double arrow

Логическое основание политико-правового учения. Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: человек как политическое тело (гражданин)

Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: человек как политическое тело (гражданин).

Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Содержание политико-правового учения. Концепция договорного происхождения государства. Гоббс различает: догосударственное, т.е. естественное, состояние и государственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).

В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом. Естественное право — это «свобода всякого человека а делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством». Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes), состояние постоянного страха за свою жизнь.

Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Гоббс различает три фундаментальных естественных закона:

1) «следует искать мира и следовать ему» (закон как цель);

2) Отказаться от права на все вещи (закон как средство). — это для Гоббса значит «упразднить общность имущества» и установить право собственности, отсутствие которого в естественном состоянии — причина «войны всех против всех»;

3) «люди должны выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения» (закон как долг).

Чтобы естественные законы соблюдались всеми необходима общая для людей власть, необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лица».

Отрицание права индивидов на сопротивление государству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчинении суверену, а не отдельные договоры с ним. Поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Следовательно, ни один суверен «не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных».

Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие.

Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и пригодность формы правления для обеспечения безопасности людей.

Гоббс выделяет три формы правления государства:

• монархию; общие интересы больше всего совпадают с частными интересами

• аристократию; «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».

• демократию - верховная власть принадлежит собранию всех.

Гоббс считает неограниченную монархию предпочтительной формой правления государства для обеспечения безопасности людей, поскольку благо монарха тождественно благу государства.

Образ государства. Государство представляется ему искусственным человеком огромных размеров — Левиафаном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках — символы государственной власти.

Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым:

è верховная власть — душа

è магистраты — суставы;

è награда и наказание — нервы;

è благосостояние и богатство частных лиц — это сила;

è безопасность народа — занятие;

è справедливость и законы — искусственный разум и воля;

è гражданский мир — здоровье; — > смута — болезнь;

è гражданская война — смерть.

Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько математически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотетического естественного состояния. Идеи Гоббса были восприняты основателем школы юридического позитивизма Дж. Остином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: