Источник развития права — «народный дух» (Volksgeist)- (этот термин был у Монтескье). Право — это всегда историческое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого- либо произвола.
Этапы исторического развития права:
1. Первоначально право возникает в сознании народа как природное право (обычное право).Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа.
2. С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появляется научное право (право юристов). Юристы выступают не творцами права, а лишь выразителями народного духа. Они вырабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике.
3. Последний этап в развитии права — законодательное право. На этом этапе юристы подготавливают законопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом.
Таким образом, он определяет задачи правителей- признавать право, которое существует независимо от них.
|
|
Историческая школа и кодификация права. В 1814 г. профессор Гейдельбергского университета Ю. Тибо предложил создать единый Гражданский кодекс Германии, который базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский гражданский кодекс 1804 г.
Савиньи в своей работе «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную. Так как:
v Нарушение органического развития права;
v «немцы не доросли до создания свода законов»- В Германии нет подготовленных юристов, некому доверить разработку текста кодекса, подобных римским юристам времен Папиниана
v нет судей, которые бы проверяли кодекс
Савиньи не отрицал возможность кодификации, но только после создания в Германии единой «органично развивающейся правовой науки».
Германское гражданское уложение появилось спустя сто лет (в 1900 г).
Билет 32 32. КОНСЕРВАТИВНОЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ЭДМУНДА БЁРКА.
Бёрк Эдмунд (1729 – 1797) – ирландский государственный деятель, представитель консервативной политической и правовой мысли.
Эпоха: В 17 в. в Англии после Славной Революции была установлена парламентская монархия. Бёрк был членом палаты общин, примкнул к партии вигов. Во время дискуссий по поводу североамериканских колоний Англии всегда поддерживал колонистов.
Основные работы: «Размышления о революции во Франции». Наиболее знаменитое высказывание Бёрка было направлено против Французской революции. Он был убежден, что французская революция таит в себе угрозу всей Европе.
|
|
Логическое основание политического и правового учения: Идеология вигизма. В основе вигизма лежит верность конституционному устройству Британии, в котором баланс между властью короны, властью парламента и судебной властью был закреплен Славной революцией. Также Бёрк провел сравнительный анализ Французской революции (1789) с английской Славной Революцией (1688).
Критика неограниченной власти парламента. Бёрк отрицательно отнесся к революционным изменениям, которые произошли во Франции после революции 1789 г. Создание Национального собрание и разработку новой конституции во Франции он оценивал как безрассудные и самонадеянные акты.
· Бёрк предсказывал, что создание Национального собрания, власть которого ничем не ограничена, цели которого не определены «может быть причиной ужасных потрясений».
· Непрерывная, по сравнению с Англией, деятельность Национального собрания представлялась Бёерку угрозой для французской нации.
· Бёрк полагал, что «беспрерывный труд» парламентариев имеет следствием их неспособность «к истинному суждению».