Основные функции органов государственного управления в регулировании внешнеэкономической деятельности

Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня — федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:

1) федеральных органов государственной власти;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) органов местного самоуправления.

На федеральном уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.

Органы общей компетенции — это органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в формировании и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации. К ним относятся Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. В целях осуществления государственного управления в сфере внешней торговли создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. В результате административной реформы, начавшейся в Российской Федерации в 2004 году, систему таких органов составляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Региональный уровень институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности так же, как и федеральный, представлен государственными органами общей компетенции (глава субъекта Российской Федерации, законодательное собрание, региональная администрация — правительство субъекта Российской Федерации) и органами специальной компетенции (министерства или комитеты, наделенные правительством субъекта Российской Федерации полномочиями по внешнеторговому регулированию).

Наконец, на муниципальном уровне институциональная система включает представительные органы муниципального образования, глав муниципального образования, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования), другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования и другими муниципальными правовыми актами полномочиями во внешнеторговой сфере.

Вторым направлением исследования организационных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности является распределение полномочий между органами, участвующими в механизме государственного регулирования.

Многочисленные полномочия федеральных органов государственной власти во внешнеторговой сфере могут быть объединены в три основные группы.

1. Общеполитические вопросы:

— защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

— формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации.

2. Вопросы, связанные с участием Российской Федерации в международных экономических отношениях:

— заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

— участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

— учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

3. Вопросы, непосредственно касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

— таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

— государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

— установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

— определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров;

— установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

— информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

— создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;

— координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

«Внешнеторговые» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации так же, как и при рассмотрении соответствующих полномочий на федеральном уровне, сгруппируем в несколько блоков.

Во-первых, регионы в лице их государственных органов наделены правом на проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств.

Участниками этих отношений являются, с одной стороны, субъекты Российской Федерации, а с другой — субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, а также органы государственной власти иностранных государств (только в случае выражения согласия на то Правительством Российской Федерации). В соответствии с российским законодательством субъекты Российской Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «о» ст. 72 Конституции Российской Федерации). В развитие данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», устанавливающий общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны заблаговременно уведомлять соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры, о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, которое заключается органами государственной власти субъекта Российской Федерации, должен представляться для согласования в Министерство иностранных дел Российской Федерации, а при необходимости — и в другие федеральные органы исполнительной власти (например, в Минэкономразвития РФ).
В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются установленные согласительные процедуры.

Во-вторых, субъекты Российской Федерации могут содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

В-третьих, субъекты Российской Федерации могут открывать в установленном порядке представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей и по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

В-четвертых, еще одним полномочием, которым наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, является формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности. Целью таких программ является определение долгосрочной концепции их внешнеторговой деятельности.

В-пятых, субъекты Российской Федерации осуществляют информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на своей территории.

Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъектов Российской Федерации обеспечивают специально на то уполномоченные органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты и т.д.).

В-шестых, на региональном уровне могут создаваться страховые и залоговые фонды в области внешнеторговой деятельности.
Местное самоуправление в Российской Федерации пока еще находится в стадии становления. Однако первые результаты муниципальной реформы уже позволяют выявить основные направления внешнеторговой активности муниципальных образований.

На сегодняшний день вопросы внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления остаются неурегулированными или слабо урегулированными большинством субъектов Российской Федерации.

В настоящее время дело обстоит таким образом, что только крупные муниципальные образования могут осуществлять внешнеэкономические связи при условии оказания им содействия со стороны субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут устанавливать конкретный порядок реализации тех или иных внешнеэкономических (внешнеторговых) проектов с участием муниципальных образований.

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующимифункциями: • осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономическойполитикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым еенаправлениям); • подписывать международные соглашения, представлять Россию насоответствующих международных форумах; • регулировать военно-техническое сотрудничество; • определять условия экспорта драгоценных камней, металлов,расщепляющихся материалов. Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимаютзаконы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссииучаствуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчетыруководителей ведомств. Правительство РФ выполняет следующие функции: • проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляетразработку соответствующих программ; • участвует в организации и проведении международных переговоров; • участвует в формировании экспортного и импортного режимов; • осуществляет управление федеральной российской собственностью зарубежом; • регулирует величины ставок таможенного тарифа; • принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка отмассированного импорта; • разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указовПрезидента РФ. Специальным государственным органом регулирования ВЭД являетсяМинистерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят: • государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций посовершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифноерегулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка иинтересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортномконтроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственныхнужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.); • координация действий российских участников ВЭД (разработка мер посовершенствованию внешнеэкономической политики; координация действийфедеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствованиеинституциональной организационной структуры управления ВЭД; координациядействий российских экспортеров и т.д.); • оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ(анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработкеплатежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализэффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня); • кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышениеквалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационнойсистемы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультированиеучастников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций); • создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества синостранными государствами (подписание двусторонних межправительственныхдоговоров и протоколов; участие в деятельности соответствующихмеждународных организаций; борьба против дискриминации российскихэкспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство,участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне ит.д.); • участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп черезвнешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг»,«Росвнешторг» и др.); • руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратовторгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченныхМВЭС в субъектах РФ. В систему МВЭС входят: 1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленногоэкспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества;регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др.Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений). 2. Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговуюдеятельность по определенной номенклатуре товаров. 3. Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая подготовкуруководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы вмеждународных экономических организациях. На обучение принимаются, какправило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы вн ародном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподавателиактивно занимаются консультационной деятельностью. 4. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт(ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей,конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляютсяплатные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняютсясоответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностраннойкоммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческуюинформацию зарубежных информационных агентств. 5. Объединение информационного обеспечения и автоматизированнойобработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком приразработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнениефункций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированнойсистемы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационноеобслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах,снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственноучастников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям,располагает сервисным центром. 6. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играетинститут уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся: • проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всейтерритории России, общий государственный надзор; • обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД междуфедерацией и регионами; • оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД вналаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки; • помощь региональным властям в подготовке и осуществлениигосударственных и региональных программ международного сотрудничества; • регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевыхтоваров. 7. В структуре МВЭС важное место занимают торговые представительстваРФ за рубежом. Их задачи: • защита и представительство интересов российских участников ВЭД встране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказаниеконсультационных услуг; • контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств ироссийских участников ВЭД межгосударственных соглашений; • содействие в установлении и расширении деловых контактов междуфирмами соответствующих государств; • сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания. Министерство экономики, помимо разработки и проведения единойгосударственной социально-экономической политики в целом, также играетважную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует вразработке предложений по экономической политике в сфере международногосотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулированиявнешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ,участвует в составлении платежного баланса страны. Министерствомразрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранныхинвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координируетвзаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросамизаняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества;внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества сгосударствами — участниками СНГ; инвестиционной политики. Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, посоглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения обизменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулируетсистему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяетметодические основы разработки платежного баланса. Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансовусловия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствованиисоответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курсрубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала,выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций.Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту иимпорту. Государственный комитет РФ по науке и технологиям призванконтролировать и координировать международное научно-техническоесотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие вподготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, всовершенствовании законодательной базы международных научно-техническихсвязей. Государственный таможенный комитет (ГТК) непосредственно подчиненПрезиденту РФ и выполняет следующие функции: • осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФгражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества; • принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеровтаможенных сборов; • участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФпосредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискациигрузов, финансовых средств имущества граждан; • осуществляет защиту экономических и иных интересов России черезборьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путемпредотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.; • ведет таможенную статистику; • принимает участие в валютном и экспортном контроле; • принимает участие в разработке таможенного законодательства итаможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: