Избирательная система Российской Федерации

«избирательная система» употребляется в узком смысле – как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite – большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Мажоритарная система относительного большинства

Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система абсолютного большинства

Она требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа (50 % + 1 голос). Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

В Российской Федерации применяется для выборов Президента. «Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования».

Второй избирательной системой, применяющейся и в Российской Федерации, является система пропорционального представительства политических партий (пропорциональная избирательная система). Главная идея этой системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Применяется на федеральном уровне для выборов депутатов Государственной Думы.

Референдум - (от латинского — «должное быть сообщенным») - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона или силу важного постановления местного самоуправления.

Виды референдума:

1. Общегосударственный, субъекта РФ и местный референдум;

2. Обязательный и факультативный референдум. В первом случае нормативный правовой акт устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума. Факультативный референдум означает, что решение по предлагаемому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;

3. Конституционный и обыкновенный референдум. В первом случае на референдум выносится проект конституции или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения;

4. Утверждающий референдум (путем референдума избиратели утверждают решение) и отменяющий (об отмене принятых ранее законов парламента);

5. Международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т.д.).

В России проведение общегосударственного референдума регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме РФ».

Назначает референдум Президент Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: