Существуют разные точки зрения на механизмы моторной алалии. Выделяют разные теории:
1)Моторная теория механизмов алалии. (Белова-Давид, Правдина)
Объясняет речевое нарушение неполноценностью моторной функции. Именно этой теорией, в зависимости от локализации нарушения, выделяют формы моторной алалии: эфферентная (страдает премоторная зона (центр Брока, расположенный в задней трети нижней лобной извилины) сложно делать серии движений, из-за чего они с трудом переходят от артикуляции одного звука к другому) и афферентная (При афферентной моторной алалии нарушена работа нижнего теменного отдела левого полушария (постцентральная зона), расположенного в коре головного мозга. в этом отделе происходит создание двигательных программ, ведь для того, чтобы произнести любой звук, например «а», человеку нужно сделать довольно много движений: опустить нижнюю челюсть, выдохнуть воздух и т.д.
Ребенок с афферентной моторной алалией словно не может найти нужной последовательности, из-за чего заменяет одни звуки другими или вообще не говорит их.)
2) Психологическая теория механизмов моторной алалии. (Левина, Никашина)
Речевые нарушения связываются с нарушением психической активности. Все речевые расстройства объясняются нарушением: памяти, внимания, мышления и аналитико- синтетических процессов.
3) Психолингвистическая теория (Ковшиков)
Моторная алалия с точки зрения нарушения порождения речевого высказывания. Речевое нарушение объясняется нарушением операций перехода от мысли к языковым формам, а именно, нарушением усвоения языковых закономерностей.