Особенности обследования дошкольника с алалией (1 уровня речевого развития)

Общие рекомендации к проведению обследования

Часто дети с недоразвитием речи, особенно «безречевые», с трудом вступают в контакт с посторонними для них лицами. А поэтому прежде всего необходимо создать эмоционально-положительные взаимоотношения с ребенком, а именно: (разрешить брать игрушки, предметы или картинки, привлекшие внимание, и не сразу адресовать к ребенку свои вопросы, а дать сначала освоиться в новой обстановке. Особенно внимательно надо отнестись к спонтанным высказываниям ребенка, которые могут возникнуть в момент действия с игрушками или общения с родителями и в которых могут проявиться те особенности речевой деятельности, которые не раскрываются в искусственно созданных условиях.

В первую очередь необходимо провести обследование невербальной деятельности, в ходе которого ребенка просят сложить разрезные картинки, опустить фигурки в «почтовый ящик» и т.п. Такие задания способствуют установлению тесного контакта с дошкольником.

Задания для обследования:

1. Выявить уровень развития понимания речи

2. Установить, подается родительскому учету активный словарь ребенка или нет.(нужно объяснить родителям, что за слова принимаются все звуко-речевые проявления ребенка, если с их помощью он неоднократно обозначал одни и те же ситуации, предметы, ощущения).

3. Установить точное количество согласных единиц (если они поддаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей)

4. Выявить возможности речевого подражания (например,

· Попросить повторить за мамой, бабушкой) те слова, которыми ребенок активно пользуется

· Предложить повторить, потянуть отдельные гласные(А девочка плачет), а затем их сочетания (ИА кричит ослик)

· Предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова, состоящие из 1-2 слогов

· (для редких случаев использования слов) – определить разряды слов, употребляемых ребенком (сущ, прил, глаг).

· Отметить максимальное количество слогов (по числу слогообразующих гласных) в ловах, воспроизводимых самостоятельно и при повторении за логопедом.

· Проверить, имеютсяли комбинации слов или их фрагментов в двух формах (например: «кука», но «дай кук-у» (называет и просит игрушку), или «ти», «ток» (собирает цветы, поливает цветок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: