Общие рекомендации к проведению обследования
Часто дети с недоразвитием речи, особенно «безречевые», с трудом вступают в контакт с посторонними для них лицами. А поэтому прежде всего необходимо создать эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком, а именно: (разрешить брать игрушки, предметы или картинки, привлекшие внимание, и не сразу адресовать к ребенку свои вопросы, а дать сначала освоиться в новой обстановке. Особенно внимательно надо отнестись к спонтанным высказываниям ребенка, которые могут возникнуть в момент действия с игрушками или общения с родителями и в которых могут проявиться те особенности речевой деятельности, которые не раскрываются в искусственно созданных условиях.
В первую очередь необходимо провести обследование невербальной деятельности, в ходе которого ребенка просят сложить разрезные картинки, опустить фигурки в «почтовый ящик» и т.п. Такие задания способствуют установлению тесного контакта с дошкольником.
Задания для обследования:
|
|
1. Выявить уровень развития понимания речи
2. Установить, подается родительскому учету активный словарь ребенка или нет.(нужно объяснить родителям, что за слова принимаются все звуко-речевые проявления ребенка, если с их помощью он неоднократно обозначал одни и те же ситуации, предметы, ощущения).
3. Установить точное количество согласных единиц (если они поддаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей)
4. Выявить возможности речевого подражания (например,
· Попросить повторить за мамой, бабушкой) те слова, которыми ребенок активно пользуется
· Предложить повторить, потянуть отдельные гласные(А девочка плачет), а затем их сочетания (ИА кричит ослик)
· Предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова, состоящие из 1-2 слогов
· (для редких случаев использования слов) – определить разряды слов, употребляемых ребенком (сущ, прил, глаг).
· Отметить максимальное количество слогов (по числу слогообразующих гласных) в ловах, воспроизводимых самостоятельно и при повторении за логопедом.
· Проверить, имеютсяли комбинации слов или их фрагментов в двух формах (например: «кука», но «дай кук-у» (называет и просит игрушку), или «ти», «ток» (собирает цветы, поливает цветок).