Возрождение как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIV в. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.
Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV--XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии. В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций.
Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания, новыми элементами стали аркады. Постепенно устранялись высокие средневековые крыши, ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами.
С увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных очертаний. На изменение их большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку.
Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды. Поиски «идеальных» форм зданий стали одной определяющих тенденций.
Архитектурным центром Возрождения была Тоскана с главным городом – Флоренцией.
Филиппо Брунеллески (первая половина XV в.). Он применил в Воспитательном доме во Флоренции вместо стрельчатой арки легкую полуциркульную. Одним из выдающихся сооружений Брунеллески был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (палаццо), предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов.
Особенностями ренессансных фасадов являются огромные оконные арочные проемы, разделенные колонками, рустовка первых этажей камнями, верхних – плитами, карнизы большого выноса и тонко прорисованные детали. Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применяли рустовку. В XV в. итальянские зодчие часто применяли коринфский ордер.
Ярким представителем римской школы был великий Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Его творчество, протекавшее во Флоренции, с особой силой использовало яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В композиции капеллы Медичи, церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1520г.) выполненные Микеланджело интерьер и скульптуры слились в единое целое.