Экспертные методы принятия управленческих решений. Савельева

· Метод комиссий. Предполагает регулярное собрание экспертов для проведения групповых дискуссий по обсуждению проблемы и выработке в ходе таких дискуссий согласованного решения. Коллективное решение принимается на основе открытого голосования. Недостатки: Отсутствие анонимности, Различная активность экспертов, не всегда связанная с их компетентностью, Публичность высказываний может приходить к нежеланию некоторых экспертов отказаться от ранее высказанного мнения, даже если оно в ходе дискуссии изменилось.

· Метод Дельфи. Достоинство метода в том, что он позволяет обобщать индивидуальные мнения отдельных экспертов, согласованное в групповое мнение.

Метод Дельфи характеризует 3 специфические особенности: Анонимность экспертов. Заключается в том, что в ходе проведения экспертизы участники экспертной группы неизвестны друг другу и взаимодействие в ходе опроса полностью исключено. Это достигается использованием специальных анкет и другими способами индивидуального опроса. Регулируемая обратная связь. Обеспечивается проведением нескольких туров опроса, результаты которых сообщаются экспертам. Каждый, ознакомившись с мнениями других может изменять свое мнение или подтверждать его неизменность. Статистическая обработка результатов опроса формирование группового ответа. Группа экспертов рекомендует вариант решения, опирающийся на мнение большинства, то есть такую альтернативу, которую бы выбрало большинство членов группы.

Метод «мозговая атака». - способ генерации идей, с помощью которых в дальнейшем можно решать ту или иную проблему. Сущность метода заключается в разделении во времени на несколько последовательных этапов процесса решения проблемы в условиях коллективного взаимодействия.

Этапы метода: Предварительный этап. Начинается с выявления и четкого определения проблемы, которую предлагают вынести на обсуждение. Руководитель «мозговой атаки» укомплектовывает группу. (Правило ). Главный принцип отбора – разнообразие профессий, квалификации и опыта. Генерационный этап. Эффект «мозговой атаки» основывается на возникновении свободных ассоциаций. Должна быть создана непринужденная обстановка и хороший эмоциональный фон. Абсолютно все произнесенные идеи должны обязательно фиксироваться.

Правила: критика исключена; приветствуются свободные ассоциации, чем смелее и необычнее замысел, тем лучше; весьма важно множество замыслов. Количество замыслов рождает их количество; комбинирование и улучшение замыслов

После окончания все высказывания группируются и направляются в группу аналитиков, которая совмещает предложения и классифицирует и обобщает полученные идеи. Итогом проведения мозгового штурма становится документ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: