Управление по целям 2000-2010

На пороге XXI в. (2000-е гг.) наибольшее развитие получила концепция управления по целям. Основная идея концепции управления по целям (MBO – Management by Objectives) заключается в структуризации и завертывании целей с последующим проектированием системы организа­ции и мотивации достижения этих целей.

МВО детализирует целевые установки, отражающие детализацию целей для отраслевого менеджмента, финан­сового менеджмента, управления персоналом, управления проектированием, маркетинга, управления производством и т.д. Концепция управления по целям ориентирована на инновационные и международные процессы, включая син­тез деятельности людей и высоких технологий, демократи­зацию управления, участие работающих в прибылях, усиле­ние международного характера управления.

Таким образом, концепция управления по целям пред­полагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и т.д.

Иными словами, каждый сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функ­циональную задачу.

Принципы управления по целям исходят из следующих предпосылок:

- система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;

- каждый руководитель, на всех уровнях, должен иметь чёткие цели в рамках возложенных на него обязанностей;

- цели и задачи всех менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их выполнению;

- управляющие и исполнители совместно формируют функции и добиваются их выполнения путём взаимных консультаций; формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.

Пять базовых принципов управления по целям:

1. Цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого ее сотрудника. Причем цели сотрудников должны напрямую вытекать из целей организации.

2. Цели разрабатываются "сверху вниз" для обеспечения связи со стратегией и "снизу вверх" для достижения релевантности к сотруднику.

3. Участие в принятие решений. Процедура разработки целей для сотрудника - это процесс его совместного творчества с непосредственным руководителем. Цели не просто "спускаются сверху", они действительно разрабатываются начальником и подчиненным совместно. В ходе обсуждений и руководитель, и подчиненный начинают лучше понимать, что именно необходимо делать и каким образом.

4. Оценка проделанной работы и постоянная обратная связь.

5. Все цели должны соответствовать правилу "SMART" (точность (Specific), измеримость (Measurable), достижимость (Achievable), реалистичность (Realistic), своевременность (Timely)), тогда их можно использовать для построения эффективной системы мотивации персонала.

Менеджмент качества в начале XXI в. (девятый этап развития), становится ведущим менеджментом фирм. Происходит про­цесс сращивания менеджмента качества MBQ и менедж­мента организации MBO (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: