Основные этапы развития литературно-художественных журналов в России

1 этап начинается в январе 1755 года с выхода в свет первого русского журнала Российской Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» и заканчивается началом эпохи Н.М. Карамзина в журналистике, то есть публикацией его знаменитого «Московского журнала». Этот период зарождения литературно-художественных журналов можно назвать докарамзинский;

2 этап – это время становления классического русского журнала, выделение его главных типологических моделей, формирование вокруг журналов политических пристрастий и религиозных воззрений в российской общественной мысли. Начинается этот этап созданием по сути первого журнала, соответствующего современным представлениям о журнале русского типа - «Вестник Европы» под редакцией Н.М. Карамзина и М.Т. Каченовского и заканчивается закрытием по цензурным соображениям «Отечественных записок» в 1863 г. Этот этап можно назвать этапом становления русского журнала;

3 этап – это этап борьбы идеологий, размежевания общества, подготовки революционного сознания в кругах российской интеллигенции, который можно назвать этапом формирования революционного сознания.По времени этот этап начинается на рубеже веков и заканчивается полным крахом российской государственности в 1917г. Это этап трансформации российского толстого литературного журнала в общественно-политический;

4 этап – это советский период в истории развития толстого журнала, внутри которого следует выделить два периода:

- период жёсткой регламентации журнальной деятельности от 1 Всероссийского съезда Союза писателей в 1934 г. и объявления основным методом советской литературы социалистического реализма до знаменитой «хрущевской оттепели», начатой после выступления Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г.;

- период расцвета толстого русского журнала как нового типа советской журнальной периодики, когда в течение двух лет на всей территории СССР были открыты более 150 литературно-художественных и общественно-политических журналов, ставших властителями дум самых широких масс советской интеллигенции и подготовивших новую революцию 90-х годов прошлого века. Это время «Нового мира», «Нашего современника», «Москвы», «Знамени», «Юности», «Урала», «Сибирских огней», «Простора», «Дона», «Кубани» и т.д.;

5 этап – постсоветский период существования и «выживания» журнальной периодики;

6 этап зарождается: кроме традиционных печатных изданий в бытовании литературно-художественных журналов определился переход на электронные носители, от электронных версий известных брендов до первых оригинальных, самостоятельных электронных изданий.

***

толстые литературные журналы ныне являются культурными институтами, объединяющими российскую интеллигенцию. С другой стороны, это трибуна, с которой гражданское общество высказывает и определяет ценностные приоритеты, результаты своих духовно-нравственных исканий, тем самым определяя перспективы развития демократических преобразований в России.

Необходимо отметить, что российские литературно-художественные журналы также выполняют культуросохраняющую функцию, сберегая жанровое разнообразие современной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: