Рынок как форма организации и функционирования экономики

Первоначально рынок рассматривался как базар, т. е. место рыночной торговли, рыночная площадь.

Рынок — система экономических отношений между людь­ми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления, т. е. все стадии процесса общественного воспроизводства.

Сущность рынка проявляется в его функциях:

· Функция саморегулирования товарного производства через действие рыночного механизма.

· Стимулирующая функция. Рынок побуждает производителей создавать необходимые товары с наименьшими затратами, чтобы при существующих на рынке ценах получать более высокую прибыль. Таким образом происходит стимулирование как эффективности производства, так и научно-технического прогресса.

· Информационная функция. Рынок дает участникам информацию о спросе и предложении через постоянно меняющиеся цены.

· Посредническая функция рынка заключается в том, что экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда находят друг друга на рынке и посредством рынка обмениваются результатами своей деятельности.

· Регулирующая функция. Рынок устанавливает оптимальные пропорции между фирмами, отраслями, регионами за счет расширения или сужения спроса и предложения как на отдельных рынках, так и в рамках всей экономической системы.

Система рынков — единая совокупность множества рынков различного назначения. В системе рынков достаточно определенно выделяются три крупных взаимосвязанных элемента: рынок товаров и услуг, рынки факторов производства, финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг подразделяется на множество рынков, на которых реализуются продовольственные и непродовольст­венные блага. Функционирование этого рынка требует создания товарных бирж, различных форм оптовой и розничной торговли, развитие маркетинга и создание маркетинговых организаций и т. д. Рынок услуг включает многообразные виды сервиса — коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страхо­вые операции, коммерческие, социальные и прочие услуги.

Объектами купли-продажи на рынках факторов производства являются земля, рабочая сила, средства производства.

Финансовый рынок — совокупность инвестиционных и кре­дитных рынков, рынков ценных бумаг, валютно-денежных, т. е. рынков капиталов.

Признак классификации Виды рынков
По объектам сделок рынки потребительских товаров, рынки факторов производства, рынки денег и кредитов
По масштабам охвата территории мировой, зональные, региональные, страновые рынки
По отношению к конкретной стране внутренний и внешний рынок
По уровню конкуренции высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые)
По правовому положению легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: