Н. Основы социального управления

76. Социальная группа как объект управления.

Понятия социальная группа и коллектив. Характеристики социальной группы. Развитие социальной группы – этапы развития. Особенности управления на различных этапах развития социальной группы. Групповая динамика как объект социального менеджмента.Процедуры и значение формирования рабочей группы. Развитие рабочей группы. Продуктивная среда групповой деятельности. Команда в сфере администрирования. Факторы эффективности команды.

►Понятия социальная группа и коллектив. Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. ►Характеристики социальной группы. Наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы. ►Развитие социальной группы – этапы развития. Особенности управления на различных этапах развития социальной группы. Этапы развития:Этап 1. Возникновение: Первичные контакты между членами группы, рост численности, выяснение доминирующих ценностей и принятых норм поведения, формирование первоначальной системы межличностных отношений, уточнение социальных позиций и положения в группе, формирование лидерства. Этап 2. Взаимодействие: Общепринятые нормы, являющиеся основой рабочих отношений еще не сложились, сотрудники в своем трудовом поведении руководствуются собственными представлениями о правильных действиях. Этап 3. Формирование рабочих отношений: На этой стадии рабочие взаимодействия между членами группы все больше начинают подчиняться взаимно приемлемым нормам и постепенно принимают характер устойчивых отношений, регулируемых общими для всех правилами. Этап 4. Действие: На данной стадии группа отличается сформировавшей структурой, четким распределением трудовых ролей между ее участниками и добровольным принятием на себя соответствующих обязанностей и ответственности. Этап 5. Распад: Стадия, к которой приходят не все группы. Наступление этой стадии происходит вследствие ряда причин. ►Групповая динамика как объект социального менеджмента Групповая динамика — процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации и приводит к их взаимному удовлетворению. Этот процесс объясняет: 1) принадлежность к группе, привлекательность группы и членства в группе; 2) образование неформальных групп; 3) появление ролей в группе. ►Процедуры и значение формирования рабочей группы. Развитие рабочей группы. Рабочая (целевая) группа — сотрудники, работающие над выполнением одного задания. Развитие группы проходи четыре стадии: 1. Стадия становления. Участники знакомятся друг с другом. 2. Стадия конфронтации. Этап споров и борьбы за власть. 3. Стадия возникновения норм. Происходит распределения обязанностей методом проб и ошибок. 4. Стадия сотрудничества. Происходит рост производительности труда в группе. ►Продуктивная среда групповой деятельности. Первая задача в создании продуктивной рабочей среды -- формирование работоспособной, эффективно действующей команды. Второй задачей, возникающей перед управленческим персоналом в процессе создания продуктивной рабочей среды, является обеспечение сплоченности действующих в организации социальных групп. ►Команда в сфере администрирования. Сотрудники организаций, в которых большие объемы власти, информации, знаний и прав концентрируются в руках высшего звена, постепенно вырабатывают качества, полезные для продвижения вверх по служебной лестнице (навыки манипулирования, «борьбы за место под солнцем», индивидуализм и пр.). Работа в команде формирует у сотрудников качества, которые способствуют поступательному росту организации (навыки сотрудничества, взаимной поддержки, увеличения потенциала каждого и пр.). ►Факторы эффективности команды. 1. Характеристики самой команды: композиция; структура; командные процессы. 2. Характеристики, определяющие положение человека в команде: ожидания команды в отношении данного человека; статус человека в команде; роль, исполняемая членом команды. 3. Композиция команды - это совокупность характеристик как самой команды, так и ее членов, важных с точки зрения команды как единого целого. (численность команды; ее возрастной, половой, национальный, социальный и другой состав.)

77. Социально-психологический климат в коллективе.

Понятие социально-психологического климата. Факторы, влияющие на социально-психологический климат. Пути регуляции социально-психологического климата.

►Понятие социально-психологического климата. Социально-психологический климат определяют как преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.). ►Факторы, влияющие на социально-психологический климат. 1.Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. 2.Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. 3.Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. 4.Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. 5.Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д 6.Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. 7.Психологическая совместимость. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. 8.Характер коммуникаций в организации. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. 9.Стиль руководства.- Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. - Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. - Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. ►Пути регуляции социально-психологического климата. Социально-психологический климат складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности — адаптации, коммуникации и интеграции. Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами рабочей группы. Без нее невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализация личности. Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование социально-психологического климата. Руководитель должен следить за тем, чтобы сотрудники, в разумных пределах, имели возможность общаться друг с другом и вместе с тем в корне пресекать обсуждение подробностей личной жизни коллег в их отсутствие, сплетни и доносы. Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют рабочей группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.

78. Командообразование в организации.

Понятия «команда» и «управленческая команда». Этапы становления команды. Деятельность руководителя по формированию команды. Требования, предъявляемые к членам управленческой команды. Психологические ограничения эффективности деятельности управленческой команды.

►Понятия «команда» и «управленческая команда». Под командой понимается совокупность людей, которые: ощущают свою целостность; чувствуют свою обособленность от "остального мира", стремятся к достижению определенной цели, иногда осознанной, иногда нет. У правленческая команда - группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании (группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором или другим должностным лицом, выполняющим его функцию) и при этом образуют полноценную команду.

►Этапы становления команды.

1. Этап формирования (стадия рабочей группы). Неопределенность и пробные действия, серьезные темы и чувства избегаются. Руководящие указания могут быть неясными, цели и ожидания неясны, выполняется очень мало работы.

2. Этап контрнезависимости и конфликта (стадия псевдокоманды). Проявление конфликта, соперничество за лидерство, цели по-прежнему могут быть неясны, враждебность и неясная позиция, достаточно низкая производительность.

3. Этап выработки норм и правил продуктивного поведения (стадия потенциальной команды). Члены команды полностью не посвящают себя заданию, конфликты прорабатываются, появление чувства командной компетентности, принадлежности и гордости, удовольствие от совместной работы, производительность от средней до высокой.

4. Этап сотрудничества, или рабочий этап (стадия реальной команды). Члены команды работают в полную силу и взаимозависимы, команда чрезвычайно гибко самоорганизуется, нововведения и экспериментирование при решении проблем, понимание друг друга без слов, постоянный личностный рост, высокая степень производительности.

►Требования, предъявляемые к членам управленческой команды. Чтобы управленческая команда работала эффективно, каждый ее член, несмотря на свой пост и высокий статус, должен быть готов делегировать властные полномочия своим коллегам, должен быть открыт критической самооценке и оценке коллег, поддерживать дисциплину и сохранять толерантность в любых, самых сложных условиях. Высокая эффективность команды основана на взаимном доверии ее членов, и только умножение усилий и способностей каждого дает синергетический эффект при решении самых сложных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow