Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания, при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Ребёнок вовремя начинает понимать обращённую речь, но самостоятельно не говорит. Связана такая алалия с нарушением речедвигательного анализатора центрального отдела. В зависимости от того, какие зоны пострадали выделяется:
· Афферентная А- поражение затрагивает постцентральные отделы коры ГМ, которые затрагивают кинестетические ощущения нервной системы. У детей дефектно формируется кинестетическая программа. Характерна невозможность повторить слово, фразу.
· Эфферентная А – Повреждены премоторные зоны, отвечающие за последовательность, организацию сложной комплексно-двигательной программы. Детям сложно выполнять серии движений, переключаться с одного движения на другое.
Моторная алалия:
|
|
- это не общее расстройство, а парциальное расстройство речевой деятельности;
- нарушения речевой деятельности не находятся в причинно-следственной зависимости от неречевых психических процессов;
- Алалия-это не только задержка в сроках появления экспрессивной речи, это патологическое развитие экспрессивной речи;
- Алалия – это системной недоразвитие речи, т.е. в той или иной степени нарушены все подсистемы языка;
- Можно выделить группы детей с преобладающими нарушениями либо лексико-грамматической, либо фонетико-фонематической системой. Но в любом случае все системы будут нарушены.
- Ведущим при МА является нарушение экспрессивной речи при относительно сохранной импрессивной.
Этиология.
Этиологию моторной алалии связывают с действием биологических и социально-психологических причин.
Биологические причины:
- наследственная отягощённость;
- замедленное созревание ассоциативных височных корковых структур речедвигательного анализатора;
- органическое поражение ЦНС ребёнка, а именно центрального отдела речедвигательного анализатора;
- соматическая ослабленность ребёнка, которая приводит к недоразвитию лобных отделов.
Социально-психологические:
- Вынужденная госпитализация детей;
- Билингвизм;
-Неблагоприятное влияние окружающей среды, которое выражается в педагогической запущенности, невнимательности к речи ребёнка, а также воспитание ребёнка в среде лиц с речевой патологией.
(Ведущими в этиологии моторной алалии являются биологические причины, а действие социально-психологических причин усугубляет имеющийся речевой дефект.)
|
|
В симптоматике моторной алалии принято выделять:
Неречевую симптоматику:
- Неврологические симптомы;
- Особенность слуховой функции;
- Особенности общей и ручной моторики;
- Нарушения артикуляторной моторики;
- Нарушения зрительной функции;
- Нарушения внимания;
- Характер использования паралингвистических средств;
- Нарушения памяти;
- нарушения мышления (носят вторичный характер);
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
Речевая симптоматика:
У детей отмечается недоразвитие всех сторон речи (фенематическая, лексическая, морфологическая), всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи. Дети характеризуются крайне низкой речевой активностью. При данной форме алалии у детей не формируются динамические речевые стереотипы. Со временем у детей формируется набор языковых средств, но они неспособны использовать их в своей речи, т.е. ведущее расстройство- это расстройство экспрессивной речи. В развитии таких детей может отсутствовать гуление, лепет звукоподражание. Ведущими растройствами при данном виде алалии являются языковые расстройства.
Наблюдаются:
-Лексические расстройства;
- Нарушения грамматического строя речи (даже при коррекции они сохраняются длительное время);
- Синтаксические нарушения;
- Фонетические и фонематические нарушения;
- Своеобразные нарушения артикуляторной моторики(дети с трудом усваивают сложные двигательные дифференцировки, не формируются динамические артикуляторные стереотипы и т.д.).
- Нарушение просодической стороны речи(темп, ритм, интонация, мелодика и плавность речи).
- Своеобразные нарушения восприятия речи (при МА наблюдается ослабление тонуса в коре ГМ, это затрудняет восприятие тонких движений собственного артикуляторного аппарата, это влияет и на понимание речи);
- особенности коммуникативной деятельности (замены слов-жестами).
Механизмы моторной алалии.
Существуют различные точки зрения и выделены различные теории:
1)Моторная.(Белова-Давид, Правдина и др.)
Приверженцы данной теории объясняли речевые нарушения неполноценностью моторных функций. Именно этой теорией в зависимости от нарушения выделяются формы алалии (эфферентная, афферентная).
2)Психологическая теория (Левина и др).
Речевые нарушения связываются с нарушениями психической активности и внимания. Все речевые расстройства объясняются нарушением: памяти, внимания и аналитико-синтетических процессов.
3)Психо-лингвистическая. (Ковшиков).
Ковшиков рассматривал моторную алалию с точки зрения нарушения порождения речевого высказывания. Речевые нарушения объясняются нарушением операций перехода от мыслей к языковым формам, а именно нарушение усвоения языковых закономерностей.