Моторная (экспрессивная) алалия. Определение, общая характеристика. Этапы изучения механизмов моторной алалии

Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания, при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Ребёнок вовремя начинает понимать обращённую речь, но самостоятельно не говорит. Связана такая алалия с нарушением речедвигательного анализатора центрального отдела. В зависимости от того, какие зоны пострадали выделяется:

· Афферентная А- поражение затрагивает постцентральные отделы коры ГМ, которые затрагивают кинестетические ощущения нервной системы. У детей дефектно формируется кинестетическая программа. Характерна невозможность повторить слово, фразу.

· Эфферентная А – Повреждены премоторные зоны, отвечающие за последовательность, организацию сложной комплексно-двигательной программы. Детям сложно выполнять серии движений, переключаться с одного движения на другое.

Моторная алалия:

- это не общее расстройство, а парциальное расстройство речевой деятельности;

- нарушения речевой деятельности не находятся в причинно-следственной зависимости от неречевых психических процессов;

- Алалия-это не только задержка в сроках появления экспрессивной речи, это патологическое развитие экспрессивной речи;

- Алалия – это системной недоразвитие речи, т.е. в той или иной степени нарушены все подсистемы языка;

- Можно выделить группы детей с преобладающими нарушениями либо лексико-грамматической, либо фонетико-фонематической системой. Но в любом случае все системы будут нарушены.

- Ведущим при МА является нарушение экспрессивной речи при относительно сохранной импрессивной.

Этиология.

Этиологию моторной алалии связывают с действием биологических и социально-психологических причин.

Биологические причины:

- наследственная отягощённость;

- замедленное созревание ассоциативных височных корковых структур речедвигательного анализатора;

- органическое поражение ЦНС ребёнка, а именно центрального отдела речедвигательного анализатора;

- соматическая ослабленность ребёнка, которая приводит к недоразвитию лобных отделов.

Социально-психологические:

- Вынужденная госпитализация детей;

- Билингвизм;

-Неблагоприятное влияние окружающей среды, которое выражается в педагогической запущенности, невнимательности к речи ребёнка, а также воспитание ребёнка в среде лиц с речевой патологией.

(Ведущими в этиологии моторной алалии являются биологические причины, а действие социально-психологических причин усугубляет имеющийся речевой дефект.)

В симптоматике моторной алалии принято выделять:

Неречевую симптоматику:

- Неврологические симптомы;

- Особенность слуховой функции;

- Особенности общей и ручной моторики;

- Нарушения артикуляторной моторики;

- Нарушения зрительной функции;

- Нарушения внимания;

- Характер использования паралингвистических средств;

- Нарушения памяти;

- нарушения мышления (носят вторичный характер);

- нарушения эмоционально-волевой сферы;

Речевая симптоматика:

У детей отмечается недоразвитие всех сторон речи (фенематическая, лексическая, морфологическая), всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи. Дети характеризуются крайне низкой речевой активностью. При данной форме алалии у детей не формируются динамические речевые стереотипы. Со временем у детей формируется набор языковых средств, но они неспособны использовать их в своей речи, т.е. ведущее расстройство- это расстройство экспрессивной речи. В развитии таких детей может отсутствовать гуление, лепет звукоподражание. Ведущими растройствами при данном виде алалии являются языковые расстройства.

Наблюдаются:

-Лексические расстройства;

- Нарушения грамматического строя речи (даже при коррекции они сохраняются длительное время);

- Синтаксические нарушения;

- Фонетические и фонематические нарушения;

- Своеобразные нарушения артикуляторной моторики(дети с трудом усваивают сложные двигательные дифференцировки, не формируются динамические артикуляторные стереотипы и т.д.).

- Нарушение просодической стороны речи(темп, ритм, интонация, мелодика и плавность речи).

- Своеобразные нарушения восприятия речи (при МА наблюдается ослабление тонуса в коре ГМ, это затрудняет восприятие тонких движений собственного артикуляторного аппарата, это влияет и на понимание речи);

- особенности коммуникативной деятельности (замены слов-жестами).

Механизмы моторной алалии.

Существуют различные точки зрения и выделены различные теории:

1)Моторная.(Белова-Давид, Правдина и др.)

Приверженцы данной теории объясняли речевые нарушения неполноценностью моторных функций. Именно этой теорией в зависимости от нарушения выделяются формы алалии (эфферентная, афферентная).

2)Психологическая теория (Левина и др).

Речевые нарушения связываются с нарушениями психической активности и внимания. Все речевые расстройства объясняются нарушением: памяти, внимания и аналитико-синтетических процессов.

3)Психо-лингвистическая. (Ковшиков).

Ковшиков рассматривал моторную алалию с точки зрения нарушения порождения речевого высказывания. Речевые нарушения объясняются нарушением операций перехода от мыслей к языковым формам, а именно нарушение усвоения языковых закономерностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: