Философия прав человека

§ 1. Понятие и принципы прав человека

По вопросу о том, что представляют собой права человека, сложилось в целом единодушное представление, а именно: права человека - это такие права, которые имеет или должен иметь человек. Они представляют для всех абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и интересы и связанные с ними права и свободы, их содержание изменяются от одного периода развития общества к другому. Таким образом, права человека носят абсолютный и одновременно исторический характер.

Права человека - это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. Они представляют собой жизненную потребность самовыражения личности. Только обладание правами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью. В то же время они обусловливаются социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства. Иначе говоря, права человека - основные права и свободы, которые заключены в самой сущности человека как человека по его определению и понятию.

Из сказанного следует, что права человека представляют собой атрибутивное, неотъемлемое свойство личности, формирующееся в контексте социального бытия. Они (права) обусловлены природой человека, под которой обычно подразумеваются стойкие, неизменные черты и свойства, которые присущи homo sapiens во все времена. Среди этих свойств выделяют, во-первых, разумность и способность человека к членораздельной речи и, во-вторых, способность к общению, совместной целесообразной деятельности. Третьим важнейшим свойством человека являются его основные права и свободы <1>. Их нельзя передать другому человеку или государству. Только обладая этим атрибутивным свойством, человек может эффективно, самостоятельно использовать все свои другие свойства и развивать созидательные способности.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. Минск, 2002. С. 39.

Данный подход к пониманию проблемы сущности прав человека разделяется многими философами, правоведами, политологами. К примеру, ученый-юрист Л.С. Явич пишет, что "права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качества человеческой личности, обусловленные данной ступенью исторического развития общества" <1>.

--------------------------------

<1> Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 64.

Ранее существовавший в нашей стране подход к проблеме прав человека носил узкоклассовый, политизированный характер и опирался на материалистическое понимание истории, согласно которому сущность человека сводится к совокупности всех общественных отношений. Такое понимание человека не оставляло места для существования самобытной личности, обладающей от рождения определенными правами. Оно исходило из идеологического постулата, что "человека вообще" не существует, есть только представители определенных классов и социальных групп, обладающих различными интересами, правами и духовными ценностями.

Современная концепция прав человека исходит из того, что человек - это часть общества, но он вступает в определенные общественные отношения как самоценная личность. От признания и реализации ее прав и свобод непосредственно зависит характер этих социальных отношений. В этом отражается гуманистическая направленность теории прав человека <1>.

--------------------------------

<1> См.: Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевича. С. 17.

Права человека характеризуются рядом признаков <1>:

--------------------------------

<1> См.: Комаров С.А. Обществознание: Учебное пособие. М., 2000. С. 153 - 154.

- они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

- складываются объективно и не зависят от государственного признания;

- принадлежат индивиду от рождения;

- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.д.);

- признаются высшей социальной ценностью, выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его содержания;

- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Когда речь идет о правах человека, имеются в виду права "другого", ибо в обществе, где не признаются права любого человека, никаких прав быть не может. Это своего рода общественный договор, соглашение о взаимном уважении неотъемлемых прав каждого. Это и выражается в отношениях между людьми, человеком, обществом и государством по поводу признания у каждого человека естественных, присущих ему как человеческому существу жизненно важных свойств, потребностей и интересов.

Права человека не есть нечто даруемое. Они как базовые моральные ценности существуют независимо от социально-классовой структуры и политического строя общества или закрепления в юридических нормах. Государство может либо уважать и гарантировать их либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие от рождения основные права и свободы оно не может. Они при любых условиях будут существовать.

Права человека - это общесоциальное понятие. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей. Проблема прав человека потому и возникает, что индивид по природе - существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому он становится человеком только среди людей.

Чтобы понять суть проблемы, обратимся к классическому примеру - робинзонады. Все отношения между Робинзоном и вещами, находящимися на острове, где он оказался, и представляющими его самодельное богатство, просты и прозрачны. Но в них уже заключены все существенные определения стоимости. Но вот вопрос о правах человека Робинзона был бы, наверное, некорректным. У него есть, разумеется, право выжить на необитаемом острове, как у растений и животных, населяющих эту территорию. Это право можно было бы назвать органическим. Но никакого социального смысла оно не имеет. В реальной жизни, в отличие от робинзонады, каждый человек - член какого-нибудь сообщества: рода, семьи, племени, страны. И только в обществе человек может определиться как личность, индивид.

Возьмем, к примеру, первобытное общество. Оно еще примитивно, однако отличается от животного стада определенной степенью нормативности: здесь мы видим разделение труда по полу и возрасту, определенные обязанности каждого члена первобытного (общества), коллектива. Мы наблюдаем в первобытном коллективе, хотя и хрупкую, первичную социальность. И в родовом строе были люди с отклоняющимся (девиантным) поведением. И это требовало установленных социальных норм, с тем чтобы упорядочивать поведение и взаимные отношения людей.

Человек является частью природы. Одновременно он находится в центре всех социальных связей. С учетом этого сущность прав человека следует раскрывать в системе его внутренних и внешних взаимодействий.

К внутренним связям человека относится взаимодействие сознания человека с его собственными потребностями. Цепочка взаимодействий здесь выглядит так: потребность формирует интерес и порождает притязания. В сложном взаимодействии они влияют на сознание. Следует обратить внимание в этой цепочке взаимодействий на категорию интереса. В ряде случаев права человека определяются через интерес. Известна формула: "права человека - это защищенный интерес". Потребности, интересы и притязания не могут быть безграничными. Они не могут также существовать и проявляться отдельно от притязаний других лиц. Понимание этого привело к появлению жизненного правила: "Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе".

Таким образом, взаимоотношения между самим человеком и его правом выступают главной внутренней связью структуры прав человека.

Защита прав и свобод индивида - дело не только и не столько самого носителя прав и свобод - отдельного человека. Это прежде всего дело общества, государства, разного рода организаций, отдельных граждан, связь с которыми представляет собой систему внешних взаимодействий человека.

Во взаимодействии с ними раскрывается содержание рассматриваемых здесь категорий: "интересы", "притязания", "свобода" и "ответственность", т.е. речь идет о взаимодействии с внешними по отношению к человеку институтами общества. Притязания осуществляются путем реализации личностью своих прав и свобод и - часто - посредством соответствующих требований к государственным органам, общественным организациям, а также к другим гражданам. Поэтому в правах человека всегда присутствует (теоретически) возможность привести в действие обязанную сторону - государство как ответственную в правоотношении сторону.

Все рассмотренные выше внутренние и внешние связи в их взаимодействии наполнены противоречиями, преодоление которых и есть борьба за права человека.

Среди социальных механизмов, обеспечивающих реализацию прав человека, важнейшее значение имеют гражданское общество и правовое социальное государство.

Для успешного функционирования этих механизмов требуется, во-первых, официальное признание государством реального существования прав человека. Во-вторых, их юридическое закрепление в Конституции и законодательстве страны, отвечающих международным нормам в области прав человека. Реальность и эффективность защиты прав человека без существования действенных правовых механизмов существенно снижаются. Правовое оформление является наибольшей гарантией защиты прав человека. Если не сказать большего: без норм права защита прав человека нереальна. Но из этого вовсе не следует делать вывод, будто вне юридической формы, т.е. вне законов, норм права, права человека не существуют. Конституция РФ в ч. 1 ст. 55 закрепила принцип, согласно которому признается правомерным всякое поведение, не запрещенное законом.

В-третьих, неукоснительное следование исполнительными органами власти этим общепризнанным нормам.

В-четвертых, обеспечение судебной защиты естественных прав и свобод человека <1>.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевича. С. 14.

С возникновением государства проблема прав человека стала развиваться на основе противостояния "человек - государство". Связи государства и человека в истории человечества зависели от личностных факторов. Изучение этих связей позволило выявить два типа взаимоотношений между человеком и государством - персоноцентристский и системоцентристский.

Персоноцентристский подход зародился в Древнем Риме, Афинах, где получили развитие демократия и культура. Политико-правовая мысль именно того времени объявила человека "мерилом всех вещей". Она дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме. Эта парадигма формулируется так: "от человека к государству". Персоноцентризм исходит из идеи ценности отдельного человека. В настоящее время к обществам персоноцентристского направления относятся главным образом европейские страны. В обществах данного типа ведущую роль в жизни общества играет принцип индивидуализма. Главным субъектом прав человека здесь рассматривается отдельный человек, индивидуум. Разумеется, в данном случае речь идет о доминирующей тенденции. И в таких обществах всегда были и будут такие индивиды, группы и слои людей, которые превыше всего ценят коллективистские начала жизни.

Одновременно с Древним Римом и Афинами в азиатских, древнекитайской, индусской цивилизациях господствовал системоцентристский подход к человеку. Суть его состоит в том, что государство подчиняло своей воле всех своих подданных. Оно поглощало общество, а человека превращало в послушного исполнителя. Человек рассматривался как всеобщность, он был неотделим от общества. "Человек не остров", - говорят в Африке. Права и обязанности индивида являются одновременно правами и обязанностями общества. Главными субъектами общественных отношений здесь являются естественные общества людей - семья, род, община, этнос. Разумеется, отдельный индивидуум в этих обществах также играет важную роль, но как член семьи, рода, общины, племени, этноса, общества, т.е. как часть единого целого. Нормы жизни и взаимоотношений людей в таких обществах изначально пронизаны принципами коллективизма. Семья, род, этнос ответственны за каждого из своих членов. А последние, в свою очередь, - за судьбу всей семьи, рода, племени, общества.

В современном мире в качестве примера таких общностей можно назвать страны Африки, Китай, Индию, арабские страны и т.д. Для них характерны высокая степень социализации общественных отношений, наличие сложившихся на протяжении тысячелетий систем ценностей, доминирование социального над физиологическим, духовного над материальным.

Каждая из стран, относящихся к той или иной цивилизации, идеализирует все, что присуще им самим, и критически относится к обычаям и традициям (ценностям) других стран и народов.

Из сказанного выше следует, что существующие в современном мире различия в подходах к проблеме взаимоотношения между государством и человеком имеют естественный характер, т.е. сложились исторически. Поэтому несостоятельны попытки измерить многообразие человеческих ценностей какой-то общей меркой, применять к различным цивилизациям и культурам единые оценки и критерии. Попытки же заставить все народы мира следовать нормам жизни одной цивилизации являются деструктивными. Единственный путь в этих условиях - развитие международного сотрудничества всех государств мира в разработке и принятии универсальных и общеприемлемых для всех норм и стандартов в области прав человека.

Современное международное право в своих документах учитывает факт существования различных культур и цивилизаций. В частности, можно сослаться на положения, закрепленные в Венской декларации и Программе действий, принятой 23 июня 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека. В п. 5 Венской декларации закреплен универсальный характер прав человека. Одновременно в ней говорится о необходимости учета национальной и региональной специфики: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение исторических, религиозных и культурных ценностей, правовых традиций необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанности поощрять и защищать все права человека и основные свободы".

Тысячелетиями шел и идет поиск способов взаимоотношений индивида и государственной власти. По мере общественного прогресса и развития человечества по пути свободы все более четко проявлялись стремление ограничить всевластие государства; стремление оградить человека от произвольных действий органов государства и должностных лиц; стремление предоставить личности как можно более широкое поле самоопределения.

В узком, непосредственном смысле слова теория прав человека раскрывает сущность прав человека в контексте их различия и взаимосвязи между естественными, неотъемлемыми правами человека, представляющими собой общечеловеческую ценность, и позитивными правами гражданина данной страны. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью и гражданином какого-нибудь государства.

Право гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Естественные права человека имеют своим источником природу человека, тогда как источником прав гражданина являются Конституция, законы, принятые государством. Когда речь идет о правах человека как естественных, неотъемлемых свойствах, имеются в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник, а не пассивный свидетель исторического развития. Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире его возможности выбора целей и средств их осуществления <1>. Права человека - это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. Как писал русский философ Н. Бердяев, человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать <2>.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. С. 10.

<2> См.: Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 254 - 255.

Определение понятия прав человека. Строго логически определение понятия "права человека" - дело весьма не простое, и этому есть объяснение. Права человека многообразны, ибо они отражают многогранность человеческой личности, в которой воплощаются природное, социальное и духовное начала. Не случайно в процессе их изучения используют такие категории, как "человек", "личность", "гражданин". Если понятие "человек" характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, то понятие личности характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним. Понятие же "гражданин" характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Существует много граней такого общественного явления, как права человека. Так, с точки зрения происхождения права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее существования.

По своему содержанию права человека - это основанные на нормах права и морали притязания (требования) отдельных субъектов к обществу и государству для самореализации и всестороннего развития личности. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, достижению которого должны содействовать общество и государство.

В аспекте соотношения государства и личности права человека служат пределом осуществления государственной власти.

По своему социальному назначению права человека - это средство защиты, с помощью которого человечество стремится отразить многие угрозы: ядерную войну, голод, экологический кризис и другие опасные явления.

Нередко права человека понимаются и употребляются в житейском смысле, т.е. как житейский термин. Люди говорят: "мои права", "я имею право на отдых в выходной день", - и это представляется общепонятным и не вызывает особых споров. Вместе с тем такой подход к пониманию прав человека ведет к непредвиденным последствиям, особенно тогда, когда сталкиваются люди разных национальностей, религий.

Словосочетание "права человека" встречается в документах европейских стран в течение последних столетий. Как уже говорилось, первыми актами были принятые в Англии Великая хартия вольностей (1215), признаваемая до сих пор "краеугольным камнем английской свободы", "О лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" (Habeas Corpus Act) 1679 г.

В Великой хартии вольностей содержалось следующее положение, вызывающее удивление современников: "Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан... иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны" (ст. 39).

А второй документ предписывает должностному лицу доставить в течение трех суток задержанное лицо судье для установления его виновности.

В последующий период истории были приняты другие документы, относящиеся к правам человека. Среди них следует назвать французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Декларацию независимости США (4 июля 1776 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.).

Эти и другие подобные документы стали основой принятия последующих актов по правам человека в период до Второй мировой войны. Все они характеризуются тем, что имели национальный масштаб применения.

После Второй мировой войны, принятия Устава ООН в словосочетание "права человека" был внесен новый смысл, а именно указание на международную ответственность любого правительства перед международным сообществом государств за соблюдение прав личности в своей стране. В результате понятие прав человека стало выражать особый тип отношений между человеком и обществом, между индивидом и властью.

В научной литературе можно встретить разные подходы к понятию прав человека. В одних определениях акцент делается на юридический аспект, в других - на морально-этический, в третьих - на философский аспект понятия прав человека.

В работах отечественных авторов права человека определяются преимущественно как социальные возможности, представляющие собой объекты его притязаний. Такой подход, хотя в целом и верный, однако упускает из виду то, что совокупность имеющихся у индивида возможностей является лишь средством, предпосылкой для реализации его прав и свобод, но самими правами эти возможности не являются. Права человека - это не только средство достижения блага. Они превращаются в само благо, если обеспечены условиями жизни и если гарантированы государством.

Средства обеспечения, гарантирования прав человека могут быть различными в зависимости от целого ряда социально-экономических, политических и культурных факторов, но значение и ценность прав человека носят всеобщий характер <1>. Разумные потребности, жизненно важные интересы и способы их удовлетворения выступают в качестве главной предпосылки формирования и функционирования прав человека как неотъемлемого свойства личности. Однако, для того чтобы эти потребности стали действенным регулятором для реализации прав и свобод человека, они должны быть осознаны. Может возникнуть ситуация, когда у человека есть внешняя возможность обеспечения конкретных прав, но нет потребности. Человек не будет стремиться к их обеспечению. Следовательно, без активных, целенаправленных действий со стороны человека никакие права и свободы сами по себе не могут быть реализованы.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. С. 42 - 43.

Права человека часто рассматривают лишь как юридическую категорию. В одних случаях права человека рассматриваются как особый раздел международного права, в других - определяются через категорию правового статуса человека <1>.

--------------------------------

<1> См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 2000.

В последнем случае права человека сводятся к правам гражданина. Очевидно, что при таком понимании прав человека искажаются их сущность и специфика, поскольку в данном случае права человека сводятся лишь к правам гражданина. Однако известно, что между правами человека и правами гражданина имеются различия: любой гражданин - это человек, но не каждый человек - гражданин. То есть эти понятия отличаются по своему объему. Права человека характеризуют такие слова, как "любой", "каждый" человек, "никто", "все лица", а права гражданина - слова "гражданин государства", "правовой статус индивида". В каждом государстве конституция провозглашает и наделяет своих подданных определенными правами, свободами и обязанностями. Между государствами в этом отношении могут быть существенные отличия, особенно между демократическими и тоталитарными политическими системами.

Права же человека имеют всеобщий характер, они присущи любому человеческому существу, кем бы он ни был и где бы он ни находился. Права человека - неотъемлемое, естественное свойство личности.

Главный недостаток понимания прав человека лишь как государственно-правовой категории - в его односторонности. Оно исходит из того, что права человека всецело обусловлены лишь одной из сфер общественной жизни - государственно-правовой. Однако они в не меньшей степени связаны также с философией, религией, моралью, культурой. Свобода, справедливо подчеркивал американский юрист Лернед Хэнд, живет в душах людей, а когда она там умирает, ее не спасут ни конституции, ни законы, ни суды.

В проблеме прав человека наряду с термином "права человека" используется понятие "свободы". Свободы человека имеют много форм проявления и определений. Одно из первых таких определений содержится во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней сказано: "Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами".

Можно сказать, что свобода - это способность и возможность человека действовать в соответствии со своим выбором и в целях обеспечения своих интересов и потребностей. Важнейшим из них является стремление быть самим собой, развивать и использовать свой созидательный потенциал, формировать в себе подлинно человеческие качества. Среди этих качеств первостепенное значение имеют свобода воли, стремление к независимости, самоутверждению и достижению высоких общественных духовно-нравственных идеалов <1>.

--------------------------------

<1> Права человека: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. С. 12.

Итак, права человека - это такие права, которые имеет или должен иметь человек. Это права, которыми человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. В то же время они обусловлены социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства. Права человека по самой своей природе универсальны, ибо это права всех людей без исключения. Их субъектами являются отдельные люди, группы людей (дети, женщины, лица без гражданства, беженцы и т.д.), отдельные социальные общности (национальные, этнические, религиозные, расовые группы), народы и все человечество в целом.

Из всего сказанного выше представляется правильным определить права человека не как совокупность социальных возможностей индивидов для удовлетворения их запросов и их развития, а как основанные на нормах и принципах права и морали притязания (требования) отдельных индивидов и групп к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации, достижения свободного и всестороннего развития личности <1>.

--------------------------------

<1> Такое понимание прав человека мы встречаем у авторов учебного пособия по правам человека под общей редакцией А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. См.: Права человека: Учебное пособие. С. 12.

Такое понимание прав человека является самым широким. Однако оно адекватно отражает сущность прав и свобод человека. Оно включает в себя и естественные права человека. Имеются в виду притязания, осуществление которых означает для человека реальность его существования, реальность его развития. Эти притязания должны быть правомерными, это означает, что они не должны препятствовать такому же развитию других людей. Лишь в этом случае они будут иметь правомерный характер.

Принципы прав человека. В области прав человека можно выделить общие принципы прав человека, которые конкретизируются и закрепляются в правовых принципах. Среди последних следует особо выделить конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина и международно-правовые принципы поощрения и защиты прав человека <1>.

--------------------------------

<1> К конституционным принципам прав и свобод человека относятся: всеобщность и неотчуждаемость; единство прав, свобод и обязанностей; равенство всех перед законом; непосредственное действие; гарантированность и защищенность государством. К международно-правовым относятся: принцип уважения прав человека; принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации; принцип равенства прав мужчин и женщин; принцип ответственности за преступные нарушения прав человека и др. Указанные принципы будут рассмотрены в других разделах данной работы.

В данном разделе будут рассмотрены лишь общие принципы прав человека, к которым относятся:

- принцип гуманизма;

- принцип свободы;

- принцип равенства и равноправия;

- принцип достоинства личности;

- принцип толерантности;

- принцип справедливости.

Принцип гуманизма. Он основан на таких ценностях, как добро, справедливость, человечность. От него производны остальные принципы.

Истоками гуманизма явились идеи мыслителей о нравственной ценности человеческой жизни и личности. Это также идеи о свободе личности, необходимости защиты достоинства человека. В работах гуманистов, философов прошлых веков (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) утвердились идеи гуманизма о признании человека как личности, его права на свободу и неприкасаемость. Государство должно применять власть лишь на благо членов общества. Критерием государственности были нравственные требования: общее благо, правовые начала. Государство, которое признает приоритет прав человека, опирается на принципы разделения властей, верховенства права, может быть оценено как правовое и нравственное.

Принцип свободы. Главной ценностью для человека является свобода. Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода - это возможность и способность индивида действовать в соответствии со своими целями и интересами.

Большинство людей воспринимают это понятие как свободу от чего-то, связывают его с освобождением от прошлого, т.е. главное внимание уделяют идеологическому аспекту свободы, а не правовому. Между тем наиболее важной является трактовка свободы как категории права, как важнейшего принципа права. Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга и есть правовое выражение свободы. Норма права выступает масштабом, мерой свободы. Она противостоит произволу и привилегиям в рамках правового поля. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры - это не свобода. Сходство двух рассматриваемых категорий прав и свобод определяется через правовую возможность.

Что касается различий между двумя категориями (понятиями), то они проявляются в следующем. Права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства. Если государство в своей конституции закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае предоставления субъектам свободы государство берет на себя функцию контроля за тем, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

Свободы человека - сферы, области деятельности индивида, от вторжения в которые государство должно воздерживаться. Государство должно лишь очерчивать с помощью права границы, область, в которых человек действует по своему выбору. При этом государство защищает правомерное поведение человека. Но одновременно оно ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Например, демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений человека. Оно не должно устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной. Это - свобода каждого человека, его выбор. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести в отдельных случаях.

Сравнение двух рассматриваемых понятий показывает, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата, в то время как термин "права" определяет конкретные действия человека, например право избрать или быть избранным. Однако на практике четко разграничить между права и свободы часто бывает трудно.

Принцип равенства и равноправия. Свобода и равенство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Свобода неотделима от равенства. Об этом записано в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Декларации независимости США 1776 г.

Принцип равенства (равноправия) означает требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни.

Рассматриваемый принцип включает в себя несколько аспектов - юридическое, социальное и политическое равенство.

Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод и обязанностей. В данном аспекте речь идет именно о правовом, а не о фактическом равенстве людей, достигнуть которого невозможно. В современном обществе отношения между людьми строятся на правовой основе. По словам отечественного юриста В.С. Нерсесянца, истории известен только один вид действительного равенства - формально-правовое равенство. Формальное равенство означает равенство людей со стороны закона и, следовательно, полный запрет дискриминации, который является средством попрания идеи равноправия.

Можно утверждать: там, где нет принципа равенства, там нет права как такового. Согласно данному принципу люди, со всеми их различиями и несмотря на эти различия, равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права - в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению целей (правовыми способами и в правовых пределах).

Социальное равенство означает равенство людей независимо от их принадлежности к определенной социальной группе, независимо от пола, расы, цвета кожи, вероисповедания и других критериев. Другими словами, принцип социального равенства требует не допускать дискриминацию в зависимости от вышеотмеченных признаков. Это закреплено в конституциях и международных документах.

Политическое равенство означает равенство людей независимо от их государственной принадлежности (гражданства). Данный элемент принципа равенства закреплен, в частности, в ст. 21 Хартии основных прав Европейского союза 2000 г.

Рассматриваемый принцип равенства (равноправия), так же как и принцип недискриминации, закреплен не только в конституциях государств, но и в международно-правовых актах. Можно без преувеличения утверждать, что этот принцип является основой современного международного права. На нем базируется вся система защиты прав человека. Современное международное право вобрало в себя все прогрессивное в деле обеспечения равенства и предотвращения дискриминации в отношении людей, что было достигнуто человеческой мыслью и законодательством государств. Принципы равенства (равноправия) и принцип недискриминации получили отражение в таких международно-правовых актах, как Устав ООН (п. 3 ст. 1), Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и т.д.

Принцип достоинства личности. Одним из источников и принципов прав человека является достоинство личности. Принцип уважения достоинства личности утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов (конституций) государств: "Человеческое достоинство ненарушимо". Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей.

Считается, что это особый источник прав человека. Без достоинства разрушается сама оценка личности. А ее отсутствие наносит ущерб обществу в целом. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям. Результатом этого может стать нетерпимость человека к достоинству других лиц. А это - источник конфликтов в обществе.

Сошлемся на такой факт: унижение достоинства человека в местах лишения свободы - это общеизвестный факт. По мнению специалистов, это обстоятельство является препятствием для исправления человека (заключенного).

Вся философия прав человека основана на базе признания такой ценности, как достоинство человека.

Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо писал, что достоинство заложено в самой сути человека. Достоинство, с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества.

С другой стороны, достоинство - это признание со стороны общества социальной ценности, неповторимости каждого конкретного человека.

Достоинство человека - социальное, социально-психологическое явление, источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрытия, самореализации как личности. Это ведет, в свою очередь, к обогащению, совершенствованию всего человечества.

В философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Она получила признание и отражение в международных актах и других документах. Так, ст. 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".

Конституция РФ в соответствии с международными стандартами фиксирует следующим образом эту идею: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (ст. 21).

Принцип толерантности - это особый принцип прав человека. Он утверждает чувство уважения к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.

Принцип справедливости - понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав. Справедливость - это некая середина между излишком и недостатком (Аристотель).

Справедливость присутствует как оценочный критерий в процессе осуществления прав и свобод человека. По форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью. Выполнение этих правил в практической деятельности и будет свидетельствовать о наличии справедливости.

§ 2. Права человека - явление

мировой культуры и цивилизации

В современном мире права человека признаны одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные аспекты индивидуального и общественного бытия. Это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Поэтому содержание прав человека определяется различными аспектами: политическим, экономическим, философским, культурным, правовым и т.д.

Права человека - явление сложное и многогранное, поскольку сам человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюций, в котором соотносятся духовное и телесное, биологическое и социальное начала.

Характер и способы взаимоотношений человека и государства (власти), а также индивидов между собой являются одним из наиболее важных признаков, по которому можно судить о типе цивилизации, т.е. о ступени развития общества, его материальной и духовной культуры.

Процесс исторического развития прав человека проходил в разных государствах и регионах в разное время неодинаково под влиянием определенного мировоззрения, культуры, морали, философских и религиозных взглядов, характерных для соответствующей цивилизации.

Каждая следующая ступень исторического развития общества характеризовалась развитием степени свободы и возможности самореализации личности. Однако в рамках одной формации отношение к правам человека может быть разным. Как известно, и в условиях рабовладельческого строя существовали государства (Афины, Рим) с высокой степенью развития демократии и духовной культуры, которого не достигли не только многие феодальные, но и буржуазные государства. Поэтому становление идеи прав человека нужно скорее связывать не с определенной стадией социально-экономического развития общества, а с такими явлениями, как цивилизация и культура.

В академической науке понятие "цивилизация" стало все шире использоваться при формулировании общих культурно-исторических принципов и законов устроения и развития сложного человеческого общества.

Формирование цивилизации сопровождается преобразованием этических систем, что приводит к всесторонним изменениям в социальных отношениях. Наряду с изменением социальных отношений меняются и мировоззренческие принципы. Расцвет цивилизации происходит только в условиях культурной и политической независимости и представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, общественного и индивидуального благополучия.

Культурная основа представляет собой один из главных составных элементов личности. Она в значительной степени определяет такие категории, как "самовосприятие", "самовыражение" и "чувство принадлежности к той или иной группе" <1>. Свобода личности является неотъемлемым элементом культурного развития общества. Одним из источников идеи прав человека являются представления о том, что необходимо человеку для достойного человеческого существования. В этом отношении права человека являются для государства ориентиром в принятии мер, направленных на всестороннее развитие человеческой личности. Поэтому в первую очередь права человека имели духовное, нравственное, культурное и религиозное начало, а затем уже и правовую составляющую. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества <2>.

--------------------------------

<1> См.: Эйтон-Шенкер Д. Проблема прав человека и культурное разнообразие / Департамент общественной информации ООН. DPI/1627/HR (февраль 1996). Режим доступа: https://www.un.org/russian/topics/humanrts/annivers/diversit.htm.

<2> Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2001. С. 134.

Безусловно, ситуация с правами и свободами индивида в любой стране зависит не только от исторического развития и характера общественно-политического строя, но и от культурных, религиозных, правовых, национальных традиций. Однако традиционная культура не должна заменять собой права человека. Она представляет собой культурный контекст, в котором права человека должны быть установлены и в котором должны быть обеспечены их поощрение и соблюдение. Несмотря на разнообразие культур и традиций, права человека сохраняют свою значимость в различных культурных контекстах, поскольку упор делается на общие для всех, основополагающие ценности, разделяемые всеми культурами: ценность жизни, достоинство, защита от произвола. Эти основополагающие ценности находят свое воплощение в правах человека. Именно поэтому всеобщий характер прав человека был четко определен и признан в международном праве.

Данные идеи нашли отражение в универсальной концепции прав человека, согласно которой права человека едины и представляют собой общие для всех ценности, они в одинаковой степени применимы ко всем людям на Земле. Это позиция развитых демократических стран.

Универсальная концепция прав человека отразилась во всех международных документах, но это влечет за собой большое количество оговорок и нератификаций со стороны стран третьего мира; поскольку права человека - это явление культуры, то различные исторические традиции, психология и культура разных государств не могут не повлиять в определенной степени на понимание прав человека, на политику и практику в этой сфере. Однако категорию "права человека" нельзя определять как явление, характерное лишь для "западных цивилизаций" и не соответствующее национальной культуре и традициям восточных стран.

В современных условиях межгосударственные отношения должны строиться на основе взаимных общих интересов и общечеловеческих ценностей, того, что ценно и важно для любого государства, независимо от формы правления, государственного устройства, уровня социально-экономического развития, культуры и традиций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Искаков Г. Универсализм прав человека и релятивизм культуры // Печатные материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2001. Режим доступа: https://www.prof.msu.ru/publ/omsk/24.htm.

Несмотря на это, вторая половина XX в. характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: не только актуализацией проблематики прав человека и утверждением международных стандартов в области прав человека, но и возросшим вниманием к особенностям культуры отдельных регионов и наций. Это свидетельствует о том, что сторонники глобализма и универсализма и сторонники регионализма и релятивизма не уступают друг другу.

Культурный релятивизм - это концепция, в соответствии с которой человеческие ценности носят далеко не всеобщий характер и существенно варьируются в зависимости от различных культурных перспектив <1>, а права человека являются скорее относительными, чем всеобщими, т.е. права человека не могут быть общими для всех наций, так как велики различия в истории, культуре, цивилизации, ценностях отдельных народов. Так, в разных религиозных системах и регионах мира теории прав человека обладают своими особенностями:

--------------------------------

<1> См.: Эйтон-Шенкер Д. Проблема прав человека и культурное разнообразие / Департамент общественной информации ООН. DPI/1627/HR (февраль 1996). Режим доступа: https://www.un.org/russian/topics/humanrts/annivers/diversit.htm.

- в иудаизме акцент делается на обязанностях индивида, наложенных Богом, на коллективном опыте и заботе о ближнем;

- католическая концепция рассматривает Бога как высшего судью праведности и справедливости, человек несет ответственность только перед Богом, что обеспечивает справедливость в мире;

- согласно мусульманской концепции наибольшая ценность - это свобода быть (существовать). Нужно найти самоцель человеческого бытия - быть счастливым в условиях своего существования. Права человека следуют обязанностям человека. Человек имеет обязанности по отношению к Богу, к природе, к другим людям. Права и свободы очерчены божественным законом. Исламская концепция прав человека основывается на исламской вере и носит божественный характер. Она направлена к мусульманам во всем мире. Универсальность прав и свобод человека в исламе касается только мусульман, независимо от государства, в котором они находятся, его формы правления и политического режима;

- в буддизме, конфуцианстве целью человеческого существования считаются всеобщая гармония и единство. Главное - стремиться найти всеобщую гармонию и красоту, а не обеспечивать индивидуальные права. Проповедуются покорность судьбе и нахождение себя в том, что есть;

- для африканской культуры характерно то, что во главу ставятся уважение к старшему поколению, забота о родителях, социальные обязанности поколений, тесные связи преданности и подчинения коллективу. Частных дел у человека нет. Моральные и социальные обязанности - основы жизни;

- западная цивилизация делает акцент на индивиде, индивидуальной свободе и независимости от общества. Высшими ценностями считаются собственное достоинство, автономия индивида, равенство и уважение друг к другу. Большое внимание уделяется предотвращению нарушений прав человека со стороны государства.

Культурный релятивизм влечет ряд вопросов: могут ли существовать всеобщие права человека в мире, характеризующемся многообразием культур? Как согласовать права человека со столкновением культур?

Согласно высказыванию лауреата Нобелевской премии мира 2003 г. Ширин Эбади, несмотря на отличия культур, языков, цвета кожи, одежды, искусства, литературы и т.п., "у всех людей есть нечто общее: все они - человеческие существа, ни больше ни меньше. Поэтому, невзирая на любые различия, все культуры включают ряд общих принципов:

- ни одна культура не допускает эксплуатацию людей;

- ни одна религия не позволяет убить невиновного;

- ни одна цивилизация не приемлет насилия или террора;

- пытка несовместима с человеческой совестью;

- жестокость и зверство противны любой традиции.

Короче говоря, в этих общих принципах, разделяемых всеми цивилизациями, отражены наши основные права человека. Все и повсюду оберегают и лелеют эти права. Таким образом, культура никогда не должна использоваться как предлог для попрания прав человека, потому что в этих правах воплотились основные ценности человеческих цивилизаций" <1>.

--------------------------------

<1> Доклад о развитии человека 2004 "Культурная свобода в современном многообразном мире" // Программа развития ООН. 2004. С. 29.

Если государство игнорирует всеобщие права человека, ссылаясь на особенности культуры и религии, то оно неправомерно лишает основных прав и свобод тех лиц, которые находятся под юрисдикцией данного государства. Права человека принадлежат каждому с рождения независимо от культуры индивида.

Каждый человек достоин прав человека без какой-либо дискриминации. Принцип отказа от дискриминации является одной из основополагающих норм международного права. Это означает, что правами человека наделены все люди независимо от "расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". Принцип отказа от дискриминации обеспечивает защиту отдельных лиц и групп от лишения или нарушения прав человека. Лишение прав человека на основании культурного отличия представляет собой дискриминацию. Права человека предназначены для всех людей, принадлежащих к любой культуре.

Необходимо уяснить, что права человека подразумевают введение не единого культурного стандарта, а единого правового стандарта минимальной защиты, необходимой для обеспечения человеческого достоинства. В качестве правового стандарта, принятого на уровне Организации Объединенных Наций, всеобщие права человека представляют собой международный консенсус по вопросам прав человека, т.е. согласование между универсальностью прав человека и культурным, религиозным, этническим, правовым разнообразием.

Этот консенсус нашел свое воплощение во Всеобщей декларации прав человека. Всеобщий характер прав человека в буквальном смысле зафиксирован в самом названии Всеобщей декларации. В преамбуле Декларация провозглашается "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

Таким образом, поскольку права человека - это явление культуры, то различные исторические традиции, психология и культура разных государств не могут не повлиять в определенной степени на понимание прав человека, на политику и практику в этой сфере. Однако, несмотря на это, категорию "права человека" нельзя определять как явление, характерное лишь для "западных цивилизаций" и не соответствующее национальной культуре и традициям восточных стран.

Каждый человек независимо от государственной принадлежности, действия национальной правовой системы чувствует в себе "одинаковость" понимания законов совместного проживания. Общая воля человечества, реализуемая в праве, требует общечеловеческих стандартов, не только допускающих развитие и инициативу, но и преследующих поведение, которое в случае осуществления его в широких масштабах может нанести ущерб человечеству, поставит под сомнение общечеловеческие ценности как ориентир нормального движения и развития человечества и отдельного человека (в том числе включающие и защиту индивидуальных прав и свобод человека как элементарных частиц, из которых складывается безопасность человечества в целом) <1>. Это означает, что существуют определенные универсальные принципы и нормы, применимые к любому человеческому обществу. Достижение согласия относительно минимальных стандартов по защите прав человека стало возможным прежде всего на основе признания мировым сообществом ценности человеческой жизни.

--------------------------------

<1> См.: Ударцев С. Метаправо и правопонимание (о трансформации правопонимания на новом уровне правового развития) // Научные труды "Адшет". 2000. N 1 (7). С. 38.

При этом международный стандарт, например, в рамках ООН, по своей природе является минимальным, поскольку является результатом компромисса между странами с различными правовыми системами и традициями, по тем или иным причинам пришедшими к общему выражению своих на практике ощутимо расходящихся позиций.

Права человека не отражают особенности одной культуры и не ориентированы на нее за счет исключения других культур. Всеобщие права человека отражают минимальные общие правовые стандарты защиты человеческого достоинства.

В результате этого всеобщие права человека приобретают гибкость, достаточную для обеспечения уважения и защиты культурного разнообразия и самобытности, и становятся релевантными для различных культур <1>.

--------------------------------

<1> См.: Эйтон-Шенкер Д. Проблема прав человека и культурное разнообразие / Департамент общественной информации ООН. DPI/1627/HR (февраль 1996). Режим доступа: https://www.un.org/russian/topics/humanrts/annivers/diversit.htm.

§ 3. Права человека в структуре социальных отношений

Историю развития человеческого общества можно представить и установить ее хронологию не только в связи со сменой общественно-экономических формаций, но и с позиций эволюции прав и свобод человека, а также тенденций развития идей о правовом статусе личности. Даже при весьма общем ознакомлении с историей формирования институтов прав человека можно сделать непреложный вывод: проблема прав человека всегда была основой классовых противостояний, в которых наблюдался постепенный, но необратимый процесс расширения сферы действия прав человека и гарантий их осуществления. Свод прав и свобод человека, зафиксированный в современных международных и внутригосударственных документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые в конце концов стали общепризнанной нормой современного демократического общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2005. С. 31.

Значимость категории "права и свободы человека" во многом определяется ее местом в социальной структуре общества. Без установления роли прав и свобод в жизни социума трудно усвоить их сущность и назначение.

Для установления такой роли необходимо определиться с самим понятием общества применительно к государственно-правовым явлениям. Так, в юридической литературе имеются определения общества как совокупности общественных отношений <1>; как множества людей, соединенных между собой определенными связями, основанными на интересе <2>; как продукта взаимодействия людей, определенной организации их жизни, сущность которых заключается в многообразных связях и отношениях между людьми и их объединениями <3>, и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 25.

<2> См.: Раянов Ф.М. Юриспруденция. Уфа, 2001. С. 83.

<3> Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 27.

На протяжении всей человеческой истории обществу была свойственна структурированность, что было связано с целым рядом факторов, в том числе и с усложнением взаимоотношений между людьми. Общество в своем развитии прошло многие формы организованности: орда, род, племя, фратрия, курия, наконец, государство - все это формы и способы организации людей. Наличие необходимой степени организованности, упорядоченности общества, разделения труда и экономических функций объективно ведет к формированию различных социальных групп, складывающихся в структуру: слоев, классов, каст. В настоящее время важными срезами такой структуры являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, территориальная (поселенческая) и т.д. группы населения. Они весьма различны по своему социальному положению, экономическому благосостоянию, сознанию и мировоззрению, но находятся в тесном взаимодействии между собой.

Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура общества выступает основой, каркасом всей системы общественных отношений, рассматривается как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. Эти институты задают ролевые позиции и нормативные требования по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собой определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Несмотря на объективный характер социальной структуры общества, определенное значение каждого из ее элементов в идее той или иной группы населения, особенности каждой социальной группы, определяющейся ее местом и ролью, эволюция общества и личности породили парадигмы социального и правового состояния, свойственные всем индивидам без исключения и вне зависимости от занимаемой позиции в социальной структуре. Непреложная ценность и аксиома гуманизма - права человека - в современном мире играют роль не закрепления стартового неравенства или конкуренции, а скорее ее объединяющей основы. Права человека стержнем пронизывают социальную структуру современного общества, являясь ее принципом, закрепляя равные правовые возможности людей. В современной системе взглядов ни у кого не вызывает сомнения тезис о единстве категории "права и свободы человека" вне зависимости от социальной принадлежности человека. Существующий механизм обеспечения такого отношения на уровне национальных и международных институтов позволяет говорить об устойчивости равенства членов общества. Любая дискриминация по социальному признаку недопустима, а в случае ее проявления виновное лицо должно привлекаться к ответственности.

Права и свободы человека в социальной структуре также играют коммуникативную роль, позволяя общаться и взаимодействовать членам общества на равных. Взаимное уважение прав и свобод - достижение правовой политики и правовой культуры многих государств. В то же время в значительном числе стран мира данное положение оставляет желать лучшего.

Объективное внутреннее деление общества не страдает от установления правового равенства, основные стандарты человеческого общежития отнюдь не тормозят общественное развитие, а являются весьма высоким результатом общественной эволюции, исторически возникшим ориентиром и правовым идеалом.

Есть мнение, что в развитии прав и свобод личности отмечаются три этапа, или три поколения, прав и свобод. Первое поколение связано с буржуазными революциями, результатом которых в том числе были признание и закрепление в законах основных личных, экономических и политических прав и свобод: неприкосновенность личности, свобода совести, свобода частной собственности, избирательные права и некоторые другие. Второе поколение прав связано с признанием прав личности на государственную опеку, а также прав и свобод, связанных с социальным и трудовым статусом личности, вытекающих из слабости отдельного индивида как перед лицом государства, так и перед своим сильным контрагентом - капиталистом, работодателем. Третий этап, начавшийся после Второй мировой войны, характеризуется дальнейшим укреплением традиционных прав, их обогащением за счет признания дополнительных личных, политических, социально-экономических и культурных прав. В этот период проблема прав человека приобретает полноценный международный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001. С. 106 - 107.

Нам же представляется, что история становления и развития прав и свобод личности носит более продолжительный во времени характер. Поиск способов взаимоотношений индивидов, социальных групп между собой и с властью шел тысячелетиями. Общество стремилось ограничить неукротимое всевластие государства с самого начала его возникновения, прежде чем наконец ожидаемое состояние прав и свобод личности не вызрело в наиболее приспособленных условиях цивилизации западной (европейской, североамериканской) ориентации.

Зарождение идеи прав человека возникло практически одновременно с идеей демократии, относящейся к античности. В V - IV вв. до н.э. в древнегреческих полисах, а позднее - в республиканском Риме со статусом гражданства тесно связывались политические и некоторые личные права. В начале своего развития права и свободы как категория тесно увязывались с социальным и политическим статусом их носителей. Однако даже первоначальные представления о неразрывности взаимодействия прав человека и господства закона в обществе носили отчетливую гуманистическую нагрузку и были выражены в трудах Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей, при этом каждая новая ступень в развитии общества и приращении знаний о нем добавляла все новые качества правам человека, удлиняла радиус их действия, распространяла их на все более широкий круг субъектов, вбирая различные социальные группы.

События более поздних периодов развития государств и обществ, особенно в связи с установлением капиталистического типа общественных отношений, характеризуются выдвижением, осмыслением значимости и правовым закреплением непреходящих идей, связанных с утверждением прав человека в политической и правовой жизни общества. Новые ориентиры во взаимоотношениях человека и государства были определены в работах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Мильтона, Дж. Лильберна, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, В. Гумбольдта и других мыслителей. Трудно переоценить значение изложенных данными идеологами подходов к правам человека, их очевидную общечеловеческую направленность и ее установление в качестве основного фактора государственной деятельности. Современное состояние правового статуса личности, особенно в странах Западной Европы и Северной Америки, по большому счету является результатом восприятия философской, этической, правовой и политической либеральной доктрины, начавшей формироваться в данный период развития общества.

Можно привести до


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: