Понятие о конфликтном поведении: сущность, типы, виды, динамика развития

Определение конфликта и его структурных составляющих: субъектов, объекта, предмета, конфликтной ситуации, инцидента. Классификация конфликтов по сферам проявления, длительности, количеству субъектов конфликтного взаимодействия, социальным последствиям, предмету и т.д. Динамика конфликта: этапы, фазы, циклы. Характеристика основных стратегий и тактик поведения в конфликте. Конфликты в коллективе.

►Определение конф-та и его структурных составляющих: субъектов, объекта, предмета, конф-тной ситуации, инцидента. конф-тное поведение - поведение, которое провоцирует появление конф-та. конф-т — противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов; связывается с противоречием или одним и его моментов — борьбой противоположностей. Предмет конф-та – воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конф-та; то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство. Объект конф-та – один из непременных элементов конф-та: конкретная причина, мотивация, движущая сила конф-та. Субъект конф-та — это активная сторона конф-та, способная создать конф-тную ситуацию и влиять на ход конф-та в зависимости от своих интересов. Инцидент – первый открытый этап в динамике конф-та, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон. Существуют четыре основных типа конф-та: • внутриличностный конф-т трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п.; • межличностный конф-т конф-т между двумя и более людьми.; • конф-т между личностью и группой; • межгрупповой конф-т. ►Классификация конф-тов по сферам проявления, длительности, количеству субъектов конф-тного взаимодействия, социальным последствиям, предмету и т.д. 1) По длительности конф-ты бывают: Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов). Длительные (от нескольких часов до нескольких суток). Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение). 2) По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные). 3) По источникам возникновения (конф-ты интересов, ценностей, идентификации). 4) По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконф-ты). По формам борьбы (мирные и немирные). 5) По отношению субъектов к конф-ту (подлинный, случайный, ложный, латентный). 6) По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты). ►Динамика конф-та: этапы, фазы, циклы. Шесть этапов: На этапе 1 «Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конф-та» зарождается конф-т, выявляются мотивы конф-тующих сторон. Этап 2 «Определение истинной проблемы, вызвавшей конф-т» позволяет вскрыть истинную причину возникновения конф-та. На этапе 3 «Поиски возможных вариантов решения конф-та» конф-тующие стороны осуществляют поиск всевозможных вариантов реальных путей урегулирования конф-та, наиболее подходящих для возникшей ситуации. Этап 4 «Разработка и выбор вариантов решения конф-та» направлен на выбор и разработку наиболее реальных вариантов урегулирования конф-та, приемлемых для обеих противоборствующих сторон. На этапе 5 «Процесс урегулирования конф-та» происходит реализация разработанных вариантов урегулирования конф-та. Этапом 6 «Завершение процесса урегулирования конф-та» заканчивается процесс урегулирования конф-та, противоборствующие стороны признают, что конф-т исчерпан, отношения между ними сохраняются. Фазы конф-та: 1) начало конф-та, 2) развитие конф-та, 3) пик конф-та, 4) затухание конф-та, 5) прекращение конф-та, 6) урегулирование конф-та. При остром и длительном конф-те фазы могут циклически повторяться. После фазы «затухание конф-та» (первый цикл) или даже «прекращение конф-та» (второй и третий циклы) может начаться фаза «развитие конф-та» с прохождением фаз пика, затухания, прекращения конф-та, затем может начаться следующий цикл и т.д. Циклы повторяются до тех пор, пока конф-т не будет решен. ►Характеристика основных стратегий и тактик поведения в конф-те. Стратегия поведения в конф-те - это ориентация человека (группы) по отношению к конф-ту, установка на определенные формы поведения в ситуации конф-та: Соперничество, Уход от решения проблемы, Сотрудничество, Компромисс, Приспособление. Стратегии в конф-те реализуются через различные тактики: Тактика захвата и удержания объекта конф-та. Тактика физического насилия (ущерба). Тактика психологического насилия (ущерба): оскорбление, грубость. Тактика давления. Тактика демонстративных действий. Санкционирование - воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения. Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга в конф-те. Тактика фиксации своей позиции, это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д. Тактика дружелюбия. Тактика сделок предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

73. Управление конфликтами в организации.

Конфликтность в менеджменте. Понятие управление конфликтом. Содержание управления конфликтами. Прогнозирование конфликтов и оценка их социальной направленности. Предупреждение и стимулирование конфликтов. Регулирование конфликтов. Разрешение конфликтов. Управление эмоциями в конфликтном взаимодействии. Анализ конфликтного взаимодействия. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Переговорный процесс по разрешению конфликтов.

►Понятие управление конф-том. Содержание управления конф-тами. Управление конф-том — это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конф-тное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс. Управление конф-тами включает в себя: прогнозирование конф-тов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и лодавление конф-тов; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конф-тующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конф-тное действие. ►Прогнозирование конф-тов и оценка их социальной направленности. Прогнозирование конф-тов - это обоснованное предположение о возможности их возникновения и развития. Оно основывается на исследованиях конф-тов и на практической деятельности по диагностики социальных противоречий, которые назревают. ►Предупреждение и стимулирование конф-тов. Предупреждение конф-та — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Стимулирование конф-тов как вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию конфликта. Существуют различные средства стимулирования конфликтов: вынесение проблемного вопроса для публичного обсуждения; критика конфликтной ситуации; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т.д. ►Регулирование конф-тов. это особый вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Этапов регулирования: I этап. Признание реальности конфликта сторонами конфликта. II этап. Легитимизация конфликта, т.е. достижение соглашения между сторонами-конфликта относительно признания и соблюдения установленных норм и правил конфликтного взаимодействия. III этап. Институализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии. ►Разрешение конф-тов. заключительная фаза в процессе управления, которая обеспечивает завершение конфликта. Решение может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при условии устранения его причин, предмета, а также конфликтных ситуаций. Для неполного решения характерно частичное устранение причины или конфликтных ситуаций. ►Управление эмоциями в конф-тном взаимодействии. Решающая роль в управлении эмоциями принадлежит методам психической саморегуляции. Релаксация (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, расслабление. Самовнушение в форме аутогенной тренировки (или аутотренинга). Самовнушение в форме сенсорной репродукции. Представляет собой метод психической саморегуляции состояний, основанный на мысленном воссоздании во всех подробностях приятных образов красивого уютного места, пейзажа и своих ощущений при нахождении там. Медитация (лат. meditatio - размышление, обдумывание) -метод психической саморегуляции при помощи умственных действий, направленных на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, погружения в себя. Люди, владеющие данными методиками психической саморегуляции, более эффективно управляют проявлением своих эмоций, соответственно более эффективно выстраивают и общение, и взаимодействие в условиях конф-та. ►Технологии эффективного общения и рационального поведения в конф-те. Под технологиями эффективного общения понимают такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир) партнеров по общению. ►Переговорный процесс по разрешению конф-тов. Переговорный процесс представляет собой форму участия третьего лица (посредника) в разрешении конф-та. Этот процесс в конф-тологии называется медиацией, а профессиональный посредник – медиатором. Тактика переговорного процесса: 1. «Видимое сотрудничество». Партнер заявляет о своей готовности сотрудничать, создает видимость конструктивного поведения. 2. «Дезориентация партнера». Основной целью здесь является принуждение партнера к действиям в направлении Ваших собственных интересов; 3. «Провокация чувства жалости у партнера». Основной целью этой тактики является усыпление бдительности партнера, снижение его активности, подталкивание на уступки. 4. Ультимативная тактика Она сводится к предъявлению ультиматума в самом начале переговоров. 5. Тактика «выжимания уступок» В этом случае требования предъявляются сопернику не сразу, а поэтапно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: