьют. технологий в области упр-ия, автоматизации документооборота, финн. и матерюучета, инф-ой поддержки осн.дея-ти. Инф.технологии в упр-ии — это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную инф-ию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных ср-в с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта упр-ия.

В.3. Управление библиографической деятельностью - целенаправленное постоянное и эпизодическое воздействие на ее организацию и протекание в целях обеспечения функц-ия б/граф.службы биб-ек, решения конкр. задач б/граф.службы и сохранения ее целостности. Оно осущ-ся на 3 уровнях: 1)страны: Секция б/графии РБА. 2) ЦБС или крупной б-ки, 3) внутри б/граф.подразделения б-ки. Эффективное управление б/граф.работай невозможно без наличия инф-ии о состоянии б/граф.работы и контроль за ее протеканием и выполнением принятых решений. Один из принципов упр-ия: демократический централизм, кот. предпо-лагает сочетание единоначалия и коллегиальности, центрального рук-ва и сам-ти биб-к в решении стоящих задач. Применительно к упр-ию принцип научности упр-ия - требует использ. новейших достижений теории управления, современных тех.средств. Одним из важнейших принципов в условиях рыночной экономики явл. принцип маркетинга. Применительно к б-кам он используется не для получения прибыли, а для удовл-ия инф. потребностей людей. Принципы постоянны и носят обязательный характер. Применяются различные методы упр-ия: моделирование, прогнозирование и планирование, унификация и стандартизация, координация и кооперация, разработка и реализация программ б/граф. деят-ти. Моделирование желанного и предвидимого результата б/граф. деят-ти позволяет свести к минимуму ошибки в планировании и проведении б/граф. работы и организационных мероприятий. Унификация и стандартизация б/граф.инф-ии (БИ) и продуктов б/граф. деят-ти (БД) способствуют росту профессионализма б/граф.среды, совместимости применяемых программ. Унификация означает приведение к единообразию повторяющихся элементов БИ и БД. Стандартизация по существу есть та же унификация. Планирование явл. осн. методом управления. В большом масштабе составляют планы реализации конкретных задач. Точность и реальность планов зависят от предвидения рез-ов работы, знания ресурсов выполнения, умения рассчитать необх. затраты времени. Благодаря координации и кооперации значитель-но вырастают инф. ресурсы б-к. Координация БД представляет собою добровольное систем-ное согласование деят-ти биб-ек и др. инф. учреждений в целях развития б/граф.ресурсов при экономии трудовых и материальных ресурсов и улучшения б/граф. обслуж-я. Эффек-ть упр-ия обеспечивают также совр. методы маркетинга и менеджмента. Они способствуют, возможно более полному удовлетворению инф-но-б/граф.потребностей, расширению круга пользователей б/граф. инф-ии, предоставлению дополнительных платных услуг. б/граф. служба, применяя маркетинговое упр-ие, организует полноценную обратную связь от пользователей ее услуг, чутко реагирует на меняющиеся инф-ые потребности. План б/граф. работы явл. составной частью общего плана работы биб-ки. Составляют общие и индивид. планы работы на год и др. сроки, а также планы реализации конкр. задач. При планировании виды предстоящей работы рекомендуются разделять на постоянные (ведение постоянных каталогов, картотек, баз данных, текущее б/граф.информир-ие), периодические (составление текущих БП), эпизодических (составление ретроспективных пособий). Библиографирование планируют в количестве и наименованиях отдельных видов БП и письм. тематич.справок. Б/граф. информир-ие планируют в качестве его абонентов и оповещений. Затраты рабочего времени на б/граф. работу планируют в сумме трудочасов. Ср-вом орг-ции и регулирования б/граф.труда служит нормирование осн. технолог. процессов. Типовые «межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках» (1997 г.) содержат 129 норм на процессы б/графирования и б/граф. обслуживания. Пересматривают нормы не чаще, чем раз в пять лет. Отдельные нормы изменяют в связи с коренным изменением технологии, гл. об. автоматизацией б/граф процессов, но системно. Это означает, что конкретные нормы выработки м/б не только увеличены, но и уменьшены – с изменением других норм.Учет б/граф.работы заключается в достаточно полной фиксации первич. данных о всех видах работы и реальных затратах рабочего времени на их выполнение. Формой индивидуального учета работы сотрудников является ведомость месячного учета, в которой фиксируется плановые показатели запланированных на месяц видов работы и (ежедневно) результаты работы в единицах унифицированного измерения и затраты времени на их выполнение. В конце месяца данные суммируются. Помимо сплошного повседневного учета б/граф.работы применяют и выборочный учет. Он используется, как правило, в целях исследования или выявления и решения проблемных ситуаций. Количеств. итоги обычно подводят за те же сроки, на кот. составляются планы - месяц, квартал, полугодие, год. Все подразделения биб-ки, ведут СБО, осущ-ют учет выполненных запросов в соотв. с Инструкцией по учету б/граф. запросов. Итоги выполнения год. плана по всему объему работы подводят в год. отчете. Важными составляющими деят-ти б/граф.службы явл. также два взаимосвязанных направ-ления – метод. и научно-исслед-ая работа. Метод. помощь оказывается сотрудникам др. подразделений б-ки, филиалов ЦБС, работникам б-ек других ведомств, и т.д. Формы метод. помощи м/б самыми разными - от индивид. консультаций и проведения семинаров до орг-ции стажировки сотрудников в б/граф. отделе.

Б.20. В.1. Организация биб.обслуживания в современной биб-ке. Биб. абонемент – форма индивид. или коллективного обслуж-я чит-ей, предусматривающая выдачу произв-й печати и др. док-в для использ. вне биб-и на опред-ый срок. Со 2 пол. 19в. в отделах обслуж-я практич. всех типов биб-к стали открывать аб-ты, которым в ПБ принадлежала глав.роль при обслуж-и польз-ей, поскольку именно на аб-те им предоставлялась возможность брать нужные изд-я на опред-ый правилами биб-ки срок.Суть аб-та - выдача книг чит-ям «на дом» - способствовала появлению такого явления, как задолженность. Свести ее до минимума стараются биб-ри всех б-ек мира. Осн. формы организации аб-та: Общий аб-нт -для небольших б-к, где обслужи-ваются все категории чит-ей. Групп-ой аб-нт – обслуж-ие опред-х чит. групп. Отраслевой аб-нт - пользователям выдаются изд-я по опред. видам или отрасли знаний. Функциональный аб-нт – каждая операция процесса обслуж-я чит-ля выполняется отдельными биб-ями: прием сдаваемых док-в, запись выбранных книг, услуги консу-нта. Комплексный аб-нт – сочетание различных подходов: групп-ой и функц-ный, отраслевой и функц-ный. Все виды организ-и аб-та предполагают открытый доступ к фондам. Аб-нт открытого досту па – чит-ям предоставляется право самостоят-го поиска и выбора необх-ых изд-й, что означает высокую степень уважения и доверие чит-ю. Индивид-ый биб. а б-нт – чит-ль непосредственно получает книгу в б-ке. Коллективный аб-нт - форма биб.обслуж-я коллективов небольших предп-ий, учр-ий и орг-ций. Бригадный аб-нт - форма внестационар. обслуж-ия производ-го участка/бригады. Как форма работы бригадный аб-нт появился в 80-е гг. 20в. в профсоюзных биб-х. Осн.формой учета книг был книжный формуляр, где проставлялись № бригады и дата выдачи книги. Семейный аб-нт предназначен для чит-ей, имеющих в семье детей с целью комплексного биб.обслуж-я всей семьи, пропаганды классич. семейного чтения. На семью заводится один чит. формуляр семейного чтения. МБА как форма межбиб. выдачи / получения изд-й на время была впервые применена в Германии в 1892 г. В Рос. развитие МБА началось с ростом издат. продукции, тогда – в 1 пол. 19в.- возникла необход-ть отказа от исчерпывающего комплек-тования универс-х биб-к. Одновременно с этим налаживались отношения м/у универс-ми и новыми специа-лизир-ми, универс-ми биб-ми, что привело к координации и кооперации их работы. Гл. роль принадлежала ГНБ – она внедрила террит-льно-отраслевой принцип обслуж-я, организовала коллектив. аб-нт для выдачи книг организ-ям, не имеющим своих биб-ек. Развитие науки и техники привело к появлению новых способов передачи инф-и и доставки док-ов по МБА – использовались различ.виды связи (почт-я, телеграфная, телеф-я), транспорта, копир-ых аппаратов и др. Открытый доступ к фондам как форма БО впервые была внедрена в Амер. в конце 19в. В Рос.доступ к фондам был открыт в конце 1950-х гг. в биб-е им. А.С. Пушкина в Москве. В конце 19в. в Рос. появился заочный аб-нт, когда ПБ посылали по почте заказанные книги жителям сел, в которых не было биб-ек. Сегодня применяется редко. В 1996 г. в ИНИОН РАН разработали инф-ую технологию, позволившую обеспечивать инф-е потр-ти польз-ей эл.копиями статей из отеч.и заруб.изд-й –появилась технология эл. доставки док-ов, кот. постепенно освоили многие биб-и Рос. Международ ный межбиб. аб-нт – аб-нт, когда книгами обмениваются биб-ки разных стран. В этом случае их деят-ть регламентируется Сводом правил междунар. межбиб.аб-та ИФЛА. Организация БО в ч/з. Ч/з – специально оборудованное помещение, в котором осущ ествляется наиболее полное БО польз-ей. Чит-и имеют возможность пользоваться всем фондом биб-и. Для чит-ей создаются комфортные условия. БО осущ-ся по единым чит.билетам. Сущ-ют общие и специализированные ч/з. Общий ч/з типичен для небольших б-ек, т.к. в нем происходит обслуживание всех польз-й. Специализированные ч/з – в крупн. б-ах, организуются в зависим-ти от: - категории польз-ей, - отрасли знаний, - вида изд-ий. В связи с развитием инф. тех. стр-ра стационарного БО усложняется: организуются эл. ч/з, интернет-классы, Центры бизнес-инф-и и т.д. Эл. ч/з – помещение, в кот. польз-ли работают с эл.носителями инф-и или в Интернете на биб-ых компь-ах/ личных ноутбуках. Роль новых подразделений биб-ки (медиатеки, артотеки, правовых центров и др.) в БО. Медиатека это общедоступный инф-ый, образ-ый и культ. центр, организуемый в целях непрерыв. образ-я, развития личности на протяжении всей жизни и удовлетворения ее потреб-ей, связанных с самообраз-ем и учебой. Организация медиатеки требует спец.помещения, мебели, оборуд-ия для создания раб.мест. Составные части медиатеки – артотека, диатека, видеотека. Артотека – собрание живописи, графики, скульптуры, фотографии, объектов и иных произв-й, которые предоставляются во времен. польз-ие. Диатека – коллекция слайдов и диафильмов. Видеотека – собрание разл. фильмов на компакт-дисках. Виртуальное (эл) БО. Неформальн. датой открытия ЭБ считается 1971 г., когда возник проект «Гуттенберг». Сотрудник Эллинейского ун-та США М.Хайт ввел в комп. некоторые источники (Декларация независ-ти, Конст-ия США, Библия). Сейчас этот проект включает несколько тысяч произ-ий. Инт-ет появился в 1983 г. Большинство биб-ек и инф-х центров Рос.подключились к Инт-у в 1996 г., одновременно стали создаваться эл.биб-и – это инф. система, включающая упорядо-ченный фонд эл-х док-ов, формируемых в соот-ии с заданными критериями, предназначен-ный для обществ.использ-ия, и комплекс программно-технологич-х ср-в, реализующих ф-ции создания, использ-я и хранения этого фонда. М/б локальной/сетевой. По цел. назнач-ю ЭБ классифицируются: мемориальные, научные, учеб-е, справ-е, просветит-е, бесцелевые. ЭБ предоставили польз-ям новые услуги: - БО в режиме «онлайн» - БО в режиме «офлайн».

В.2. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Организация СБА. Структура и функции. СПА – совок-ть упорядоченных массивов вторич.д-ов, предназ-ых для поиска инф.-тех.инф-и.СБА -совок-ть справ. и б/граф. изд-й, биб.кат-ов и кар-ек, предназ-ных для пропаганды произв-й печати и др. док-в и целенаправл-ого рук-тва чтением. Функция СБА – пропагандистско-педагог-я.Функция СПА – поисковая. Инф.-поисковая система (ИПС) –предназначенная для инф.поиска, совок-ть инф.-поиск. массива, ИПЯ, правил его использ-я, критерий выдачи и тех.ср-тв. Инф.-поиск-ым. массивом явл-ся все сост-ые части СБА, а именно спр. и б/граф. изд-я, биб. ката-и и кар-ки. ИПЯ представлены набором как иерархич. языков (ББК, УДК), так и др-ми ЛЕ, в кот. выступают слова. Правила использ-ия имеются практически ко всем ИПЯ и представлены в схемах, алгоритмах, поиска инф-и в кат-гах, картотеках, БУк-ях и в спр. изд-ях. Тех.ср-ва– представлены каталожными шкафами, книж. пол ками, компь-ми. Ф-ции СПА (СБА): способствовать поиску не только науч.-тех-ой, но и любой инф-и, содержащ. в док-ах. Значение СПА - явл-ся ключом к фонду док-ов, раскрывая его состав и содерж-ие. Орг-ция СБА зависит от наличия таких свойств как системность, пластичность, надежность, доступность и экономичность. Системность означает, что СПА состоит из взаимосвяз. эл-ов, обеспечивая его целостность.

Элементы СБА: СБФ, биб.кат-ги, б/граф. и фактограф.БД, фонд неопубл. БП-ий. Пластичность-способность СБА изменяться в завис-ти от изменения запросов чит-й, их содерж-я, состава запрашив. док-ов, т.о., обес- печивается возможность оператив. поиска и выдачи инф-и. Надежность СБА заключ. в его способности удовлетв.типичные для данной Б. разовые запросы. Доступность СБА – удобство его исполь-ия чит-ми.

Экономичность СБА–оберегает СБА от избыточности содерж-я, чрезмерного роста объема. Тбования к СБА: раскрывает состав и содерж-е Ф.данной Б., обеспечивает дистанц. доступ к фондам других Б., к мир. ИР. Своевременное пополнение фонда Б. предполагает оперативное отраж-е новых поступлений в СБА.

Справ-но б/граф.фонд. СБФ – сос-ая часть СБА, образуемая совокупностью выделенных из общего фонда Б нормат-х, справ-х и б/граф. изд-й. Задача СБФ- поддерживать оптим-ый уровень соответствия операт-ой части СБФ инф.потребностям чит-ей; регулярно очищать активную часть СБФ от устаревших и не пользую ихся спросом мат-ов, передавая их в осн.хранилище.Состав СБФ зависит от типологич. особенностей Б., соответствует профилю комплектования фонда Б. и информ.потреб. чит-ей. Группы док-ов, входящих с СБФ: 1.Основополагающие д-ты, к ним нередко приходится обращаться при удовлетворении чит.запросов и для внутренней работы (Констит уция РФ, законодат.акты, указы през-та Рос., и др). 2.Справ-ые изд-я: Универсальные энц-ии,Отраслевые энц-ии, Справочники,Словари, Справ.изд-я Интернет («Энц. Кирилла и Мефодия»). 3.Б/граф.мат-лы различного цел. и чит. назнач.Осн. б/граф.источники.Гос. б/граф. УК-ли. Гос. указ. Изд-й: - УК-ли РКП: «Книжная летопись», ретроспективный ежегодник «Книги РФ», «Лет-сь авторе- фератов и диссертаций», «Л. перид. и продолж. изд.», «Л. журн. статей», «Л. газ. статей», «Л. рецензий»; УК-ли Парламентской Б: «Об офиц. док. фед. орг. власти», Гос. указ. мат-ов, опубликованных в изд-ях. Б/граф.ук-ли спец. видов научно-тех. лит-ры и док-ции.Патентная док-ция. Система кат-ов биб-ки. Биб. ат-ог – совок-ть расположен. по опред-ым правилам б/граф. записей на док-ты, раскрывающая состав и содерж-е фонда Б. Типология биб. кат-ов:1.По хар-ру отражаемых поисковых признаков:1)кат-ги, отраж-щие формальные признаки; 2)кат-ги, отраж-щие содержательные признаки. К1 группе относятся: Алф.К – БЗ располагаются в алф. порядке имен лиц, заглавий док-ов, наимен. орг-ций. – Хронологич-й К. – БЗ располаг. по годам изд-ия или первой публик. док.- Нумерационный К. - БЗ располаг. в порядке присвоен ых док. номеров.- Географич-й К. - БЗ располаг. в алф. порядке места изд-я док. –Топографич-й К. - БЗ располаг. в соотв-ии с расстановкой док. на полках. Ко второй группе относятся:-Систематич-й К. - БЗ располаг. по отраслям знаний в соотв. с опред. классификац. системой.- Предметный К. - БЗ располаг. в алф. порядке предметных рубрик. Явл-ся дополнением к СК. - Словарный К. - БЗ располаг. в едином алф. порядке имен лиц, наим-ий орг-ций, заглавий док. и предм. Рубрик. –Региональный К.-отраж-т описания публик. об опред. регионе, организованные в сист. или предм. порядке. 2.По видам отражаемых док.: - БК книг,- нотных изд-й,- диссертаций,- изоизданий и т.д. 3. По назначению: - Чит-ий К. – представлен в распоряжение чит-ей.- Служебный К. – предназначен для использ-ия сотрудниками Б., выполняет учетную регистрац. ф-цию. 4. В зависимости от охвата фондов: - Генеральный К. – основной К. в Б., включающий БО всех имеющ. в них видов изд-ий всех фондов Б.- Каталоги отд. частей Ф.– отражают мат-лы ч/з, абонемента нигохранения.- Центральный К. – отражает фонды Б. и всех ее филиалов.- Сводный К. – отражает фонды неск. би-ек или библ. сети региона (отрасли). 5. По хар-ру функционир-ния: - Пополняемые К.,- Законсерви ованные К. Система кат-ов и кар-к – часть СБА, представляющ. собой совок-ть планомернооргнанизован., взаимосвязан. и дополняющих друг друга БК и кар-к, независимо от их наличия или отсутствия в фонде Б. или инф. центра, а также указатели вспом. хар-ра, содержащих свед-я, предназначен. для орг-ции или поиска инф-ции в СКК. По цел. назна-ю м.б.:служебные, чит-ие. По чит. назнач-ю:универ-ые, отраслевые, темат-е.По способу группировки мат-ла:систематич-е, хронологич-е, предметные. Обязательными явл-ся общая систематическая кар-а жур. и газ. статей, краевед-я, и 2-3 тематич. карки.Спец.кар-еки. Фактографии еские кар-ки. Краевед-ая кар-ка. Б/граф. БД - б/граф.инф-ия на машиночит-х носителях, с помощью ср-в выч.техники. Библиогр. ГПНТБ (рос.сводный каталог по науч.-тех.ли-ре).

В.3. Персональные компьютеры как тех. основа информатизации общества. Слово “комп-р” означает “вычислитель”. В наст. время индустрия произ-ва компов и программ. обеспеч-я явл.одной из наиболее важных сфер экономики развитых и развив-ся стран. Причи-ны роста индустрии ПК: невыс. стоимость; выгодность для деловых применений; простота исполь-я; возможность индивид-г в/действия с компом без посредников и ограничений; высокие возмож-ти по переработке, хран-ю и выдаче инф-и; высокая надежность, простота ремонта и эксплуат-и; возможность расширения и адаптации к особенностям применения компов; наличие программ.обеспеч-я, охватывающего практически все сферы чел.деят-ти, а также мощных систем для разработки нового программ. обеспеч-я. Опред-ие «персональный» возникло потому, что человек получил возможность общаться с ЭВМ без посредничества, сам-но. При этом не обязательно знать спец. язык ЭВМ. Существующие в компе програм. ср-ва обеспечат благоприятную «дружественную» форму диалога польз-я и ЭВМ. Сущ-ют разл. клас-ции комп.техники: по этапам развития (по поколениям); по архитектуре; по производит-ти; по условиям экспл-ции; по кол-ву процессоров; по потребит-м св-вам и т. д. Классиф-я по поколениям. 1. Компы 1-го поколения - машины, созданные на рубежах 50-х гг. в их схемах использ-ись электр.лампы. Эти компы были огромными, дорогими, их могли приобрести только крупные корпорации и правит-ва. 2. Компы 2-го пок-ия – машины, 1955-1965 гг. Их опер. память была построена на магнитных сердечниках: магнитн. ленты, магнитн. барабаны и первые магнитные диски. 3. Комы 3-го пок-я созданы после 60-х гг. В кач-ве элементной базы в них использ. интеграль-ные схемы, кот. также называются микросхемами. 4. Компы 4-го пок-я - это пок-е компь. техники, разработанное после 1970 г. Многопроцессорные и многомашинные комплексы, работающие на общую память. Для компов 4-го пок-я хар-ны: применение ПК; телекомму-никационная обработка данных; объединение в комп. сети; широкое использ-ие систем управления базами данных; элементы интеллект. поведения систем обработки данных и уст-в. ПК приобрел в последние десятилетия огромную популярность, стал самой массовой настольной вычисл. системой широкого спектра использ-я. ПК явл.открытой системой, т. е может быть укомплектован необходимыми устр-вами в зависимости от желаний польз-ля. Вместе с тем существует минимально необходимый набор уст-в, называемой базовой аппаратной конфигурацией ПК, при которой польз-ль получает возможность работать на компе. Этот набор включает систем.блок, клавиатуру, монитор и мышь. Сист.блок (СБ) ПК содержит корпус и находя щиеся в нем источник питания, материнскую плату с процессором и опер.памятью, платы расширения (видео карту, звуковую карту и др.), разл. накопители (жесткий диск, дисководы, приводы CD ROM, дополнит. уст-ва. СБ обычно имеет несколько параллельных и последовательных портов, которые испо льзуются для подключения уст-ва ввода и вывода, таких, например, как клавиатура, мышь, монитор, прин тер. Матер.плата явл.главным узлом, определяющим возможности компа. На ней обычно размещаются: базовый микропроцессор; опер.память; сверхоперативное запоминаю-щее уст-во (ЗУ), называемое также кэш-памятью; ОЗУ с системой BIOS (базовой системой ввода/вывода); разъемы расширения (слоты); разъемы для подключения интерфейсных кабелей жест.дисков, дисководов, последоват-ого и параллельного портов, а также универсальной последовательной шины USB; разъемы питания; разъем для подк- лючения клавиатуры и ряд др. компонентов. Микропроцессор - важнейший компонент любого ПК, его «мозг». Представляет собой сверхбольшую интегральную схему. Иногда интегральные микросхемы называют чипами. Все компы используют 3 вида памяти – опер-ю, постоянную и внеш-ю. Опер. память (ОЗУ – опер-но запомин-е уст-во) предназн. для хранения инф-и, к кот. приходится часто обращаться, и обеспечивает режимы ее записи, считывания и хранения. По способу хранения инф-и опер. память бывает статической и динамической. Постоянная память (ПЗУ - постоянное запом-е уст-во) содержит такую инф-ю, которая не должна меняться в ходе выполнения микропроцессором различных прог- рамм. Внеш.память реализована обычно на магнитных или оптических накопителях (носителях данных). Монитор - это уст-во визуального отображения данных. Клавиатура явл.осн.уст-вом ввода данных в комп.

Комп.мышь была изобретена в 1964 г. Главное достоинство мыши состоит в том, что ее использ-е позволяет значит-но повысить скорость работы польз-ля на ПК за счет возможностей быстрого доступа к экранным графическим объектам и удобного использ-я разнообразных контекстных меню. Периферийными - называют уст-ва ПК, которые не относятся к числу базовых. сканеры, дигитайзеры, цифр.камеры. Кроме монитора к уст-ам вывода относятся принтеры и плоттеры. Компы принято классифицировать по признакам престиж-ности, по назнач-ю и оформлению. Назначение В 2001 г. корпорации Intel и Microsoft подготовили специфи-кацию (стандарт) компа PC2001. Стандарт PC2001 определяет типы систем ПК для выполнения опред. ф-ций. В соотв. с этой спецификацией ПК подразделяются на след. классы: пользовательские; офисные; обучающие, или "развлекательные"; мобильные.

Б.21. В.1. Организационная структура биб-ки. Департаментаментализация - процесс деления организации на части с определением задач, прав и обязанностей. Организационная структура (Орг.С) - это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоят-ых управленческих подразделений и отдельных должностей. В соответствии с Орг.С коллектив орг-ции включает: руководящий состав или администрацию, коллективы различных стр-ных подразделений. Каждый из коллективов этих подразделений, в свою очередь, также представляет собой труд.коллектив. Однако применительно к биб-ке, как организации обладающей установленной юридической самостоятельностью, ее труд.коллектив рассматривается как ед.целое. Это ед-во обеспечивается Орг.С, как исходной базой формир-ия коллектива. Стр-ра организаций тождественна по смыслу стр-ре упр-ния, но содержание этих понятий различается. Орг. С представляет собой одну из главных характеристик биб-ки как организации. Биб-ка - это некоммерческая орг-ция, созданная для достижения соц., культ., образоват.целей, удовлетворения духовных потребностей и функционирующая в форме полностью или частично финансируемого собственником учр-ия. Функциональная Орг.С б-ки традиционно строится в соотв-ии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями, и включает в себя ср-ва, с пом. кот. распределяются все виды деят-ти м/у составными частями биб-ки и все формы координации деят-ти этих частей. В наст.время администрации биб-ек более свободны в выборе стр-ных стратегий своих биб-ек. Стр-ра биб-ки д/б гибкой и восприимчивой к нововведениям.Стр-ра биб-ки - это не только система, служа-щая для орг-ции выполнения работы, но и условие развития кадровой политики, культуры орг-ции, карьеры биб. работников. На Орг.С б-ки влияют такие факторы, как тип услуг, технологии и виды технологич. проце-ссов, кол-во направлений и сфер деят-ти, величина ресурсов б-ки и ее взаимосвязь с внеш.средой. В свою очередь влияние Орг.С на биб.коллектив находит свое осущ-ие и выражается в следующем: - распределение обязанностей;- содерж-е и определенность работы;- нормы управления; уровни иерархии; участие в управлении; координация деят-ти; информированность; постановка целей; использование раб.времени; мотивация персонала; система продвижений, поощрений. При этом характерной особенностью упр-ния является то, что организационная жизнь биб-ки сформировалась сегодня на эффективном использовании человечес -кого фактора, и другого варианта для биб-ек в ближайшее время не предвидится.Типовые модели орга- низацинных стр-тур: а) Линейная структура:

Директор

Главны1й спец-т Главны2й спец-т Главны3й спец-т

б) Линейно-функциональная структура

в) Функциональная структура:

директор

----------------

зам.директора охрана труда

гл.энергетик

 
 

 
 

Для организации штабной стр-ры необходимы веские причины. Причины организации штаба в биб-ах могут быть, например, такие:1. Для организации нового направления деят-ти биб-ки (обслуж-ие новой категории чит-ей, покупки нового вида источников инф-ии и т.д.). 2. Для реализации инновационных проектов (разработка и внедрение автоматизир-ых технологических процессов, организации подразделений, работающих только на основе полной окупаемости).3. Для реализации стратегий повышения качества и т.д. Матричная стр-ра, ее преимущества: - способность уделять внимание каждому из ключевых видов деят-ти, призванных обеспечить ключевые результаты биб-ки как соединяющей две системы: бибэ и образоват-ую; способность отражать интеграционные процессы, протекающие в проце ссе реализации инф-ой, научной, образов-ой, культурно - просветительской функций б-ки; гибкость, способность безболезненно реализовать на изменяющуюся внеш.среду;обеспечение кооперации и координации родственных действий по упр-ию значениями.Остальные стр-ры организаций - это комбинация предыдущих.Организационное развитие - это долговременный процесс обновления организации, ее стр-ры, коммуникационных связей в соответствии с новыми целями и задачами. Организационное развитие происходит посредством организационных измене-ний, как правило, каждые 1-5 лет. Умеренная реорганизация происходит раз в год, коренная - раз в 4 - 5 лет. Организационные изменения происходят: через изменение целей работы организации; изменение стр-ры работы и стр-ы управления; изменение техно- логий производства; изменение методов решения задачи, изменение кадровой политики. Успех стр-ной реорганизации обычно предполагает нормальную соц. среду - близкий уровень образования работающих, близкий уровень доходов, близкий уровень жизни и наличие деловой культуры и этики организации.Фор- мирование новой Орг.С, во всех биб-ах идет опытным путем. Сегодня сильнее, чем раньше, приходится учитывать взаимовлияние Орг.С и организационной культуры биб-ки.

В.2. Менеджмент ИТ. Управление – целенаправленное воздействие на систему, осущ-ое таким образом, чтобы она переходила из одного состояния в другое, необходимое состояние. Менеджмент – особый вид упр-ия – это эфф-ое и производ-ое достижение целей организ-ипосредствомпланирования, производства,лидерства над организационными ресурсами. Принципы У.: научность; системность; достижения соотв-ия действий субъектов У. особенностям объекта У.; обратная связь; оптим. соотношение централизации и децентр-ции; организационные принципы – единоначалие (решения принимает один рук-ль), коллегиаль-ность (решения принимает группа людей), делегирование полномочий (рук-ль передает подчиненному право принимать управленч. решения), рациональность системы У (задачи функц-ия решаются экономными способами).Сущ-ет несколько подходов к классиф-ям ф-ций упр-ия. Е.А. Фенелонов в своей монографии, посвящ. совр. библ. менеджменту, различные ф-ции У. разделил на 6 блоков: определение соц. назначения библ-ек; планир-ие; текущее распорядительство; обеспечение инф-ей; контроль; стимулирование. Организация инф. (библ.) тех-гии как управленче­ский процесс обеспечиваетрешение задач:

- форм-ние и корректировка нормативной модели (эталона) желаемых конечных рез-тов биб. произв-ва;

- форм-ние производ-ых рез-тов библ-ки и создание условий для их эфф-го использ-ия; - регулирование и контроль осн. и вспомогат. произв-ва;- разработка и совершенствование биб. технологии; - оценка эфф-ти функционир-ия биб-ки как технологической системы. Функции упр-ия технологическими ресурсами:

- оптимизация – поиск путей максим. полного использ-ия технологич. потенциала и его составляющих

- обогащение – наращивание технологич. потенциала, предотвращ. возможностей его обесценивания

- защита – исключение неблагоприятных факторов и воздействий, снижающих качество технологич. ресурсов, угрожающих целостности технологич. потенциала. Свойства ИТ как объекта ор­ганизации и упр-ия: 1)изменчивость - подверженность биб. технологии эволюционным изменениям и радикальным инновационным преобразованиям (автоматизация биб. процессов, освоение перспективных ИТ); 2)системность - взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов биб. тех-гии, непродуктивность попыток частичной модернизации (напр., приобретение новых ср-тв) без учёта в влияния на др. технологич. подсистемы, производственный процесс в целом 3) консерватизм - медленное реагирование технологич. системы на ухудшение хар-ик, увеличение кол-ва технологич.«сбоев», несоответствие ассортимента произ-водимых продуктов и услуг изменившимся запросам польз-ей, наличие у персонала стереотипных установок и психол. проблем в плане освоения нетрадиционных для библ-ки технологий; 4)неопределенность вероятностный хар-ер эффекта, зависимость конечного рез-та от большого кол-ва внутр. и внешних факто-ров, трудно поддающихся учету и прогнозу (неустойчивое финансирование, изменение спрса, неритмичность документопотоков)!!!Сейчас идет этап формир-ия и освоения корпоративн. библ. тех-гии – базовый технологич. принцип – опора на Интернет – тех-гии в процессе создания и взаимоиспольз-ия корпор. ИР. Принципы орг-ции корпор. деят-ти: - распределенная стр-ра (ресур сная, функции-ая, технологич.), - регионализация (учет регион. интересов и особен-ей), - равенство доступа (возможности вступления новых членов), - соц. партнерство (ориентация на совместное создание и использ. ресурсов, повышение кач-ва обслужив. польз-ей). Технологическая подготовка биб. произв-ва - совок-ть мероприятий по обеспечению библ-ки полным комплектом технолог. документации и обеспечивающих ср-в, необходимых для подготовки заданного объёма ИПУ с установленными качеств. и количеств. показателями. Рез-том технолог. подготовки произв-ва служит его технологическая готовность, создание условий для соблюдения технологической дисциплины точного соотв-ия технолог. процесса подготовки и реализации продукта, услуги требованиям технолог. документации. Технолог. подготовка произ-ва решает следующие задачи: 1. Обеспечение технологичности продукта, услуги. Технологичность - доступность для процесса изготовления, сов-ть свойств продукта, услуги, обеспечивающих миним. затраты при произв-ве и эксплуатации (использовании). Показатели технологичности: - трудоемкость – совокупные затраты раб.времени на произв-во продукта, услуги; - удельная трудоёмкость - затраты времени на произв-во единицы продукции; - себестоимость - денежное выражение всех затрат на произ-во и реализацию продукта, услуги; - технологическая себестои-мость - часть полной себестои мости продукта, услуги, определяемая суммой затрат на осущ-ие технолог. процессов их произв-ва:- материалоёмкость - расход матер. ресурсов, необходимых для произв-ва продукта, услуги. 2. Разработка технолог. процессов - выбор или проектирование, стандартизация типовых и групп. технолог. про цессов, оформление технолог. документации. 3. Проектирование и создание обеспечивающих средств - унификация средств произв-ва (технич., лингвистич., программных), разработка и изготовление спец.ср-в. 4. Орг-ция и упр-ие процессом технолог. подготовки произв-ва - планирование работ технолог. подготовки произ-ва, разработка и утверждение норм., технолог. и метод. док-тов, соверш-ние стр-ры технолог. службы, автоматизация процессов технолог. подготовки и др. Технолог. служба биб-ки обеспечивает технолог. подготовку и орг-цию биб. произв-ва, освоение нового ассортимента ИПУ, внедрение в библ. практику ИТ, базирующихся на использ. совр. средств инф. техники. При разработке и внедрении тех- нолог. инноваций важно соблюдать следующие правила: 1)Организационные и технолог-ие системы д.б. концептуально согласованы друг с другом. 2)Внедрение новых тех-гий призвано обеспечивать полож. мотивацию и удовл-ть сотрудников от работы в нов. условиях. Любой иннов. проект предполагает обуче ние, повыш. квалификации персонала.3)Сотрудники должны активно участвовать в создании, развитии и соверш-ии технологич. систем. 4)Инновационные технолог. проекты д.б. «вписаны» в стратегич. план развития библ-ки. Осн.напр-ия деят-ти (на примере технолог. службы ГПНТБ СО РАН): - регулирование и планомерное соверш-ние осн. технолог. процессов библ-ки и обеспечение стабильности их функционирования;- научная прогнозно-стратегическая разработка проблем организации прогрессивной тех-гии и нормирования библ.-инф. работ; - осуществ-ие единой технолог. политики в области создания и внедрения автоматиз. систем; - координация производст. связей стр. подразделений по вопросам технологии и нормирования. Нормативно - справочная БД технологического назначения. Задача НСБД – инф. обеспечение деят-ти технолог. службы. Источником получения данных для НСБД служит управленческая документация: организ.- распре-елительная, норм., метод., технолог., плановая, отчётная, кадровая, а также б/граф. инф-ия, хар-ая состав СПА библ-ки, перечень действующих типовых регламентов (стандартов, положений, инструкций). Состав НСБД технологического назначения: - ИПУ;- структурные подразделения;- исполнители - перечень должностей и разрядов работников биб-ки; - технологические операции;- инф-ые ресурсы - каталог доступ-ных для инф. поиска источников: справочников, б/граф. и инф. изданий, традиц. и электр. каталогов, внутренних и внешних БД. и др.; - регламентирующие док-ы - каталог организационно-распорядительной, нормативной, метод-й, технологической документации, актуальной для биб. произв-ва; - тех. ср-ва - каталог оборудования и тех. средств с их хар-кой и распределением по стр. подразделениям библ-ки.!!!На основании обработки введенных в НСБД данных м.б. сформулированы рекламные проспекты ИПУ библ-ки, ассорти-ентные справки для польз-ей, программы проф. обучения и повышения квалификации биб. персонала, приняты решения о модернизации производств. процессов библ-ки.

В.3. Библиотекарь как один из основных участников процесса биб.обслуж-ия. Первая профессиограмма специальности была составлена в 1920-е гг., когда формировались кадры советских б-ек. В ней впервые были сформулированы осн.требования к биб.спец-ти: здоровье, интеллект, навыки, умения, моральные качества и внешность.В 1970-1980-е гг. ряд проведенных исследований позволил точнее выделить осн.группы качеств и требования к ним:- физич-е кач-ва (отсутствие патологии)- интеллектуальные (высокий интеллект, эрудиция)- психофизиологические (особенности мышления, внимания, речи и др.)- коммуникативные (способность к сочувствию, эмпатии)- моральные (честность, дисциплинированность и др.).В отношении биб-ря отдела обслуж-я осн.проф.качествами были признаны: высокий интеллект; быстродействие; способность быстро переключаться с одного вида деят-ти на другой; коммуникабельность (влючая речевую коммуникацию); чит. культура. Профессиография (описание профессии) – психологическое изучение конкретных видов трудовой деят-ти, а результат изучения – профессиограмма, кот.включает совокупность характеристик опред-го вида труда (технико-экономические, соц-ые, социально-психологические, санаторно-гигиенич-ие условия труда); совокупность психических процессов и особенностей личности. Психолог Е.А. Климов на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда выделил 5 типов профессий:

1. «Человек – природа (живая)». Спец-ты этих профессий связаны с растит.и жив.миром, микроорганизмами (агроном, ветеринар, микробиолог) 2. «Человек – техника (и неживая природа)». Спец-ы имеют дело с нежи выми, техническими объектами труда и системами (техник-механик, инженер-электрик,)3. «Человек – человек (и социальные системы)». Спец-ы связаны с обслуж-м, преобразованиями (менеджер по персоналу, врач, учитель, библиотекарь) 4.«Человек – знаковая система». Спец-ы занимаются естеств-ми и искусст. языками, условными знаками, символами, цифрами (картограф, экономист, бухгалтер, математик, нотариус). 5.«Человек – художественный образ». Явления, факты худож-го отображения, оформления действительности - предметная область представителей этого типа профессий (художник, декоратор, артист балета, живописец)

В соответствии с этой классификацией профессию биб-ря можно отнести сразу к трем типам: «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – техника». «Человек-знаковая система-техника- человек».

В 21в. произошедшие изменения в жизни общества повлекли за собой и перемены в биб.деле – возникают новые спец-ти и квалификации: менеджер инф-библ.сферы, библиограф-аналитик, биб-рь-технолог, библио- терапевт и др. К осн. проф. и личностным кач-ам биб-ря можно отнести: - уровень проф.сознания (пони- мание миссии, цели и роли своей профессии, ее значимости в обществе) – осн.показатель профессионализма

- знание и применение технологий: биб-ых, психолого-педагог-их, эл-ных, по конфликтологии;- владеть методами продвижения книги и чтения в различные слои населения;- эрудиция;- ответственность;- творче- ство;- организаторские способности;- адаптивность;- компьют.грамотность;- спос-ть к самообразованию;- эмоциональный контроль;- коммуникабельность;- коммуникативность (реч. коммуникация, толерантность);- доброжелательность;- уравновешенность, тактичность, чувство юмора, личное обаяние. Главным в обслуж-и польз-ей яв-ся общение, поэтому важна роль речевой культуры биб-ря. Проф. этика – это совокупность нравств. норм, регулирующих поведение представителей определенных соц.групп общ-ва, принадлежащих к данной профессии. Б-рь должен обладать след. нравственными кач-ми: -любить человека, уметь ценить в каждом личность и человеческое достоинство - умение общаться с читателем, выстраивать с ним отношения. Этические нормы заложены в «Кодексе этики рос. Биб-ря», утвержден. РБА в 1999 г.

«Кодекс…» включает в себя 11 положений, в которых даны проф-ые этические нормы деят-и биб-ря. Биб. коллектив -это организатор инфраструктуры биб.обслуж-я. Соц. среда это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, влияющие на развитие личности и формирование его деят-ти. Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в кот. строятся на позитивных нормах морали. Биб-ая микросреда – это конкретные матер-ые и дух-ые условия, в кот. работают сотрудники б-ек, а те или иные воздействия макросреды обретают для каждой личности свою определенность, связь с реалиями жизненной практики. Библ. коллектив, как любая другая малая группа, имеет формальную и неформальную стр-ру (по возрасту, интересам, ограниченную совместной дея-тью). Под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды эта система может претерпевать изменения в структуре, целенаправленности, формах жизнедеятельности, менталитете своих сотрудников.

Б.22. В.1. Организация и технология библиографирования. Составление Б/граф.пособия включает несколько этапов. 1 этап - подготовительный. На данном этапе выбирается и изучается тема. Определяя тему будущего БП нужно исходить из того, что тема д/б актуальной и общественно значимой, соответствовать инф-ым потребностям широкого круга лиц. Осн-е метод.решения отражаются в плане-проспекте, он представляет собой осн.док-т, регламентирующий всю работу составителей. Включает: обоснование темы; читат.назначение; отбор лит-ры; границы хронологии; какие виды изд-я будут включены; яз.; стр-ра БЗ; Стр-ра БП; способ группировки БЗ; объем; приложения; этапы составления пособия – время; указать кого из спец-тов и орг-ций привлечь к созданию пособия; обязанности участников; сроки обсуждения этапов подготовки пособия; оформление. Далее осуществляется выявление лит-ры по теме пособия: определяется круг источников, которые будут просматриваться (основные и дополни тельные источники);способ просмотра источников (сплошной или выборочный);составление картотек:

1.Обследованных источников: книжная летопись, выборочный просмотр, указать просматриваемые годы и предметные рубрики. 2.Картотека, в которой собирается описание док-ов, из которых и будет создаваться пособие. 2 этап – основной. Он включает в себя два подэтапа: аналитический и синтетический. Аналитический этап содержит: общий б/граф. анализ док-в; составление БО (по ГОСТу); аннотирование или реферирование; индексирование; окончательное оформление БЗ. Процесс составле- ния БЗ представляет собой переход от аналитического к синтет-ому этапу библиографирования - осуществляется группировка БЗ, которая включает:разделение всего массива записей на определенные группы по избранному признаку; определение последовательности разделов и т.д.; выбор способа рас- положения записей внутри рубрик. 3 этап – заключительный. 1. Окончательный отбор выявленных и отобранных док-в; группировка отобранных док-в (формальная, тематическая, предметная). 2.Подготов- ка справочного аппарата: написание предисловия; вступительное слово; указатели (именной, авторский, заглавий, предметный, географ.названий, тематический); приложения (списки просмотренных источни- ков, списки сокращений, бланк опроса, анкета). 3.Составление содержания. Редактирование, оформление БП.

В.2. БО как социокультур­ный процесс. Читатель и биб-арь как его равноправные участники. Обоснование необходимости изучения чит-ого кон­тин­гента. Первые упоминания о читателях или чтении были в источниках времен античности, а исследования, посвященные изучению читателей появились в России в нач. XIX в.Процесс изучения чит-й в Рос. делится на несколько периодов. 1. дореволюционный - c XIX в. до 1917 г. - исследователями чтения были не столько биб-ри, так как проф.сообщество тогда только скла- дывалась, сколько писатели, педагоги-просветители, статистики, а затем - народники, революционеры-демократы и др. - писатель Л.Н. Толстой собирал с помощью учителей нач. школ сведения о народном читателе, - педагог Корф Н.А. - изучал доступность книг крестьянам, их чит.интересы, мнения о лит-ре,

- Мичурин А.П., Шаховский Л.И., Пругавин А.С., Орлов В.И. - изучали культурный уровень и чит.интересы крестьянства,- Алчевская Х.Д. - разработала спец.методику по выявлению мнений учениц вечерней школы о прочитанном; изучала чит.интересы, степень их восприимчивости к худ.произведениям; -Рубакин Н.А. - внес наибольший вклад; впервые изучил чит-й по специально разработанной программе и описал результаты в своих трудах: «Этюды о русской читающей публике», «Психология чит-я и книги, или библиопсихология». 2 период- (1917 г. - кон. 1930-х гг.) - основными организаторами исследований стали биб-ки - изучались чит.интересы крестьян, молодых рабочих, красноармейцев и т. д. В работах А.Я. Виленкина, А.А. Гайворовского, П.И. Гурова, А.А. Покровского описаны исслед-я психологических аспектов чтения и влияния чтения на личность. 3 период (кон. 50-х гг. - сер. 80-х гг) -характерно проведение централизованных крупномасштабных исслед-й, изучалось чтение осн.соц.групп (рабочих, молодежи спец-ов, крест-ва); биб. и неби-ное чтение; место чтения в структуре свободного времени, а позже - место книги и биб-ки среди аудиовизуальных каналов инф-ии. Центрами изучения чит-й в сов. период были центральные б-ки страны: Гос.публ.б-ка, Рос.гос.юношеская б-ка, Рос.гос.детская б-ка, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН и др.; Всерос.центр. инст-т общественного мнения, НИИ культурологи, фонд «Чтение» им. Н.А. Рубакина. Метод. центром яв-сь Гос. б-ка им. Ленина (ныне РГБ).В этот период был разработан масштабный проект «Книга и чтение в жизни сов.общества», в рамках которого были проведены центра- лизованные исслед-я чтения «Советский читатель» (1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших горо- дов» (1973 г.) - изучались чит.интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), детей, шко- льников, спец-ов (учителей, инженеров и др.); приобщенность к чтению худ.лит-ы, содержание чтения, популярные авторы. 4 период - кон. 80-х - нач. 90-х гг. Гос. биб-а им. Ленина - ГБЛ (ныне РГБ) провела исслед-я: «Динамика чтения и чит.спроса в масс.биб-ах», «Биб-а и семейное чтение», исслед-е «Чтение в Вашей жизни» - ГБЛ и ГПБ им. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ) – результаты обобщены в сборнике «Что мы читаем? Какие мы? Проводятся региональные исслед-я чтения: в 1990-х гг. ГПНТБ СО РАН провела масштабные исслед-я - была получена картина чтения в Сибири и на Дальнем Востоке.

Характерные особенности этого периода: соц.обусловленность; масштабность; гос. характер; многоас-

пектность проблематики; высокий уровень методологических исслед-й. Современное состояние исслед-я чтения. В выводах соц. исслед. по изучению соврем. состояния чтения прослеживаются следующие общемировые тенденции:сокращение времени на чтение; снижение интереса к чтению;отношение к чтению как к развлечению. И.В. Бахмутская, З.А. Янкова, М.М. Самохина, С.А. Плотников – занимались исслед-ем чтения рос. Юн-ва - пришли к выводу, что совре.состояния чтения юн-ва соответствует состоянию самого общества, ухудшение эконом.условий влечет за собой изменение ценностных ориентаций населения. Социологический подход к изучению читателей: опыт Рос­сии («Этюды о русской читающей публике» Н. А. Рубакина). Психологический подход к изучению читателя. «Библиопси- хология» Н. А. Рубакина. Первая попытка провести научную дифференциацию чи-ей была предпринята Н.А. Рубакиным - в книге «Этюды о русской читающей публике» выделил 2 группы чит-ей: 1 из приви- легированных классов, 2- из народа. При изучении чтения он один из первых ввел анкету при этом исп


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: