Самое важное понятие маркетинга – нужда человека. Нужда – это испытываемое человеком недостаток в чем-то необходимом.
У людей множество самых разнообразных нужд. Их делят на физические – нужда в пище, одежде, тепле и безопасности; социальные – в общении и привязанностях; индивидуальные – потребности в знаниях и самовыражении. Все эти нужды обусловлены человеческой природой. Когда нужда не удовлетворена, человек делает одно из двух:
1. либо ищет средство, с помощью, которого можно удовлетворить нужду;
2. либо стараемся снизить потребность в ее удовлетворении.
В развитых странах люди стараются сделать товары удовлетворяющие возникшие потребности. В менее развитых странах люди стараются умерить свои желания или удовлетворить их с помощью того, что имеется в их распоряжении.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Абрахам Маслоу дал классификацию потребности личности:
a) Физиологическая (в еде, жилье, продолжении рода);
|
|
b) В безопасности своего существования;
c) Социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других);
d) Престижные (авторитет со стороны других, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуваженеия;
e) В самовыражении (т.е. в полном использовании и реализации своих возможностей в достижении целей и личном росте);
Человеческие потребности растут по мере развития общества. В месте с ними возрастает количество объектов, вызывающих у людей желание обладать ими. Производители стараются расширить ассортимент товаров и услуг, способных удовлетворить эти потребности, с другой – стимулируют появление новых потребностей.
Потребности людей не ограничены, поэтому человек выбирает товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способные обеспечить максимальное удовлетворение с учетом своих финансовых возможностей. Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, то они переходят в категорию запросов. Например, Honda Civic – это скорость, низкая цена, экономия горючего, а Mercedes – это комфорт, роскошь, показатель высокого общественного положения.