Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
При помощи комплексного маркетингового исследования решаются следующие задачи:
- - изучение характеристик рынка;
- потенциальных его возможностей;
- анализ распределения долей рынка между фирмами;
- анализ сбыта;
- изучение тенденций деловой активности;
- изучение товаров конкурентов;
- краткосрочное прогнозирование;
- изучение реакции на новый товар и его потенциала;
- долгосрочное прогнозирование;
- изучение политики цен.
Для достижения этой цели перед маркетинговыми исследованиями ставятся следующие задачи:
1. сбор, обработка и сводка информации;
2. оценка и анализ конъюнктуры* рынка;
3. оценка, анализ и прогнозирование собственных возможностей фирмы;
4. оценка и анализ возможностей, активности конкурентов (доля конкурентов в сегменте рынка, доля прибыли в цене);
5. постоянные замеры количественных параметров рынка и определение его емкости;
|
|
6. прогнозирование спроса (прогноз реализованного спроса + неудовлетворенный спрос);
7. выявление и оценка коммерческого риска;
8. информационно-аналитическое обоснование маркетинговых стратегий и маркетинговых программ;
9. информационно-аналитическое обеспечение стратегий ценообразования;
10. выявление предпочтений и мнений потребителей;
11. оценка эффективности рекламы;
12. тестирование товара (он должен отвечать стандарту рынка, хотя бы среднему);
13. анализ эффективности товародвижения;
14. постоянный контроль над ходом выполнения программ маркетинга.
Маркетинговые исследования подчиняются единым научным требованиям; базируются на общих теориях, методологических принципах и преследуют общие цели. Исследования проводят в зависимости от специализации предприятия и его проблем, не существует единой классификации направлений исследований.
Предпочтительными направлениями маркетинговых исследований по рейтингу зарубежных компаний:
1. Исследование рекламы (эффективность рекламы, реклама конкурентов);
2. Исследование экономики бизнеса (прогнозирование краткосрочных, долгосрочных цен);
3. Исследование корпоративной активности (изучение прав потребителей, социальных ценностей).
4. Исследование продукта (реакция на продукт, конкурентоспособность, дизайн, физические характеристики);
5. Исследование рынка и сбыта (измерение рыночного потенциала, рыночной доли, анализ сбыта, стимулирование сбыта);
Актуальность отдельных направлений исследований может меняться по времени.