Управленческий труд руководителя

Руководитель Б. – лицо, осуществляющее упр-ие персоналом Б. либо ее подразделением – филиалом, отделом, сектором. Обладает распорядительными, контрольными и дисциплинарными полномочиями и несет опред. ответ-ть. Рук-ли обеспечивают выполнение Б. ее осн. предназначения, разрабатывают стратегии поведения в изменяющемся окружении, яв-ся осн. инф. звеном связи с окружением, официально представляют Б., несут ответст. за рез-ты ее деят-ти.

Управленческие кадры разделяются на администраторов (высший уровень), ставящих цели, разраба-тывающих политику и стратегию; руководителей (средний уровень), разрабатывающих тактику, способы исполнения, выбирающих варианты решений; организаторов (низший уровень), организ. совместную работу исполнителей (спец-тов и технических работников).

Руководители играют в Б. ряд ролей: 1) управленческая роль – определяет направления развития Б. или стр. подразделений, решает вопросы распределения ресурсов и т.д.

2) информационная роль – собирает инф-ию о внутр. и внешн. среде, распространяет инф-ию в виде фактов и норм. док-ов, разъясняет политику и осн. цели Б.

3) роль лидера – формирует отношения внутри и вне Б., мотивирует сотрудников на достижение целей.

Б.17. В.1. ББК, история создания и структура. Классификац-ые ИПЯ предназначены для систематизации д-в (частей д-в) и инф-х запросов посредством понятий и кодов какой-либо классиф- ной системы. Классиф-ая система - это ср-во формализованного представления логически упорядоченного мн-ва понятий, представл. в содерж-и д-в, данных и запросов посредством кодов и наименов-ий классиф-ых делений на ест.яз. Классиф-ия - это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существен ных признаков, присущим предметам данного рода и отличающимся от предметов др. родов. При этом, каж-дый класс занимает в получившейся системе опред. постоянное место и в свою очередь делится на подкласс-сы. Класс - это сов-ть объектов имеющих 1/несколько общих характеристических признаков. Иерархическая классиф-я-это классиф-я, м/у подразделениями ко. сущ-ют только 2 отнош-ия: иерархии и соподчинения. Иерархия - это отнош-я, при кот. 1класс явл. подклассом другого, более широкого, класса. В рез-те, классиф-ные группировки образуют многоур-вую ветвящуюся систему, изображаемую в виде древовидного графа, блока-схемы/таблицы (УДК,ББК,рубрикатора ГРНТИ). Система грамматических отношений классиф-ого ИПЯ включает: парадигматические отнош-я м/у классиф-ыми делениями, зафиксир. с пом. иерархической структуры таблиц классиф-ии и ссылочно-справ. аппарата; синтагматические отнош-я м/у классиф-ыми индексами в сложных и составных индексах, образованных в соотв. с классиф-ой формулой. Отличит. особенности иерарх-х классиф-ий: обеспечивает важнейшие виды патент- ного поиска: на новизну, на патентную чистоту, на определение уровня развития техники. ГРНТИ предназначен для систематизации док-ов в центрах НТИ. ЕКЛ (Единая схема классиф-ии лит-ы для книгоиздания) предназначена для использ. в системе сводного тематич. планир-ия и координации выпуска лит-ры в стране, в системе кн. палат и кн. торговли. Алф.-предм. классиф-ия - АПК- предназначена для поиска свед-й (д-ов, фактов, предметов) по какой-либо отрасли науки или тех-и, кот. расположены по классам в алф.порядке. Фасетная классиф-ия- аналитико-синтетическая, многоаспектная, фасетная, классиф-ия двоеточием. Фас.клас-ция не связывает нас необх-ью пользоваться только готовыми классами, таблицы обладают большой гибкостью. УДК –универ-сальность охвата тематики; возможность делить классы (десятичный принцип деления), не нарушая осн.структуру схемы; цифровая нотация, позволя- ющая преодолевать яз-ые барьеры; наличие системы определителей и грамматических ср-в; налаженный механизм ведения, международность. ББК – стабиль-ность и гибкость структуры, наличие вспомогат.таблиц, позволяющих достигать многоаспектное отраж-е содерж-я д-ов и запросов при индексировании; вариатив- ность таблиц. Таблицы классиф-ии - практическое пособие, предназ-ое для опред-я классиф-ых индексов в целях упорядоченного расположения произв-й печати и других док-в в логической послед-ти, связи и сопод- чинении в соотв-ии с признаками содерж-я, формы изд-я, читат.назнач-я. Состоит из основных таблиц, вспомог-х таблиц и АПУ. В зависимости от отраслей знания таблицы классиф-и подразделяются на универ- сальные и отраслевые. Система ББК - система классиф-ых делений, предназ-ная для упорядоченного располож-я д-в в логич-ой послед-ти и соподчиненности на основе признаков содерж-я, формы изд-я, чит. назнач-я и т. п. Работа по созданию ББК велась в течение многих лет и была завершена усилиями 4 ведущих б/граф.учр-ий нашей страны - РГБ, РНБ, БАН, РКП. Публикация 1изд-я ББК началась в 1960 г. ББК – нац. классиф-ая систе- ма Рос-и. Статус нац. системы предполагает, что в ее содерж-и и стр-ре отражаются проблемы нац. истории, географии и этногра-фии, экономики, культуры и языка, права и мн. др. предм. областей. ББК разрабатывалась на протяжении нескольких десятилетий начиная с 30-х годов 20 века. Первое издание таблиц ББК для научных библиотек в 25 выпусках (30 книгах) было опубли- ковано в 1960-1968 гг. Наибольшее распространение ББК получила после опубликования четырехтомника для обл. биб-ек в 1983г. В 1989 г. вышел в свет специализир-ый вариант ББК для краевед-их каталогов.С 1997 г. работа над ББК была поручена Э. Р. Сукиасяну, изданы Рабочие таблицы ББК для масс.биб-к. Осн-ым изд-ем таблиц ББК в наст.время явл-ся Средние таблицы. Их публикация началась в 2001 г., предназначены для всех биб-к страны работающих по ББК. Стр-ра осн.таблиц ББК состоит из осн. и вспом-ых таблиц. Осн. представляют собой перечень отраслей знаний. Осн-й ряд ББК состоит из 3разделов: ест.науки, приклад-е (техника, с/х, медицина) науки и общ-ые и гуманитарные науки. Замыкает основной ряд ББК4раздел – лит-а универс.содерж-я. Осн.таблицы ББК содержат развернутый перечень осн.делений классиф-и. Всего в ББК-21 класс, характеризующий 3 обобщающих цикла: науки о природе, об обществе, о мышлении. Между ними выделен цикл прикладных наук. Вспомогат-е таблицы ББК именуются таблицами типовых делений. Их применение дает возможность многоаспектного отраж-я содерж-я д-ов и запросов; обеспечивает единство структуры разделов, делает их мнемоничными, облегчает усвоение таблиц; повышает инф-но-поисковые кач-ва ката- логов. Система вспом-ых или типовых таблиц состоит из: таблиц общих и территор-ых делений, типовых делений соц. систем, и таблиц спец.деле- ний, обслуживающих отдельные отрасли наук. АПУ ББК отражает в алф.порядке понятия, которые содержатся в осн. и вспом.таблицах. Осн.структурными элементами АПУ являются предметные рубрики. Ссылочно-справочный аппарат служат для того, чтобы показать взаимосвязь м/у разделами схемы классиф-и. ББК -система таблиц для биб-к различных видов и типов.1)таблицы для науч.биб-ек, 2)Сокращенные таблицы для науч.биб-ек, 3)Таблицы для обл. биб-ек, 4)Таблицы для масс.биб-к, 5)Таблицы для детских и шк.биб-к.

В.2. Теоретические и законодательные основы БО. Биб. обслуживание – деят-ть, направленная на обеспе- чение инф-ых запросов польз-лей (читателей, абонентов, клиентов) как непосредственно в биб-ке, так и вне ее стен. БО (по ГОСТУ) - это деят-ть биб-ки как соц.института по предоставлению биб-но-б/граф. и инф-х продуктов и услуг в многообразных видах и формах, в целях удовлетворения и развития потребностей соц. субъектов средствами биб-но-б/граф. и инф-ой деят-ти, на основе использования мировых документных и эл-ых инф-ых ресурсов. Цель БО -наиболее полное удовлетворение и развитие читательских потребностей.

Основные функции БО. 1 группа - социальные - мировоззренческие, инф-ые, культурно-просвет-ие, обра- зовательные. Определяются законом «О биб.деле» и реализуются ч/з систему психологических и падагог-х ф-ций;2 группа - психологические - ценностно-ориентационные, познават-ые, коммуникативные, эмоцио- нально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексивные;3 группа - педагогические воспита- тельные и самовоспитательные, обучающие и самообучающие, развивающие.Принципы БО сегодня: полнота, оперативность, Комфортность - удобное для пользователя время работы биб-и; соответствие нормам чит.залов; комфортность атмосферы общения с библиотекарем; оперативность получения инф-и.

Дифференцированный подход - основополагающий принцип в работе любой биб-ки – «каждому чит-лю – нужную книгу в нужный момент» - предполагает изучение чит-ей (анализ реального чтения по формуля- рам, при проведении масс.мероприятий, анкетирование, беседы с чит-ми). Зада­чи БО по отношению к личности и обществу: снижение барьеров доступности получения пользователем необходимой ему инф-и и биб.услуг;постоянное изучение чит. и инф-ых интересов, запросов и потребностей пользователей в целях наиболее полного их удовлетворения;расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предо- ставляемых услуг;содействие формир-ю культуры чтения и инф-ой культуры польз-лей;продвижение чтения в нечитающие слои общества.В основе той или иной концепции БО, принятой в обществе в определенный период его развития, лежит отношение к читателю.По-мнению В.Я. Аскаровой, в X - XX вв. бытовали и сложно, часто конфликтно взаимодействовали 4 концепции читателя: 1. консервативно-охранительная (с Древней Руси) - отношение к читателю как к объекту воспитания; деление книг на «истинные, полезные» и «ложные, вредные»; противопоставление знания и веры, нравственности; отношение к чтению как к под-контрольной деятельности. Направлена на сохранение народного сознания в духе православных ценностей. 2. либеральная (с XVI в) - осознание права чит-ля на свободу доступа к знанию, признание разнообразия потребностей, понимание чтения как средства развития личности.Концепция Н.И. Рубакина - о необх-ти изучения читателя, об индивидуальном подходе к нему. Главная задача - как найти для конкретного читателя - «его» книгу. 3. революционно-радикальная (к.XVIII-н. XIX вв.)- сформировалась в двух соц. средах: дворянской (декабристской) и разночинской - чтение рассматривалось как ресурс соц. переустройства, как важнейшее ср-во радикальных преобразований. 4. коммерческая (н.XVIII в.) - читатель - потребитель специфического товара - книги, ценность которого определяется суммой производственных затрат и важностью содержания. Концепции БО:

1.идеологическая (до 50-х гг.) - основана на отношении к биб-ке как к идеологическому учр-ию, в основе лежит консервативно-охранительная концепция читателя; 2. педагогическая (50-80-е гг.) - читатель рассматривался по-прежнему как объект воздействия, основным способом БО оставалось руководство чтением, но теперь ставится цель - формирование «всесторонне развитой» личности. 3. просветительская (80-90-е гг.) - главное отличие - читатель рассматривается как активный субъект БО. Цель БО в этом случае - возвышение чит.потребностей и максимально полное удовлетворение их. 4. социализирующая (XX в.) - в отличие от предыдущих основывается на теории социализации личности - читатель рассматривается как активный и полноправный участник БО. Цель БО - способствовать успешному вхождению личности в социум за счет обладания знанием, инф-ей по важнейшим проблемам социализации: формирование мировоззрения, выбор профессии и проф.совершенствования, создание семьи и т. п. В основе либеральная концепция читателей. Тесно связана с просветительской и информационной концепциями БО.5. информационная (стала формироваться в к. XX в) - ориентирована на читателя, удовлетворение его чит.потребностей, создание наилучших, комфортных условий для его самореализации, читатель - активный участник процесса БО. В основе также либеральная концепция читателей. В разных типах б-ек имеют место разные концепции: для научной Б. – инф-ная, для юн-ой – социализирующая, для детской-педагог-ая.

Осн.док-ты, обеспечивающие БО в РФ: Док-ты, принятые Гос. Думой: Закон «О биб. деле» (1994) - определил правовые основы биб. дела в Рос., устанавливает принципы деят-ти биб-ек, гарантирующие права человека на свободный доступ к инф-ии, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям нац. и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деят-ть. «Об инф-ии, информатизации и защите инф-ии» (1995 г., изменения внесены в 2003 г.) - регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании инф-х ресурсов; создании и использовании инф-х технологий и ср-в их обеспечения; защите инф-и, прав субъектов, участвующих в инф-ых процессах и информатизации. Док-ы, принятые РБА: «Кодекс профес-й этики рос.биб-каря» (1999) - заложены морально-нравственные основы биб.деят-ти. Включает в себя 11 положений, в которых даны проф.этические нормы деят-ти. Разработка велась исследовательским коллективом под рук. Ю.П. Мелентьевой.Осн.положениями кодексов являются: свобода доступа к инф-и, право интеллектуальной собственности, уважение личности пользователя, проф.поведение. «Модельный стандарт деят-ти публ. Биб-ки» (2001) и «Манифест РБА о публ. Биб-ке» (2003) - отражает специфику развития ПБ, содержит свод осн.идей и принципов, которыми РБА рекомендует руководствоваться в своей деят-ти ПБ РФ. «Концепция биб. Обслуж-ия детей в Рос.» - разработана в 2001 г. Рос. гос. дет. Биб-ой - содержит осн.задачи и направления БО детей:приобщение к мировым культурным ценностям; помощь в образовательном процессе; формир. инф-й культуры;воспитание личности на основе учебн. развивающих программ и ресурсов Инт-та.

В.3. Педагогическая деятельность. Деят-ть – это процесс взаимодействия человека с окруж. средой, в ходе которого человек воздействует на объекты, с целью удовлетворения собственных потреб-ей. Пед. деят- ть – это процесс активного в/действия педагога с обучающимся, в ходе которого педагог воздействует на обучающегося с целью получения им знаний, формир-ие умений и навыков. Мотивы пед. деят-ти. Среди всего многообразия мотивов именно профес-ые мотивы признаны ведущими в личности учителя, опреде ляющими все остальные.Профес-е мотивы составляют сложную структуру. В нее включаются мотивы выбора пед. профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования пед. деят-ти. Цель пед.деят-ти. Центральным звеном всякой пед-ой системы являются цели воспитания личности. Пед-ая цель отражает в себе философские, экономич-е, политич-е, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном человеке и его предназначении в жизни общ-ва. Цель пед. деят-ти взрослых разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций общественного развития. Цель воспитания как общая стратегическая задача состоит в том, чтобы сформиро-вать реальную, граждански устойчивую личность, способную в новых социально-эконом-ких и политич-х условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование обществ. жизни и самого себя.

Результат пед.деят-ти. Важно помнить следующее: пед.деят-сть является совместной, а не индивидуаль ной. Она совместна уже потому, что в пед. процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель - ученик, студент. В этой связи часто говорят, что пед.деят-ть строится по зако нам общения. Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педаго гом, а с целой группой учителей, преподавателей. Когда деят-ть педагогов оказывается совместной, тогда их пед. активность оказывается эфф-ной и развивает личность учащегося. Рассмотрим осн. компоненты пед. деят-ти, составляющие ее стр-ру. 1. компонен пед. деят-ти- знание педагогом потребности, тенден ций обществ-го развития, осн. требований, предъявляемых к человеку. Этот компонент определяет хара ктер и содержание пед.деят-ти, ее цели и задачи по формир-ю личности. 2. компонентом явл. многообра зные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области произ водства, культуры, обществ. отношений, кот. в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В рез-те освоения этих основ у человека формир. осознанное отношение к жизни – мировоззрение. 3. компонентом явл. собственно пед. знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. 4. компонентом пед. деят-ти явл. высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носи теля. Эта общая ф-ция включает в себя ряд более конкретных. К ним относятся: передача знаний, умений и навыков, формир. на этой основе мировоззрения; развитие их интеллект. сил и способностей; обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравств. принципов и навыков поведения в общ-ве; формир. эстет. отношения к действит-сти. Эфф-сть пед. дея-ти в воспитат. процессе требует налаживания обратных связей, организованного получения инф-и о ходе процесса и его рез-ах. В ряде псих.-педаг. работ выделяются группы пед. функций: конструктивная; организаторская; коммуникативная; гностическая. Так, конструктивная ф-ция обеспечивает: а) отбор и орг-цию содержания уч. инф-ии, б) проектирование дея-ти уч-ся, в которой инф-ия м\б усвоена; в) проектирование собственной будущей деят-ти и поведения, какими они д.б. в проце сссе в/действия с уч-ся. Организаторская ф-ция реализуется ч/з орг-цию: а) инф-ии в процессе сообщения ее уч-мся; б) различных видов деят-ти уч-хся;

в) собств. деят-ти и поведения в процессе непосредственного в/действия с уч-ися. Коммуникативная ф-ция предполагает: а) установление правильных в/отношений с уч-ися; б) нормальные, деловые отношения с др. учителями. Гностическая (исслед-кая) ф-ция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздей-ствия на др. людей; б) возрастн. и инд.-психолог. особенностей др. людей; в) особенностей процесса и рез-ов собств. деят-ти, ее достоинств и недостатков. Пед. способности. Для опред-ия уровня проф. готовности педа-гога необх. учитывать проф.спос-ти, кот. определяют успешность образоват. или любой др. деят-ти. Спос-ти:- пед.талант;- рефлексивные спос-ти, т.е. умение услышать и реагировать на обучающегося; - проективные спос-ти (спос-ти проектировать обучающегося на будущее: ты можешь);- экспрессивные способности (энергетика, позитив ный магнетизм);- коммуникативные способности (качество речи, отсутствие дифектов). Уровни: - житейский (накопленный житейский опыт);- низко профес-ый (уровень троишника);- ситуативный (только когда возникла ситуация);- предмоделирующий (четкое понятие взаимосвязей и взаимозависимости явле ний);- моделирующий (педагог предполагает причинно-следственные связи, правильно выбирает способ в/действия с уч-ся, при этом учащийся отличается высокой познавательной активностью).

Б.18. В.1.Формир-ние биб.фонда. Теоретические основы и технологический цикл.

Формир-ие БФ – непрерывный процесс создания, обновления, развития и поддержания БФ в работоспособ-ном состоянии.Формир. БФ основано на законах (з.«Соответствие фонда задачам Б.») и инф.потребностях польз-ей. Цели формирования фондов: - оперативное и полное комплектование отеч. и иностр. лит-ой- создание системы документоснабжения б-ек, гос. учета и хранения книжных богатств страны. Принципы формир-ия БФ: 1) селективность – осн. принцип формир. БФ2) конгруэтность – соотв-ие пользовательской среде3) профилированиекоординирование (напр., краев. Б., научная Б.)4) систематичность и плановость.

1.Принцип селективности. Селективность – отбор, отбор док-ов – основа К. Отбор – определение в процессе комплектования БФ целесообразности приобретения или хранения уже имеющихся док-ов. Критерии отбора – главное определить смысл док-та и оценить его с т.зр. критериев:1)соответствие модели Ф. 2)ценность (науч., худ., историч-я) 3)информативность 4)новизна инф-ции 5)доступность для чит-ля 6)сте- пень раскрытия темы 7)прогнозируемый спрос. Различают первичный отбор, т.е. отбор во внешнем потоке необходимых для приобретения док-ов, и вторичный отбор, осуществляемый в фонде Б. по рез-там изучения его состава и использ-ия с целью докомплектования и освобождения от непрофильн. и устаревших док-ов. Формальные факторы, учитываемые при отборе: При первичном: 1)статус автор или изд-ва 2)особые знаки, указывающие специфику подготовки (грифы для уч. заведений) 3) стр-ра книги (есть ли спр. аппарат, предисловие, большая б/графия со ссылкой на иностр. источники) 4)перевод с ин. яз.5)явл. ли переизданием. При вторичном: 1)узнать не переиздавался ли этот док-т 2)наличие кумулянтов (входит ли в кумулятивный сборник) 3)спрашиваемость (насколько востребовано) 4)представленность изданий по данной теме в Ф. 5)оценка док-ов экспертами, спец-ми (в том случае, если в наличии спец. лит-ра)6)наличие ссылок на этого автора 7)заказ на конкр. фрагментов из книги.

2. Принцип конгруэтности – соотношение м/у непрерывно растущими запросами чит-ей, стимулирующими дальнейший рост и качественное улучшение фондов, и работой биб-к по удовлетворению запросов чит-ей и формулированию их интересов, а с другой - условия, при кот. это соответствие м/б достигнуто. При формир. БФ соответствие выражается прежде всего во взаимоотношениях м/у новыми и ранее присут ствовавшими в фонде док-ми. Новые содержали более емкую и кач-ую инф-ию, остальные - устоявшийся мат-ал, частично устаревший со временем. Их совместное существование составляет сущность БФ.

3. Принцип профилирования – координирования. Профилируя свой фонд, Б. сознательно ограничивает тематику, виды и типы приобретаемых изд-ий, устанавливает необходимую экземплярность, исходя из задач Б. и потребностей ее чит-ей с учетом возможностей их удовлетворения др. биб-ми, с которыми коор- динируется К., т. обр. учитывается включенность конкретной Б. в единый Ф. региона или страны. Общее, особенное и единичное в инф-ых потребностях польз-ей - профилирование имеет отношение к единичным и особенным запросам; координирование – к общим запросам.

4. Принцип систематичности и плановости требует, чтобы форм-ие Ф. осущ-сь регулярно, планомерно и оперативно. Предполагает организацию, управление, прогнозирование, анализ сложившегося состояния, анализ результативности во всех процессах, составляющих процесс формир-ия БФ. Полнота фонда

Выделяется полнота:1) исчерпывающая (прим. к конкретн. Ф.); относительная (м.б.система фондов страны)

2)Распределенный фонд – система биб.фондов, объединенных единым электр. каталогом, координацией в области формир-я ресурсной базы и технологией электр доставки фрагментов текста док-а. М/т полностью удовлетворять инф. запросы. Это понятие реализуется в развитой эл.среде (у нас в стране нет, т.к. нет единого электр. каталога).3) документная – наличие профильных док-ов в Ф.4) инф-ная – обеспечение инф. потребностей ч/з использование фондов других Б. Ядро и сфера документного фонд. Ядро – стабильная часть фонда, постоянно пополняемая, это необходимый минимум док-ов, отражающий ф-ции, тип и профиль Б. Ядро должно отличаться постоянным спросом и явл-ся фундаментом Б. Сфера – дополняет ядро, содержит док-ы активного, но непродолжит. спроса, явл. источником пополнения ядра. Цель создания ядра – предста-вить в Ф. систему самых лучших проф. док-ов, своего рода модель обязательного культурного, науч., учеб. или произв-ого минимума знаний. В ядро могут входить в пределах профиля Ф. док-ты любого вида, года издания, отрасли знания. Главное, чтобы они отвечали осн. критерию повышенной, постоянной и устойчивой ценности. Технология формир-я фондов. Формир-ие фонда - это создание, посто янное развитие БФ и поддержание его в работоспособном сост-ии. Технология формир-ия фонда-совокупность послед. процессов, напр.на превращение хаотичного множества док.в упорядоченную сов-ть, а также хранение и эксплуатацию этой совок-ти. Т.о.технология – направленное воздействие на исходную си- стему, в результате чего система приобретает новые состояния, признаки (исходная система-документопо- ток). Технологический цикл формир-ия Ф. В центре формир. Ф- управление - сознательное воздействие на объект с целью получить желаемый результат.Управ-е начинается с:1) моделирования БФ-позволяет создать образ Ф. и выявить наиболее рациональный способ его формир-я. 2) комплектование -процесс накопления Ф док-ми, его постоянного обновления 3)учет -регистрация док-ов 4)обработка Ф - процесс подготовки док-ов к выдаче 5)размещение – порядок расположения док-ов в Б. 6)хранение – содержание Ф. 7) использова- ние Ф.!Все элементы связаны м/у собой организационно и идеологически.

В.2. Библиографическая деятельность библиотеки. БДБ - это область инф-ой деят-ти по удовлетворению потребностей чит-й в б/граф.инф-ии.Б/граф.работа - это сов-ть процессов и операций по подготовке и использ-ию разнообразных б/граф. ср-в, для отражения и раскрытия фонда биб-ки, активного исполь- зования их реальными читателями. Организационно-функциональная стр-ра б/граф.службы биб-ек разных типов. Б/граф.деят-ть осуществляется в биб-ах всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности состава читателей, объема и профиля работы. БД является «сквозной функцией» биб-и, поскольку и при наличии б/граф.подразделения она осуществляется на всех осн.участках ее работы. Под организацией БД б-ки понимается комплекс мероприятий, направ-ых на обеспечение успешного выполнения биб-ой своих задач с использованием всего арсенала б/граф.ср-в. Организационно- функциональ- ная стр-ра этой службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К в нешним относятся (мы не можем влиять): тип б-ки ее главные задачи; ведомств.принадлежность; состав индивид-ых и коллектив- ных аб.; видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов м/о выделить (можем влиять): кол-во подразделений биб-ки; их территор-ое размещение; число штатных сотрудников; -уровень их проф. подготовки; степень использ-ия ср-в автоматизации. К осн.направлениям БД биб-к относятся: - создание и ведение справочно-б/граф.аппарата (СБА) биб-ки;- составление БП-ий различного цел. и чит. назначения;- б/граф.информи-е; -СБО; - рекомен-дательно-б/граф.деят-ть; - консультативная и метод. работа;- пропаганда б/граф.знаний;- науч.-исслед-ая работа. В основе организации б/граф. деят-ти б-ки любого типа лежат следующие принципы: - нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед биб-ой;- рац-ное сочетание централи-зации и децентрализации в организации б/граф. службы биб-ки;- доступность б/граф.обслуж-ия для всех групп чит-ей, пользующихся услугами биб-ки. Содержание и объем БД б-ки зависят от ее статуса и возложе-нных на нее задач. В б-ках бывают как отделы, так и сектора, группы, 1 библиограф. Вся орг-ция б/фической работы обязательно строго регламентируется в положении о б/граф.отделе, долж-ых инструкциях. Это нужно для того, чтобы знать четко кто чем занимается. Стр-ра организации справочно-б/граф.работы в обл.биб-ке. В ОБ создаются отраслевые и комплексные отделы с целью совершенствования обслуж-ия определенных групп чит-ей. Организация спец. ч/залов и секторов. В структуре каждой ОБ выделен б/граф.отдел. Функции б/граф. отдела обл. биб-ки:1.активно участвует в создании СБА, 2.осуществляет б/граф. информ-ние групп. аб. преимущественно по краевед. тематике, оказывает помощь в этой работе другим подразделениям б-ки.3. СБО. Им занимаются сотрудник и др. секторов. 4.составлении БП. Сектор краевед. б/граф-ии подготавливает текущие указатели типа «Лит-ра о Нов-ой обл-и», рекомендат-ые пособия посвященные знаменат. событиям, известным деятелям - уроженцам области и т. д.5.возглавляет работу биб-ки по пропаганде б/граф. знаний. 6.координационную и метод.работу как внутри биб-ки, так и за ее пределами. Планирование всей БДБ. Метод. функции – оказании помощи как подразделениям ОБ, так и биб-ам области. 7)Б/граф.отдел участвует в централизованных научных исследованиях. Особенности организации б/граф.работы в централизован- ных системах гос-ых мас-ых биб-ек обусловлены спецификой их стр-ры. Она характеризуется наличием биб-ек-филиалов, территориально удаленных от центр. биб-и и друг от друга в пределах города. Кроме того, в структуре больш-ва ЦБС отсутствует б/фический отдел как самостоятельное подразделение ЦБ. Функции б/граф. отдела ЦБС.Б/фы отвечают за все осн. направления б/граф.работы: формир-ие сба, б/граф.информи- рование, СБО, б/граф.обучение чит-й. Спец.биб-ки - (с/х б-ка, б-ка для слепых, б-ки работающие при какой-то организации, вуз. б-ки). Главной задачей б/граф.подразделения в этих биб-х явл-я б/граф.обеспечение управленческой деят-ти министерства, а также науч.-производ-ой деят-ти ученых, спец-ов и раб. подведом-ственных министерству предпр-й, организ-й и учреж-й. Осн. функции б/граф.отдела спец.биб-ки:

- б/фирование отраслевой литературы; (подготовка и издание ретроспективных тем. указателей по актуальным проблемам отрасли, рекомендательные пособия для рабочих отрасли);

- б/граф.информир-е осуществляется с помощью списков, в которые включаются свед-я о книгах, статьях из отеч. и иностр.журналов и др. мат-ах, поступивших в фонд биб-ки;- создание и ведение СБА;-выполне- ние запросов в режиме «запрос-ответ»; - координации б/граф.работы биб-ек подведомственной сети, оказание им помощи в этой работе, а также повышение квалиф-и работников биб-ек отрасли. Вузовские

биб-ки: создание и ведение СБА, составление БП, участие в б/граф.информир-ии, СБО, исслед-ая работа (изучение фонда, потребностей) метод.руководство.Почти все специальные биб-ки используют не только свои базы данных но и др. базы (напр., ВИНИТИ. ИНИОН). Б/граф. функции не б/граф.подразделений

биб-ки. В отделе комплектования создаются и используются б/граф.ср-ва текущего комплектования и доком плектования фонда. Отвечает на запросы читателей о новых поступлениях. Показ новых поступлений в ЦБ, но и выступить на днях инф-ии с обзорами лит-ры. В отделе обработки лит-ы и организации кат-гов осущ-ся аналитико-синтет.обработка поступающих в биб-у док-в, результатом которой явл-ся б/граф. карточки с описанием док-в и индексами применяемой в биб-ке классиф-ой схемы (ББК). В ч/з отд. обслуж-я и абонемента осущ-тся СБО и б/граф.обучение чит-й. Инф-ные потребности. подразделяют на: общественные (объективные), коллективные, индивидуальные (субъективные).Обществ-е потр-ти вытекают из задач соц., экономич-го и культ-го развития города, региона, страны, мирового сообщества. Они не зависят от воли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей, ориентируются именно на обществ. потребности. Они явл.также непременной основой изучения коллективных и индивид. потребностей.Коллективные инф-ые потр-и - это потр-и каких-либо целевых групп, возникающие в ходе решения стоящих перед ними задач. В качестве таких групп напр., в публичной биб-ке могут выступать: учащиеся старших классов, учителя общеобразовательных школ? садоводы-любители и т.д. Основные группы потребителей б/граф.инф-ии. 1.Руководители всех рангов как наиболее квалифицированные спец-ты, наделенных правом принимать решения. 2.Специалисты, занятые в различных отраслях народ.хоз-ва, науки и культуры. 3.Рабочие, фермеры и т. п. Главное внимание при организации б/граф.обслуж-ия уделяется изобретателям, рационализаторам и передовикам про-ва, которые, как правило, явл. наиболее активными читателями б-ек. 4.Студенты, уч. школ, ПУ. Их инф-ые потребности связаны с учебой.

В.3.Информация: виды, свойства, измерение, кодирование. Информатика - это комплексная, тех-ая наука, кот. систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычис.техники, а также принципы функционир-я этих ср-в и методы упр-ния ними. Термин "информатика" происходит от франц.слова Informatique и образован из двух слов: инф-ия и автоматика. Этот термин введен во Фр.в сер. 60-х лет 20в., когда началось широкое использ-ие вычислит. техники. Появление инф-тики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработ ки и передачи инф-ии, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.Предмет инф-ки как науки составляют: аппаратное и программное обеспечение ср-в вычислит.техники;ср-ва взаим-ия аппаратного и программного обеспечения; ср-ва взаимодействия человека с аппа-ми и программ-ми ср-ми. Ср-ва взаимодействия в инф-тике принято называть интерфейсом. Осн.задача инф-тики как науки - это систематизация приемов и методов работы с аппа-ыми и программ. ср-ми вычисл.техники. Цель систематизации состоит в том, чтобы выделять, внедрять и развивать передовые, более эфф-ые технологии автоматизации этапов работы с данными, а также методически обеспечивать новые технолог-ие иссле дования. Инф-тика – область человеч.деят-ти, связанная с процессами преобразования инф-и с помощью компь-ов и других ср-в вычисл.техники. С инф-тикой часто связывают одно из следующих понятий: это либо совокупность опред-ых ср-в преобразования инф-ии, либо фундаментальная наука, либо отрасль производства, либо прикладная дисциплина. Инф-тика как совок-ть ср-в преобразования инф-ии включает тех.ср-ва (hardware), программные продукты (software), математические методы, модели и типовые алго- ритмы (brainware). В состав тех.ср-в входят компь-ры и связанные с ними периферийные устр-ва (монито ры, клавиатуры, принтеры, модемы и т.д.), линии связи, ср-ва оргтехники и т.п., т.е. те материальные ресу рсы, которые обеспечивают преобразование инф-ии, причем главенствующую роль в этом списке играет компьютер. К программ. продуктам относятся операц. системы, системы програм-мирования и проектирования программ. продуктов, разл. прикладные пакеты, такие, как текстовые и графич. редакторы, бух-ские и издат-ие системы и т.д. Математические методы, модели и типовые алгоритмы явл. тем базисом, который положен в основу проектирования и изготовления программного, тех-го ср-ва или др. объекта. Инф-ия – исходное понятие инф-тики. Это совок-ть свед-й (данных), которая воспринимается из окруж. среды (входная инф-ия), выдается в окруж.среду (исходная инф-ия) или сохраняется внутри опред. системы. Инф-ия существует в виде док-ов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных импульсов и т.п.. Важнейшие св-ва инф-ии: объективность и субъективность; полнота; достоверность; адекватность; доступность; актуальность. Объективность инф-ии. Объективный – существующий вне и независимо от человеч-го сознания. Инф-ия – это отражение внешнего объективного мира. Инф-ия объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную инф-ию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную. Достоверность инф-ии. Инф-ия достоверна, если она отражает истинное положение дел. Полнота инф-ии. Инф-ию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная инф-ия может привести к ошибочному выводу или решению. Точность инф-ии определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Актуальность инф-ии – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная инф-ия м/б полезна. Инф-ия подразделяется по форме представления на 2 вида: 1.дискретная форма представления инф-ии - это послед-сть символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся вели- чину (кол-во ДТП, кол-во тяжких преступлений и т.п.); 2.аналоговая или непрерывная форма представления инф-ии - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на опред-ом участке пути и т.п.). По области возникновения выделяют инф-ю: элементарная (механическую), отражает процессы, явления неодушевленной природы; биологическая, отраж.процессы живот. и растит.мира; социальная, отраж.процессы человеч-го общества.

По способу передачи и восприятия различают виды инф-и: визуальную, передаваемую видимыми образами и символами; аудиальную, передаваемую звуками; тактильную, передаваемую ощущениями; органо- лептичес-кую, передаваемую запахами и вкусами; машинную, выдаваемую и воспринимаемую ср-ми выч. техники. Инф-ю, создаваемую и используемую человеком, по обществ. назна-ю можно разбить на3 вида: личную, предназначенную для конкретного человека; массовую, для любого желающего ее пользоваться (обществен-но-полити., научно-популяр. и т.д.); спец-ую, для использ. узким кругом лиц. По способам кодирования выделяют типы инф-и: символьную, основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д.; текстовую, основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки; графическую, осно -ванную на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки. Св-ва инф-и можно рассматривать в 3 аспектах: техническом - это точность, надежность, скорость передачи сигналов и т.д.; семантическом - это передача смысла текста с помощью кодов и прагматическом -насколько эфф-но инф-я влияет на поведение объекта. Инф-ая система. В инф-тике понятие "система" чаще используют относительно набора тех.ср-в и прог -рамм. Инф-ая система - взаимосвязанная совок-ть ср-в, методов и персонала, используемая для сохране- ния, обработки и выдачи инф-и с целью решения конкр. задачи. Совр. понимание инф. системы предусматривает использ-ие компь-а как осн.тех.ср-ва обработки инф-ии. Компь-ры, оснащенные специализированными программ. ср-ми, явл. тех. базой и инструментом инф. системы. В работе инф. системы можно выделить этапы: Зарождение данных – формир. первич.сообщений, которые фиксируют результаты опред. операций, св-ва объектов и субъектов упр-ия, параметры процессов, содерж-е норма тивных и юридич. актов и т.п.. Накопление и систематизация данных - организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных св-й, метод. обновление данных, защита их от искажений, потери, и др. Обработка данных - процессы, в следствии кот. на основании прежде накопленных данных формир. новые виды данных: обобщающие, аналитические, рекоменд-ые, прогнозные. Отображение данных - представление их в форме, пригодной для восприятия человеком. Прежде всего - это вывод на печать, т.е. создание д-ов на так называе-мых твердых (бумаж. носителях. Широко используют построение графич. иллюстративных мат-ов (графиков, диаграмм) и формир. звуковых сигналов. Подавляющее больш-во инф. систем работает в режиме диалога с польз-лем.Типичные программ. компоненты инф. систем включают: диалоговую подсистему ввода-вывода, подсистему, кот. реализует логику диалога, подсистему прикладной логики обработки данных, подсистему логики управления данными. Для сетевых инф. систем важным элементом явл.коммуникац. сервис, обеспечивающий взаим-ие узлов сети при общем решении задачи. Знач-ая часть функц-ых возможностей инф. систем закладывается в системном программном обеспечении: операц-ых системах, системных биб-ках и конструкциях инструментальных ср-в разработки. Кроме программной составной инф-ых систем важную роль играет инф-ная составная, которая задает стр-ру, атрибутику и типы данных, а также тесно связана с логикой управления данными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: