Понятие и назначение таможенного декларирования

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Декларирование - это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования определяется ФТС России в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации и может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной/

При письменном таможенном декларировании основной формой декларации является грузовая таможенная декларация - ГТД.

Устная форма декларирования применяется при перемещении товаров физическими лицами в сопровождаемом багаже и ручной клади. Законодатель в статье 286 Таможенного кодекса Российской Федерации, например, закрепил, что декларирование товаров, не перечисленных в пункте 2 этой статьи, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации и может производиться в устной форме.

В современной таможенной практике используется понятие конклюдентной формы декларации. Конклюдентная форма декларирования - форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. Декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется, например, в международных аэропортах. Там организована система «зеленых коридоров» пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.

Возможность декларирования в форме подачи сведений в электронном виде является логическим продолжением положений, закрепленных законодателем в других статьях Таможенного кодекса Российской Федерации, например в пункте 3 статьи 72: «Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов...».

Все перечисленные формы таможенного декларирования направлены на то, чтобы сведения, которые в них заявляются, объективно и полно отражали фактические данные.

Стадия основного таможенного оформления предназначена для таможенного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации декларированию также подлежат товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется (в том числе при отсутствии факта перемещения через таможенную границу Российской Федерации).

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей/

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Выполняет следующие функции:

- обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

- служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;

- носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).

63. Понятие и сущность содержание таможенного режима экспорта товаров.

Экспорт товаров — это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их возвращении обратно (ст. 97 ТК РФ). Аналогичное определение экспорта содержится и в Федеральном законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 7), приравнивая к экспорту также и отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории России (в частности, операции, предусматривающие закупку иностранным лицом товаров у российского лица и передачу его другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за границу).

Таможенным кодексом РФ (ст. 98, 99) установлены следующие обязательные требования (условия) для экспорта товаров:

— уплата вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей,

— соблюдение мер экономической политики,

— вывоз товаров в неизменном их состоянии с момента принятия таможенной декларации, за исключением случаев изменения состояния товаров вследствие их естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Одной из особенностей экспорта в Российской Федерации является специальный экспортный контроль за вывозом из страны отдельных категорий товаров, таких как, например, вооружение и военная техника, сырье, материалы, оборудование и технологии, используемые или могущие быть использованными (товары так называемого «двойного назначения») для создания оружия массового уничтожения, и пр. В соответствии с положениями Федеральных законов РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «Об экспортном контроле» в нем участвуют не только таможенные, но и многие другие органы исполнительной власти Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 98 ТК РФ при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные ранее суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Вывоз товаров в соответствии с режимом экспорта регулируется различными средствами и мерами, входящими в общую систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и мерами нетарифного регулирования: ограничением экспорта исходя из соображений общественной морали и правопорядка, необходимости предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, выполнения международных обязательств России и по другим основаниям, а также лицензированием и квотированием экспорта отдельных видов товаров.

Другими важными элементами действующей системы государственного регулирования экспорта являются действующий с начала 1994 г. механизм валютного контроля за экспортными поступлениями сделок и регистрация экспортных контрактов.

Контроль за поступлением валютной выручки по экспортным сделкам был введен с 1 января 1994 г. в отношении стратегически важных сырьевых товаров, а с марта 1994 г. — всех остальных товаров.

При вывозе некоторых иных видов товаров в соответствии с режимом экспорта также установлено представление таможенным органам специальных документов (разрешений). Так, для вывоза из России культурных ценностей необходимо предъявлять таможенному органу при их оформлении свидетельство, выдаваемое Федеральной службой РФ по сохранению культурных ценностей.

Российские товары, вывезенные с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта, в соответствии со ст. 32 ТК РФ могут быть возвращены обратно в Россию в режиме реимпорта.

64. Выпуск для внутреннего потребления: понятие, содержание, требования, виды выпуска.

Выпуск для внутреннего потребления – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

1 Характеристика таможенного режима выпуск для внутреннего потребления
Выпуск для внутреннего потребления относится: [14]

1 по виду к основным таможенным режимам

2 по функциональному признаку к стандартным (наиболее распространены и применяются для большинства перемещаемых товаров);

3 по организационному критерию к разрешительным;

4 по продолжительности действия к постоянным (не предусматривают конкретных сроков);

5 исходя из целей таможенного дела:

a) к фискальным (преследуют цель пополнения федерального бюджета);

b) к защитным (ограничивают доступ иностранных товаров на внутренний рынок, охраняют интересы отечественной продукции);

c) к стимулирующие (необходимы для активизации оборота внешней торговли, привлечение иностранных инвестиций, создание условий для развития отдельных отраслей промышленности);

6 в зависимости от направления движения:

a) экспортным;

b) импортным;

c) смешанным.
1.1 Основные положения таможенного режима выпуск для внутреннего потребления
Выпуск товаров для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их обратном вывозе.

Основной характеристикой данного таможенного режима является возможность пользоваться и (или) распоряжаться товарами после их выпуска без каких-либо ограничений, в том числе временного характера, т.е. товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации (статья 164 ТК РФ).

Условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления являются: - уплата всех таможенных платежей (таможенной пошлины, налогов и сборов за таможенное оформление) на момент заявления таможенного режима; - соблюдение всех запретов и ограничений (в том числе экономического характера), установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Следует учитывать, что несоблюдение таких мер влечет условный выпуск товаров, что, в свою очередь, предопределяет статус таких товаров как иностранных и налагает ряд ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением указанными товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом). Например, в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, на использование (эксплуатацию, потребление) таких товаров налагается запрет (статья 151 ТК РФ). Также будут считаться условно выпущенными товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы подлежащих уплате таможенных платежей.[11]

Одной из особенностей таможенного режима выпуска для внутреннего потребления является совпадение моментов помещения товаров под таможенный режим (момент начала действия таможенного режима) и окончания действия таможенного режима. Таким моментом является выпуск товаров. Момент окончания действия рассматриваемого таможенного режима сопряжен с изменением статуса товаров как находящихся под таможенным контролем иностранных товаров на товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации. Выдача таможенным органом разрешения на выпуск товаров для внутреннего потребления осуществляется путем проставления отметок о выпуске товаров в таможенной декларации, заполненной в соответствии с порядком, установленным приказомФТС РФ от 11 августа 2006 г. номер 762 (в ред. приказа ФТС РФ от 04.09.2007 N 1057) «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации». Осуществление таможенным органом выпуска в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления приводит к изменению статуса товара для таможенных целей - товар считается находящимся в свободном обращении.

Вместе с тем следует учитывать, что в случае осуществления условного выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, на пользование и распоряжение товарами может быть наложен ряд ограничений до момента выполнения в полном объеме всех требований и соблюдения условий, необходимых для осуществления выпуска товаров. До выполнения таких требований и соблюдения условий такие товары рассматриваются для таможенных целей как иностранные.
1.2 Приобретение товарами статуса для таможенных целей выпущенными в свободное обращение
Свободное обращение - это оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску.

Выпуск товаров для свободного обращения, при условии уплаты всех необходимых таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения ограничений:

1 таможенно-тарифного регулирования;

2 нетарифного регулирования;

3 запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4 мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. [3]

Так же устанавливается критерии режима выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, происходящих из иностранных государств:

1 в соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров; [4]

2 технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения;

3 товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Российской Федерации. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, связанных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении товара;

4 товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международных договоров с Российской Федерацией о предоставлении товарам российского происхождения режима, в соответствии с законодательством Российской Федерации может предоставляться иной режим регулирования. [3]

Товары, выпущенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают статус российских товаров. Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (с целью оформления товаров для свободного обращения) может быть заявлен не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории РФ в соответствии с ранее заявленным таможенным режимом. Например, в случаях выпуска в свободное обращение:- иностранных товаров для переработки и (или) продуктов их переработки;- временно ввезенных товаров;- товаров, хранящихся на таможенном складе.

Выпущенные в свободное обращение товары поступают в распоряжение любого лица, которое имеет на них имущественные или неимущественные права, снимаются с таможенного контроля и могут быть помещены под иной таможенный режим, если это предусмотрено законодательством.

Таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения в основном соответствует поступлению в Россию товаров, закупленных за рубежом по контрактам. То есть, как правило, он используется при осуществлении обычных импортных операций, когда товары ввозятся для потребления населением, нужду предприятий и организаций и т.д.

Существует ряд особенностей применения данного таможенного режима:

1 в некоторых случаях выпуска товаров для свободного обращения, например, при безвозмездной передаче товаров российским лицам (гуманитарная и техническая помощь) возможно освобождением от уплаты определенных видов платежей. В то же время, в случае дара товаров российскому лицу освобождение от уплаты таможенных платежей не производится;

2 кроме того, в соответствии с таможенным законодательством России, товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации, приобретают статус российских товаров. Поэтому, когда подобные товары помещаются под иной таможенный режим, к ним применяются все меры экономической политики и таможенные платежи, соответствующие этому таможенному режиму. Если под таможенный режим выпуска для свободного обращения помещаются товары российского происхождения, ранее вывезенные с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, ввозная таможенная пошлина по ним взимается по базовой ставке импортного тарифа как по товарам, происходящим из государств, которым Россия предоставляет режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Перечень рисков при выпуске товаров в свободное обращение:

1 расхождение сведений, содержащихся в электронном уведомлении, поступившем из таможенного органа отправления, документе контроля доставки или книжке МДП, со сведениями, заявленными в грузовой таможенной декларации (далее ГТД), если указанные расхождения приведут к уменьшению величины причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов;

2 заявление в одной ГТД товаров, доставленных в нескольких автотранспортных средствах, вагонах или контейнерах (за исключением наливных, насыпных грузов, товаров, перевозимых железнодорожным транспортом в открытом подвижном составе), одной партии товаров, перевозимых в одном автотранспортном средстве, вагоне или контейнере в нескольких ГТД (дробление одной партии товаров);

3 представление для таможенного оформления товаров в таможенный орган, отличный от таможенного органа, указанного в документе контроля доставки или книжке МДП;

4 наличие в документе контроля доставки или книжке МДП, транспортных и товаросопроводительных документах противоречивых сведений о весе, наименовании или стоимости товаров, стране происхождения товара;

5 наличие в документе контроля доставки или книжке МДП, транспортных и товаросопроводительных документах исправлений и подчисток, незаверенных в установленном порядке;

6 непредставление хотя бы одного из документов, необходимых для целей таможенного оформления;

7 наличие вступивших в силу в отношении получателя товаров, постановлений таможенного органа по делам о нарушении таможенных правил;

8 заявление в ГТД товаров, отнесенных к "группе риска" или группе"прикрытия" (список товаров доводится ФТС России), а также бывших в употреблении товаров, независимо от количества указанных товаров в одном автотранспортном средстве, вагоне или контейнере;

9 отсутствие учетной карты участника ВЭД;

10 значительная разница между весом брутто и весом нетто товаров (более 20%), перевозимых в одном автотранспортном средстве, вагоне или контейнере, без учета веса транспортного средства и транспортного оборудования. [11]

Типовой порядок проведения согласования решений о выпуске товаров в свободное обращение:


1 Согласование решений о выпуске товаров в свободное обращение (далее согласование) проводится отделами контроля таможенного оформления или, в случаях отсутствия таковых, структурными подразделениями таможенного органа, в ведении которых находятся вопросы организации таможенного контроля (далее ОКТО) при наличии рисков, перечисленных выше (далее риски);

2 В случае обнаружения при таможенном контроле рисков, должностное лицо отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее ОТО и ТК) или таможенного поста (далее ТП) незамедлительно докладывают начальнику ОТО и ТК или ТП;

3 Начальник ОТО и ТК или ТП в течение 30 минут после прохождения первых четырех этапов основного таможенного оформления, включая таможенный досмотр, составляет письменное уведомление о согласовании;

4 Уведомление о согласовании, не позднее следующего рабочего дня, направляется в ОКТО таможни вместе с документами, представляемыми для целей таможенного оформления;

5 Согласование осуществляется в ОКТО в течение одного рабочего дня - если согласование производится без повторного досмотра и не более трех дней - если принято решение о повторном досмотре;

6 При проведении согласования, в необходимых случаях могут привлекаться иные функциональные отделы таможни. Повторный досмотр может производиться по поручению ОКТО иными ОТО и ТК или ТП. Акт повторного таможенного досмотра представляется в ОКТО;

7 При согласовании могут быть запрошены дополнительные документы и сведения для принятия решения. В этом случае срок согласования осуществляется с момента представления в ОКТО таких документов и сведений;

8 После согласования должностное лицо ОКТО, ответственное за согласование, подписывает уведомление и заверяет его личной номерной печатью и представляет начальнику ОКТО для утверждения. Оригинал уведомления в тот же день направляется в ОТО и ТК или ТП, а копия остается в ОКТО;

9 В случае если ОТО и ТК (ТП) находится на значительном удалении от ОКТО, согласование может производиться с использованием имеющихся средств связи и передачи информации;

10 При обнаружении в процессе согласования нарушений порядка таможенного оформления и таможенного контроля, начальник ОКТО письменно докладывает заместителю начальника таможни, в ведении которого находится вопросы организации таможенного контроля.
1.3 Условный выпуск товаров
Условному выпуску товары подлежат в случае:

1 если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;

2 если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации;

3 если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. [3]

Товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.

Товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счет Федерального казначейства не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: