На пороге XXI в. (2000-е гг.) наибольшее развитие получила концепция управления по целям. Основная идея концепции управления по целям (MBO – Management by Objectives) заключается в структуризации и завертывании целей с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей.
МВО детализирует целевые установки, отражающие детализацию целей для отраслевого менеджмента, финансового менеджмента, управления персоналом, управления проектированием, маркетинга, управления производством и т.д. Концепция управления по целям ориентирована на инновационные и международные процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления.
Таким образом, концепция управления по целям предполагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и т.д.
|
|
Иными словами, каждый сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функциональную задачу.
Принципы управления по целям исходят из следующих предпосылок:
- система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;
- каждый руководитель, на всех уровнях, должен иметь чёткие цели в рамках возложенных на него обязанностей;
- цели и задачи всех менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их выполнению;
- управляющие и исполнители совместно формируют функции и добиваются их выполнения путём взаимных консультаций; формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.
Пять базовых принципов управления по целям:
1. Цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого ее сотрудника. Причем цели сотрудников должны напрямую вытекать из целей организации.
2. Цели разрабатываются "сверху вниз" для обеспечения связи со стратегией и "снизу вверх" для достижения релевантности к сотруднику.
3. Участие в принятие решений. Процедура разработки целей для сотрудника - это процесс его совместного творчества с непосредственным руководителем. Цели не просто "спускаются сверху", они действительно разрабатываются начальником и подчиненным совместно. В ходе обсуждений и руководитель, и подчиненный начинают лучше понимать, что именно необходимо делать и каким образом.
4. Оценка проделанной работы и постоянная обратная связь.
|
|
5. Все цели должны соответствовать правилу "SMART" (точность (Specific), измеримость (Measurable), достижимость (Achievable), реалистичность (Realistic), своевременность (Timely)), тогда их можно использовать для построения эффективной системы мотивации персонала.
Менеджмент качества в начале XXI в. (девятый этап развития), становится ведущим менеджментом фирм. Происходит процесс сращивания менеджмента качества MBQ и менеджмента организации MBO (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.